Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

ПРАВОСЛАВИЕ ТРЕБУЕТ БОЛЬШОГО УМА

Беседа с архиепископом Максимилианом

    Говоря о преподобном Ниле Сорском, прежде всего надо говорить о принципах духовной жизни, которым он следовал. А что такое духовная жизнь? Как определить, живет такой жизнью человек или нет? Об этом - наша беседа с Высокопреосвященнейшим Максимилианом, архиепископом Вологодским и Великоустюжским.

    Владыка, что такое телесная жизнь, материальная, мы прекрасно знаем. А что можно сказать о духовной жизни?
    Кроме физического тела, у человека есть душа и дух, проявляются духовные качества. Один раздражительный, другой терпеливый; один многословный, другой сдержанный, один гордый, другой смиренный... По внешнему виду эти качества определить довольно сложно. И чтобы выяснить, каков человек, нужно испытать его в каком-нибудь деле.
    Знаете, было такое модное сравнение с айсбергом - девять десятых под водой, одна десятая - над водой. Духовная жизнь в физическом плане проявляется, может быть, всего на одну десятую.
    Наверное, это непросто - узнать, что там у человека, в той части его духовного айсберга, которая не видна...
    Чтобы определить духовность другого, нужно самому иметь определенный духовный уровень. И чем он выше, этот духовный уровень, тем лучше человек чувствует духовный уровень окружающих. Подобное познается подобным: если мы измеряем длину, то нам нужна мера длины, если хотим узнать вес тут весы нужны. Но весами мы никак не измерим расстояние, а метром не измерим вес.
    Так же и здесь. Духовные люди чувствуют уровень духовности, у них открываются духовные очи. Когда Нил Сорский пришел в Кирилло-Белозерский монастырь, игумен обители сразу почувствовал, что это будет особый подвижник, и дал ему трудные послушания, которые помогали достичь высокого духовного уровня.
    Мы можем говорить о духовной жизни по признакам двух разрядов: первый это внутренние ощущения, второй - внешние проявления.
    По телесным действиям можно определить, каковы качества невидимой души человека. Преподобный Ефрем Сирин писал: "Лукавая душа, когда льстят ей, превозносится, а когда оскорбляют её, приходит в неистовство. А добрая душа и льсти не радуется, и на оскорбления не негодует".
    Нередко говорят об уровне духовной жизни в том или ином монастыре, на приходе, даже в епархии. Как это можно определить?
    Вспомним, когда в Оптиной пустыни просияли духоносные старцы, - туда пошел народ. Люди почувствовали, что там есть источник духовной воды, удовлетворяющий духовную жажду, и потянулись к старцам за советом, за наставлением. То же самое и сегодня: вспомним, сколько народу шло к архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерский монастырь, или к архимандриту Кириллу (Павлову) в Троице-Сергиеву лавру. А сколько людей приезжало к отцу Николаю на остров Залит, хоть и непросто было туда добираться. Это один из критериев уровня духовной жизни. Но бывают и ложные старцы...
    Ну да, мы помним отца Гурия в Вологде, про него даже книжки выходили "Лучезарный старец", например. Там описывалось, как отец Гурий мог определять, например, сколько человек из едущего ему навстречу троллейбуса спасется. Никто из святых Отцов не дерзал судить о посмертной участи людей, а игумену вологодскому это было ясно. Бросил мельком взгляд - и всё понял: спасутся только семеро... Почему? Откуда такая уверенность? Непонятно...
    Игумен Гурий, в общем то, искренний человек был, искренне старался жить по Евангелию - но уровень развития у него был невысоким. И Евангелие он довольно примитивно воспринимал. Почему за ним шли люди? Можем предположить, что у них тоже был невысокий уровень восприятия Священного Писания. Я бы сказал, это были простецы.
