Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

ОПРИЧНАЯ ПРОВОКАЦИЯ

В конце прошлого года в интернет-журнале "Православие.ru" была опубликована серия статей известных детских психологов Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой, вызвавшая широкую дискуссию и, в том числе, множество недоуменных и критических отзывов.
    Статьи, посвященные "опасным проявлениям глобализации", носили алармистский характер и нагнетали катастрофические настроения. К "опасным проявлениям глобализации" авторы относят проявления вежливости, улыбки, занятия спортом и культ здоровья, миссионерскую работу с молодежью, ювенальную юстицию и многое другое. В последнее время тон публикаций Ирины Яковлевны и Татьяны Львовны резко изменился: авторы отказались от алармизма, объявив его пропагандистским приемом недобросовестных антигосударственных политиков, и принялись доказывать, что живем мы далеко не худшим образом и далеко не в худшее время.

    В январе в рамках "Рождественских чтений" состоялась секция "Глобализация и общество", материалы которой дали либеральным СМИ массу поводов поиронизировать над "этими дремучими православными, черносотенцами и мракобесами". К сожалению, возразить оппонентам здесь нечего - на секции звучали лозунги типа "за нашу святую, социалистическую Русь", а один из участников, выступивший против предлагаемой канонизации Сталина, был просто освистан. Вскоре после этого редакторы журнала "Первый и последний" Константин Гордеев и Вячеслав Манягин заявили, что прекращают общение с Московским Патриархатом вплоть до созыва Поместного Собора. Поводом для разрыва, по их мнению, послужило "христоотступничество и приверженность ересям высшей иерархии". И примерно в то же время вышло в свет нашумевшее "обращение клириков, монашествующих и мирян Анадырско-Чукотской епархии во главе с Преосвященнейшим епископом Диомидом", признанное позднее всего лишь "предисловием" к еще неизданной книге. Казалось бы, что общего между всеми этими, на первый взгляд, никак не связанными друг с другом событиями? Но связь, как ни странно, прослеживается, и не только в том, что все это - проявления "ревнительского" радикализма. Не просто идеи схожи, но и люди, являющиеся их носителями, как минимум, знакомы друг с другом. Секцию "Глобализация и общество" из года в год курировали И.Медведева и Т.Шишова, и именно у них К.Гордеев сотоварищи постоянно требовал предоставления трибуны. Редакция журнала "Первый и последний" активно общалась и с епископом Диомидом, по его же благословению издавались и "Опричные листки", которые несколько последних лет активно распространялись в подмосковных электричках. Противниками единства русского православия пущена в ход политическая технология раскола? Возможно, кто-то воспринимает эту угрозу скептически: "снова эти теории заговора". Но последние события и атмосфера вокруг них заставляют задуматься об этом всерьез. В первый день работы Всемирного русского народного собора, вечером на выходе из Храма Христа Спасителя меня догнал пожилой бородатый мужчина в поношенной одежде:
    - Прости, сестра, ты из наших будешь?
    - Смотря что значит "наши".
    - Ну, из настоящих православных, кто против экуменизма, за владыку Диомида. Не знаешь, сестра, где тут в поддержку владыки Диомида подписи собирают?
    Утром в Зал соборов Храма Христа Спасителя действительно пыталась пройти группа людей, выглядящих подчеркнуто "православно". Они несли большую хоругвь с изображением Пресвятой Богородицы, но в зал охраной допущены не были, потому что не имели при себе приглашений. "Матерь Божию в храм не пускаете!" - возмущалась одна из активисток, укутанная в три платка.
    На следующий день группа людей, скандируя "Нам не нужен Русский Собор, нам нужен Поместный", ворвалась на заседание секции ВРНС, где председательствовал Георгий Полтавченко, полномочный представитель Президента в Центральном федеральном округе. Помню и такой эпизод: несколько лет назад мы издавали православную газету, которая лишилась стабильного финансирования и стала выходить от случая к случаю. Мы разместили в Интернете просьбу о помощи, и вскоре раздался звонок. Встречу назначил человек, представившийся как православный бизнесмен. Благотворитель оказался очень приятен в общении, выслушал нас с большим участием и от души угостил в кофейне. И, завоевав наши симпатии, тут же раскрыл карты: пусть ваша газета возьмет четкий курс против ИНН, за канонизацию "старца Григория" и царя Иоанна Грозного, и вам не нужно будет заботиться о