Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

ОБЛИК ПАСТЫРЯ

Из дневниковых записей протоиерея Василия Павлова

Мы продожаем публикцию дневниковых записей почившего протоиерея Василия Павлова. В них со всей яркостью проявляется его облик - вдумчивого, неравнодушного, искреннего человека культуры, христианина и пастыря.

    Сегодня, в день моего Ангела, пожелаю себе на будущее, прежде всего, честности, беспокойства. Очень бы хотелось уберечься от самодовольного всезнайства, спокойного благополучия, величавого равнодушия. Господи, помоги!
    Христианская жизнь - это непрерывный путь к Богу, то есть пытливое вдумывание, всматривание в себя, живая совесть и самоукорение. Поиск все более точной истины, неприятие сомнительного, половинчатого. Поэтому она непременно сопутствуется "выдиранием" себя из привычного, с неприятными, тоскливыми и даже мучительными состояниями.
    Все чаще приходят мысли о движении, духовном беспокойстве и росте как об основе всего человеческого, христианского. И опять мысль о страдании как биче. Можно сравнить его с электрошоком сердца, оживляющем угасший дух, высвобождающим новые источники энергии, устремленности. И грозит оно не столько грешникам, сколько людям успокоившимся, остановившимся в душевном росте.

    "Уподобиться детям" - значит, всемерно развить лучшие качества человеческой природы и нивелировать дурные. Дети одной человеческой природы с нами и отнюдь не безгрешны, но они гораздо живее, восприимчивей, доверчивей. Они безвредны, незлопамятны, не похотливы.

    Владыка (в проповеди) объяснял покаяние как осознание (острое) того, каким прекрасным могло бы все быть, если бы не наши падения, нежелание твердо следовать к святости.

    Колодец должен отдавать воду, иначе затухнет, (вода испортится) - красивое сравнение с человеком, пригодится для проповеди.

    Примитивизм, отсутствие внутренней культуры - факт огромного общественного значения. Все случаи, когда власть переходила от людей, пусть порочных, но более развитых, к людям малосознательным, да еще и примитивным, кончались злом еще более ужасным (Африка, наша революция ). Куда там Бенкендорфу с Дубельтом до Берии с Ежовым, или плантатору-губернатору до президента-людоеда.

    Посмотреть на день как на некую "сумму" благого: сделанного, пережитого, высказанного, передуманного, (а в течение дня любое отступление от этого курса воспринимать как потерянное время).

    "Взаимоопошление" - термин, пришедший в голову на демонстрации концерта Брубека. Чем он делится с публикой? Что она при этом испытывает? В жизни это бывает часто: в компаниях, диалогах, концертах, поздравлениях.
    Образ Божий в человеке - это чувство красоты, добра, любви, всего горнего. А искусство этот образ реализует, стимулирует, показывает и высвобождает. Вот где и критерий для оценки искусства.

    Свет человека. Он манит, привлекает и увлекает. Он происходит от ума, таланта, душевной глубины. Если пламя его смешано с нечистым, об него можно обжечься, как бабочка о свечу. Его, однако, ничем не заменишь, самые правильные теории, не расцвеченные его пламенем, становятся скучными и бездарными. У него чудесное свойство радоваться другим, исторгать вспышки чужого света... Уместно спрашивать себя: "А каким светом светишь ты сейчас?"
    Хорошая администрация (общины, государства - любая) выявляет все творческое, все благое, и различными способами препятствует негативному. Плохая - наоборот.

    Доброта, чистота, святость. Доброту объяснять не надо (мягкость и щедрость). Чистота - личное, внутреннее представление об условиях, при которых можно считать себя незапятнанным моральной грязью, спокойствие.
    Святость - близость к Богу, выражающаяся через интерес к Нему, глубина понимания Его, чувство родственности и восторга.