    Помните, он говорил, как креститься надо? Надо посильнее ударять по левому плечу - там бес сидит, и таким образом мы его прогоним. Вы знаете, это настолько детский уровень... Мы прекрасно понимаем, что бесы прогоняются не физическим воздействием, а духовным. Бес говорил Макарию Великому: ты постишься - я совсем не ем; ты бодрствуешь - я совсем не сплю. Но одним ты меня побеждаешь - смирением. Вот единственное оружие против бесов, а не то, как сильно мы ударяем по левому плечу, когда крестимся.
    Игумен Гурий говорил - надо прославить Николая Второго, и в нашей стране всё будет хорошо. Вот уже восемь лет прошло со времени прославления Царской семьи, а проблем у нас по-прежнему немало.
    Зато это очень наглядно - бей беса щепотью во время крестного знамения, и спасешься. Прославим Царя - и все наладится...
    Это внешние признаки. Такое внимание к ним было во все времена свойственно. Древние евреи прославляли пророков, которых их отцы побивали камнями. Что они, лучше от этого становились? Да нет, оставались такими же фарисеями, как и были, несмотря на то, что строили пышные гробницы угодникам Божиим. Дело-то в духовном уровне. Спаситель показывает это нам в притче о блудном сыне. Помните, как после покаяния блудный сын получает достоинство более высокое, чем тот сын, который внешне не согрешил ни в чем. Вот к чему приводит покаяние! А старший сын, который всё образцово исполнял, даже не захотел войти порадоваться тому, что его брат был мертв - и ожил, пропадал и нашелся. Не захотел разделить трапезу. Его больше волновала своя персона - обиделся, что отец ни разу не дал ему козленка, чтобы повеселиться с друзьями.
    Это тоже один из духовных признаков, с чем человек живет - кается он, как младший сын, или гордится своими внешними подвигами, как старший сын.
    Вопрос соотношения духовного и телесного - очень важен...
    Возьмите значение поста в жизни христианина. Мы в основном говорим о посте телесном, о воздержании от мяса, молока. Но ведь в стихирах 1 й седмицы Великого поста говорится четко и ясно о преимуществе поста духовного над постом телесным.
    Я не хочу принижать телесные подвиги - но надо соблюдать верную иерархию ценностей, которая определена святыми Отцами. А мы, наоборот, ставим выше всего телесный пост, а то, что кого то осуждаешь, с кем-то ругаешься, на кого-то гневаешься - это мелочи всё. Главное, что пескарика не съел...
    Наверное, это не единственная проблема в нашей духовной жизни - неправильное отношение к посту?
    Проблем в этой сфере немало. На епархиальном собрании я говорил, что в некоторых храмах неверно читаются молитвы, например, Ефрема Сирина, что порой частят, произносят прошения скороговоркой - это тоже один из признаков неверной духовной жизни. Когда мы быстро читаем, тараторим - о какой молитве может быть речь!
    Святитель Феофан Затворник говорил, что вслед за словами идет ум - а вслед за умом идёт сердце. Если не успеваем сообразить, о чем молимся, - о каком уме может идти речь, а тем более о сердце? Молитва бесчувственная получается, бессердечная.
    И таких вещей у нас немало, например, неприятие ИНН, новых паспортов и тому подобное. Это, опять же, отношение к внешним вещам. Наше подчинение властям не влияет на наше благочестие. И вот что странно, если вдуматься: старый паспорт, с серпом и молотом, мы признаём, а новый, с Георгием Победоносцем, брать не хотим... Как это объяснить? По вопросу о современной замене паспортов можно сказать следующее. Когда в советское время царские паспорта заменяли на новые, с сатанинской символикой - пятиконечной звездой в гербе СССР, тогдашние "ревнители православия" считали их печатью антихриста, а ведь современные "ревнители" отстаивают именно эти паспорта. Видно, духовный уровень невысок у тех, кто отказывается от паспортов, медицинских полисов, коль скоро внешние вещи они принимают за что-то, определяющее духовную жизнь.
    Тут ещё и вопрос церковной дисциплины - ведь священноначалие не раз обращало внимание на эту проблему, и в "Благовестнике" у нас были статьи по этой теме, но приезжает какой-то неизвестный человек, начинает убеждать и люди следуют за ним, хотя то, что он говорит, противоречит учению святых Отцов, определению Священного Синода, обращению Святейшего Патриарха... Почему это происходит, как Вы думаете, Владыко?