деньгах. Причем намекнул более чем прозрачно: средства пойдут не только из прибыли его собственной небольшой компании, но из куда более полных карманов его высоких и многочисленных покровителей. И о распространении заботиться будет не нужно - "у нас свои люди во многих регионах". Мы, разумеется, отказались, но, судя по тому, какое количество "ревнительских" брошюр и дисков появилось в то время в церковных и околоцерковных лавках, дело "опричной" пропаганды поставлено весьма хорошо и финансируется далеко не последними людьми в мире российского бизнеса. Не стоит забывать об особенностях восточно-христианского религиозного сознания, на которых стараются сыграть "модераторы" движения в раскол: "ревнитель", сочетающий строгую духовную, постническую жизнь с оппозиционностью существующей власти - в народном восприятии "святой", "праведный" человек. Ревнительские, фундаменталистские расколы и ереси в русском и вообще вселенском Православии всегда оказывались гораздо опаснее и привлекали во много раз больше сторонников, чем обновленческие и реформаторские. "Ревнителей"-монофизитов в наши дни насчитывается около 60 млн. человек, а их либеральные оппоненты-несториане сохранились лишь в виде немногочисленных общин на Ближнем Востоке. Старообрядческий фундаменталистский раскол увлек за собой огромное количество русских. И уже в наши дни - все "движение" священника Георгия Кочеткова ограничилось несколькими "интеллигентскими" приходами в крупных городах и довольно быстро утратило свою активность, а "ревнительское" движение против ИНН, за канонизацию Ивана Грозного и Григория Распутина дает все новые и новые рецидивы, стоит только дать очередной повод вроде "послания епископа Диомида". Чего же добиваются авторы "ревнительских" публикаций и выступлений?
    Их идеология включает в себя следующие основные черты. Во-первых, сторонники изоляционизма обязательно стараются очернить всех наиболее заметных, активных и плодотворных деятелей Русской Православной Церкви. Диакона Андрея Кураева и игумена Сергия (Рыбко) обвиняют в заигрывании с неформальной молодежью в ущерб благочестию, священников-миссионеров Даниила Сысоева и Дионисия Поздняева - в том, что они "оставили погибать русский народ ради проповеди черной неруси", "отняли пищу у детей и бросили псам". Настоятели крупных монастырей, успешно ведущие хозяйство, слышат от ревнителей обвинения в "стяжательстве", "мздоимстве", "поклонении мамоне". До широких кругов верующих стремятся донести следующий посыл: в Русской Церкви все плохо и неправильно, безблагодатно, неспасительно, и виновато в этом, конечно, священноначалие, благословляющее экуменизм и прочие вольности.
    Во-вторых, обязательной мишенью для нападок современных "опричников" является государство: власти заставляют несчастных верующих принимать электронные документы, грозящие душе вечной погибелью, устраивают саммиты вражеской "Большой восьмерки", не заботятся о пенсионерах и сиротах. И вообще эта власть нелегитимна, потому что православный человек не имеет права признавать иную форму государственного устройства, кроме монархии. "На выборах голосовать - Царя предавать", - гласит заголовок одного из "опричных листков". В-третьих, немало усилий предпринимают "ревнители", чтобы оттолкнуть от Церкви невоцерковленную пока часть общества, выставить православных как странное меньшинство, живущее изолированно по своим законам, а правила церковной жизни - как нечто невыполнимое, несовместимое с жизнью современного человека и абсурдное. Именно отсюда берут начало слухи, будто бы Великим постом "нельзя есть красное - морковь, помидоры и свеклу", или "40 дней есть нельзя вообще", "грешно женщине носить бюстгальтер, каяться в этом надо", "парикмахеры не спасутся".
    А потому нетрудно догадаться, какую именно цель преследуют "ревнители" - не допустить усиления Русской Православной Церкви, особенно в связи с предстоящим в мае объединением с Русской Православной Церковью Заграницей. Во-первых, спровоцировав конфликт православных с государством, во-вторых, соблазнив значительное число верующих в новый раскол, куда уже протаптывают дорожку "опричные активисты", и, в-третьих, не допустить роста числа православных за счет миссии среди наших пока нецерковных сограждан. Об этом следует помнить и не поддаваться на провокации вкрадчивых "братьев".

Ольга Курова
Церковный вестник № 5 (354) февраль 2007
http://www.tserkov.info/numbers/churchsociety/?ID=2113
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Ипатьевский монастырь