ЦЕРКОВЬ - ПАСТЫРСТВО

    За время богослужения появились ощущения "по Флоренскому". Если я что-то прослушаю - тем хуже для меня, менее назидательно. Но литургия - самостоятельный феномен,созидающийся на глазах и остающийся существовать. И если кто-то из нас "напортачил", сделал свою составную часть плохо - это останется навсегда его "мертворожденным ребенком", его укором.
    Русская Православная Церковь принесла из прошлого не одни достоинства. Соглашательство и лицемерная елейность, обрядоверие и локальное мракобесие, нечуткость. Достаточно сказать "елейным" голоском нараспев:"Приидите к Отцу вашему Небесному"(как и до сих пор часто приходится слышать в церкви)-и подспудно сразу появляется все вышеперечисленное. Неприятие почему-то вызывают слова (на самом деле совершенно правильные), хотя дело именно в цепочке последующего. Надо с этим считаться и избегать подобных стереотипов (даже и без елейности).
    Если бы какой-то мастеровой вздумал выставлять себя великим мастером только на том основании, что он много изучает свое ремесло и имеет в своем распоряжении превосходные инструменты и материал, то его бы высмеяли и попросили бы в качестве настоящего доказательства предъявить свои поделки, т.е. итог работы. Однако в церковной жизни очень много таких мастеровых, которые высоко мнят о себе именно на основании того, что читают большое правило, педантично выполняют все требования устава и пр. и пр. Но итогом "работы" может быть одна только любовь (прежде всего как счастливое и мирное состояние духа).

    1987 год
    Война против примитивизма (в проповеди, замечаниях) - моя законная война. Имеет религиозное значение. Примитивизм - это неразвитая, невысвобожденная, угасающая жизнь. Это невозможность высоты духа, это грех и мертвость, это вражда против Бога. Борясь с ним всеми возможными способами, борешься за души.

    В нашем богослужении очень мало обращения к "ratio". То, что заложено в текстах, не доходит из-за славянского языка, скверного пения и чтения. Для современной молодежи это очень ощутимо. Любое обращение, понятное слово на службе восполняет этот пробел.

    "Великой болезнью католической и православной Церквей является подмена в практике (проповеднической, пастырской, богослужебной) основ христианского учения, золота святой веры медной монетой всяческих побочных сведений, объектов почитания, подчас суеверий. При этом основа не отрицается, она "только" не практикуется, выходит из поля зрения, остается далекой для ума и сердца верующих людей" (архиеп. Михаил Мудьюгин).

    "Когда человек слушает проповедь, не столь важно, чтобы ее содержание сохранялось в его памяти, как сам факт, что в течение определенного времени он слушает, размышляет вместе с проповедником и даже эмоционально переживает содержание проповеди. Эта духовная деятельность (богомыслия) откладывает в душе неизгладимый отпечаток, оказывающий несомненное (хотя обычно подсознательное) влияние на дальнейшую духовную жизнь и определяющий, таким образом, ее направление и развитие, в частности, развитие убеждений, характера, нравственности, воли и т.д." (архиеп. Михаил Мудьюгин).

    Полный буквализм ("начетничество") в заповедях не проходит. Как, например, подать яд самоубийце? (ведь сказано:"Просящему у тебя дай ..."). Если бы Христос снабжал Свои заповеди всякого рода оговорками, то была бы уже не Нагорная проповедь, а Уголовно-процессуальный кодекс (со сносками и параграфами). Слава Богу, суть Его заповедей и так понятна, а для оговорок нужно иметь голову на плечах.

    "И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо, и не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! Прощаются тебе грехи твои" (Мк.2,3-5). Вера в Христа проявлялась в трудных обстоятельствах, надо было что-то преодолеть, проявить мужество. Вот какая вера награждается! А не тогда, когда человек стесняется объявить себя христианином и ни в чем себе не отказывает.

    Опасность позиции друзей Иова - глушить внутреннее беспокойство псевдоблагочестием, приучать себя спокойно смотреть на несправедливость и несчастие. Не здесь ли слабость духа "официальной" церкви, как до, так и послереволюционной.

    Каждый ответ на "больной" вопрос нужно доводить до согласия с ним сердца. В противном случае, уж лучше оставить вопрос открытым и усиленно "искать" (Мф,7,7). Многие объявят себя Христами (Мф.24,26), что сейчас и сбывается(взять хотя бы Муна и многих ему подобных),но это будет неправдой по причине неочевидности. Истинное пришествие, описанное Христом (Мф.24,29-31), не оставит никаких сомнений.

    Строки А.К Толстого (поэма "Грешница") навели на мысль, что главная цель священника - возрождать души: от злого поступка к доброму, от непонимания к пониманию, от равнодушия к горению, от плотского к духовному. Bсe это особенно полезно вспомнить перед исповедыванием.

    Ультимативные требования приводят не к распространению уважения к нашим ценностям, а, наоборот, к распространению озлобления против них...Таковы характерные результаты всяких религиозных войн и всякого поведения в духе утопизма. Всякий утопизм всегда и строится на том, что определенного рода ценностям, которые эмпирически не являются всеобщими ценностями, дается статус общеобязательных.

Публикация Ольги Гавриловны Павловой
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Ипатьевский монастырь