    Может быть, от доверчивости. Дело в том, что Православие требует большой работы над собой, я бы сказал, очень большого ума. Почитайте творения святых Отцов - какая четкая логика, какая ясная мысль, какая глубина знаний... И нам, чтобы их понять, конечно, требуется и четкая ясная мысль, и глубина знаний, и трезвый ум. Если у нас этого нет - мы их не понимаем. И мы читаем те книги, которые соответствуют нашему невысокому уровню. Подобное притягивает подобное...
    И то, что в наше время, когда святые Отцы стали доступными, мы их мало читаем, - очень тревожный признак.
    Мы уже начинаем праздновать 500-летие преставления преподобного Нила Сорского. Он ведь много говорил об истинных основах духовной жизни, о том, как православный христианин должен её строить...
    Главный принцип преподобного Нила - он ничего не делал и не давал советов от себя, он во всем следовал святым Отцам. Как жили они, как они учили и поступали - так и он старался делать. И всю свою жизнь построил на фундаменте учения святых Отцов. Он писал: "Наипаче испытую Божественные Писания (под ними преподобный Нил понимал Священное Писание, творения и жития святых Отцов) и тем внимаю. В том живот и дыхание мое имею". Благодаря этому его - единственного из русских святых при жизни называли великим старцем. Он ввел новую форму жития в Русской Православной Церкви - скитскую. И когда он скончался, эта форма жития просуществовала еще три века, вот какой прочный фундамент был заложен преподобным Нилом!
    Скитское житие - это очень суровое житие, очень трудное. В унылом месте, целыми днями безвыходно в келье человек находится. Скудность еды, правило молитвенное очень большое, чтение творений святых Отцов, труды - это же великий подвиг! И после преподобного Нила еще три века так жили монахи.
    Можно много читать, но важно жить и исполнять всё, что говорится в творениях великих духовных учителей. Это очень тяжело. Серафим Саровский говорил, что исполнять советы святых - как камушки на колокольню носить.
    Нам не хватает сейчас в нашей жизни той ревности, с которой подвизался Нил Сорский, с которой подвизались святые.
    Но, владыка, вспомним наших борцов с ИНН, наших антиглобалистов - у них ревности через край, глаза горят...
    Эта ревность, как говорится, не по разуму. Они взволнованы теми вещами, которые не влияют на нашу духовную жизнь. Эти люди ведут себя зачастую агрессивно, сеют конфликты и разделения, но наш Бог - Бог мира и согласия, а не разделения и вражды. Предположим, будем мы под жёстким контролем - этим возмущаются те, кто борется с ИНН, новыми паспортами... Приятно? Нет, конечно. Но если мы живем по закону, если ничего противозаконного не делаем, что в этом страшного?
    В годы Великой Отечественной войны был случай. К одному русскому священнику пришел гестаповец и попросил его окрестить. Что послужило причиной? Гестаповцу было поручено просматривать всю переписку этого священника; читая письма православного батюшки, немецкий офицер стал верующим человеком. Он понял духовную высоту священника и сам захотел прикоснуться к той жизни, которая помогает взойти на такую высоту.
    Если будем так же себя вести, как тот священник, тогда - что страшного в тотальном контроле? Пусть смотрят на наши дела. Если мы не воруем, не убиваем никого, не нарушаем законы - что страшного в том, что люди узнают о наших делах? Ведь кто боится света? Тот, кто совершает грех. А праведнику что бояться, если все дела его чисты.
    В разговоре о подвижниках, которые оставили нам образцы духовной жизни, возникает вопрос: есть ли такие люди сейчас?
    Я кое-кого уже назвал вам - отец Иоанн, отец Кирилл. Читал письма отца Иоанна (Крестьянкина) - ничего не нашел того, что противоречило бы Евангелию и учению святых Отцов. Он вёл очень высокую духовную жизнь, теперь мы узнаём, что у него были откровения. Помните, в фильме архимандрита Тихона о Псково-Печерской обители "Монастырь" рассказывается, как скончался один монах. Отец Иоанн пришел, помолился и говорит он не умер, он жив. И когда тот ожил, его спросили, что он видел. "Я, - говорит (а он был столяр искусный), - видел, как все мои киоты, аналои и рамы во рву валяются, никому не нужны. И Божия Матерь со скорбью сказала: "Я ожидала от тебя покаяния, а не этих трудов". А монах-столяр и полагался на эти внешние труды, он надеялся своими трудами заработать спасение. Это не значит, что он не спасется своими трудами, нет; просто здесь показана иерархия ценностей. Чего Бог ждет от нас? Покаяния. Это - основа основ, это самое главное. И это, кстати, один из критериев духовной жизни. Если у человека есть покаяние, то есть смирение, терпение - можно сказать - да, человек наверное ведет духовную жизнь.
    Наши совершенства в очах Божиих несовершенны, даже у самых совершенных людей. Пророк Исайя пишет, что "вся праведность наша как запачканная одежда" (Ис. 64, 6). Даже ангелы имеют нечто стропотное. Поэтому мы должны каяться в нашем несовершенстве. А если не каемся - значит, мы собой довольны. Значит, мы не боремся со своими недостатками - потому что не видим их. Мало того, негативные качества развиваются у нас.
    И тот же монах, который был великолепным столяром - он, может быть, гордился, что он великолепный столяр и так много сделал для обители. Слава Богу, он был вразумлён, исправился. Но многие не вразумляются, не исправляются, и полагаются на одни внешние дела - паломничество, пост, посещение храма, молитва... Хотя в храме - осуждают, Например, в храм зашли молодые люди, одетые не так, как принято, - с ними ругаются, а то и выгоняют из церкви... Даже не думают о том, что высшая добродетель - любовь, если человек кается, он скажет: "Да, человек пришел не в той одежде, в какой полагается быть в храме. Но я-то пусть и одежда на мне правильная, духовной-то одежды не имею такой, какую надо иметь!" Помните, как в эксапостиларии Великого понедельника сказано: "Чертог вижду Твой, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь". Имеется в виду не физическая одежда, а духовная. А кто из нас имеет соответствующую духовную одежду? Да никто. Вот это, я считаю, состояние опасное, ведущее к гибели человека.
    Это показывает, что у нас не всё так хорошо, как нам хотелось бы. И всё при том, что у нас количество верующих растет, число монастырей и храмов увеличивается... Но внутренние показатели - это вопрос очень сложный и больной.
    Владыко, Вы уже 15 лет управляете Вологодской епархией. За это время многое изменилось в нашем обществе, и на Вологодчине - тоже. А в духовной жизни епархии за 15 лет что-нибудь изменилось?
    Обратимся к объективным критериям. Например, значительно уменьшилось количество жалоб на духовенство в редакции СМИ. Можно сделать вывод, что священнослужители наши стали более терпеливыми, более снисходительными.
    Количество замечаний к духовенству с моей стороны тоже значительно уменьшилось, и не потому, что у меня критерии стали другими. А потому, что духовенство стало другим, критерии остались примерно такие, какие были, - и довольно, я скажу, строгие, жесткие. Но взысканий стало гораздо меньше. Это тоже критерий того, что духовенство у нас стало более дисциплинированным. Это внешний критерий, но внешнее сказывается на внутреннем.
    Когда Василию Великому его учитель Ликиний предложил лекцию прочитать в философской школе, то Василий Великий стал говорить о том, как должно себя вести. Он говорил не о высоких материях, а о внешнем поведении учеников: как общаться между собой, как должны относиться к старшим и младшим, как должны вести себя в обществе и в одиночестве - и так далее. Почему он об этом говорил? Да потому, что у нас душа и тело связаны и тело влияет на состояние души. Авва Дорофей приводит такой пример: одно настроение у человека, который едет в богатой колеснице, другое - у идущего пешком и третье - у бедного нищего. И действительно, мы знаем, как менялись даже великие люди, когда у них менялись обстоятельства жизненные и судьба складывалась по-другому - тот же Наполеон Бонапарт. Посмотрите на его подпись: когда он был императором, повелителем Европы - это мощная, большая, размашистая подпись; а когда он был в ссылке на острове Святой Елены, стала такая скромная, мелкая, смиренная. Она изменилась, и это показало, что человек изменился. Внешние проявления говорят о внутреннем изменении людей.
    Духовенство - это пастыри, по образу пастыря образуется и стадо. И верующие тоже изменились. Раньше они приезжали ко мне целыми делегациями, высказывали жалобы, требования, говорили о проблемах - сейчас этого практически нет. Вероятно, люди стали терпеливее, может, есть еще какие-то причины.
    Я считаю, что духовное состояние епархии все таки улучшается, хотя оно далеко от того состояния, что хотелось бы видеть - не говорю от идеала.
    В Люди у нас читают духовную литературу, в епархии есть хороший журнал - "Благовестник", выходят телепередачи, радиопередачи. Есть православные передачи - как на центральных каналах, так и вологодские.
    Всё это свидетельствует, что духовное состояние верующих в нашей епархии улучшается.
    Вы, конечно, знаете, Владыко, какими изданиями заполнены прилавки наших газетных киосков - дело даже и не в тех, что на обложку голых или полуодетых девиц помещают. Издается много журналов с биографиями известных людей, психоаналитических, с какими-то советами - как поправить здоровье, квартиру отремонтировать... И все это, как видим, направлено как раз на внешнее. На то, чтобы человек не думал о жизни внутренней, духовной. И когда в киоске появляется журнал "Вологодский ЛАД", который рассказывает о нашей истории и культуре, о Православии, знакомит читателей с произведениями современной литературы, продолжающими традицию великой русской классики - его буквально сметают с прилавков. Значит, есть потребность в разговоре о духовной жизни, не только о комфорте и развлечениях...
    Народу это уже надоело. Сначала, когда такого рода издания были "запретным плодом", на них был большой спрос, но сейчас уже не то требуется людям. Возьмите успех фильма "Остров" - это же говорит о том, что наш народ соскучился по честному разговору о духовных ценностях, о молитве, о покаянии...
    Выдающийся русский музыкант Михаил Плетнев как-то рассказывал, что он со своим симфоническим оркестром однажды совершил поездку по Волге. В больших городах они останавливались, давали концерты - и народ ломился туда. Залы были набиты битком. Это потому, считает дирижер, что людям надоели помои, которыми их потчуют с эстрадных подмостков, им хочется хорошего, светлого. Сейчас редко можно услышать серьезную музыку, исполнителей высокого уровня. На сценах концертных залов, по телевидению и по радио выступают чаще всего паяцы, шуты. И человек тупеет от этого всего. У дореволюционных приказчиков в мануфактурных лавках было в ходу такое развлечение. Договаривались, например, "краснить", и если человек спрашивал зелёное, скажем, сукно, - ему показывали красное. Он удивляется - да нет, я же зеленое просил. Его убеждают, что это и есть зеленое сукно. Он идет в другую лавку - там ему тоже подсовывают красное сукно под видом зеленого. Так же и в третьей лавочке, и в четвертой... В конце концов он уже и соглашался с обманщиками.
    И вот мне кажется, что нынешние СМИ ведут себя точно так же. И если постоянно долбить одно и то же, в конце концов, люди поверят, что русские - дураки, бездельники, что вторую мировую войну выиграли американцы и англичане...
    Потребности у людей всё же разные. Вспоминается, как преподобный Варсонофий Оптинский писал об одном замечательном фортепианном концерте, на котором он побывал еще будучи военным, до пострига. Публика была в восторге от исполнителя, он играл глубокую музыку, но старец заметил, что возле дверей стоял лакей, который явно скучал. И когда он спросил лакея, нравится ли ему, тот ответил: "Эх, сейчас бы балалаечку послушать..." Как не все готовы к восприятию настоящего искусства, так не все и к духовной жизни способны. Но наше дело - сеять.

Беседовал Андрей Сальников
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).