Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

По поводу обращения епископа Диомида, Анадырского и Чукотского


    В Церкви, как и в любом сообществе, существуют правила, по которым строятся отношения. Соблюдение этих правил позволяет избежать многих неприятностей. И если бы они (церковные правила) выполнялись, то не пришлось бы нам сталкиваться с тем неприятным резонансом, который возымело обращение епископа Анадырского и Чукотского Диомида ко всей полноте Православной Церкви. В обращении указывается на ряд недостатков, существующих, по мнению автора обращения, в нашей Церкви, и содержится призыв ко всем, кто так или иначе причастен к существованию этих недостатков, - покаяться.
    В этой ситуации приходят на память два церковных правила. Как известно, Церковь наша апостольская в том числе и потому, что строит свою жизнь по апостольским правилам. Тридцать четвертое апостольское правило гласит: "Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его рассуждения. Творити же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест, к ней принадлежащих..." Обращаться с подобными обращениями к Русской Православной Церкви может только Синод во главе с Патриархом. Так что, если и вправду епископ Диомид является автором обращения, то дело это пользы Церкви не принесет, так как попирает её же (Церкви) апостольское устройство.
    К месту будет вспомнить и еще одно апостольское правило - 84-е, которое говорит о том, что епископа может судить лишь собор епископов. Поэтому нужно воздерживаться от оценки лично епископа Диомида, так как нам достоверно не известна даже степень его причастности к обращению. Предлагаем читателям "Благовестника" мнения нескольких клириков нашей епархии по этому поводу.

    Иерей Александр Лебедев
* * *

    Ознакомился с обращением епископа Анадырской и Чукотской епархии Диомида. На первый взгляд кажется, что он болеет за чистоту Церкви. Но разве такими методами борются и переживают искренне за чистоту Христовой Церкви? Приводится текст: "...если же не послушает брат, скажи Церкви" (Мф. 18. 16). Представляете, какой хаос произошел бы в нашей Русской Церкви, если бы все епископы и священники поступали так, как поступает епископ Диомид! Повеждь Церкви - это не значит обличать с амвона.
    Амвон - это приход, а не Церковь. Церковь - это полнота ее: Патриарх, епископы, священники, миряне... И нельзя обращаться к массам через голову епископа, а тем более Патриарха.
    Епископу Диомиду надо принести серьезное покаяние за самоуправство. Мы должны свидетельствовать свою веру перед всем миром и не бояться, как не боялись наши апостолы. Надо напомнить епископу Диомиду, что апостол Петр отрекся от Христа, и ни один евангелист, ни один апостол не упрекнул его, не осудил. Почему?..
    Всех, владыка Диомид, будет судить Спаситель, а не Вы.

    Протоиерей
    Константин Васильев
* * *

    Прочитав обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам и монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви епископа Анадырского и Чукотского Диомида и иже с ним, склоняю свое мнение к тому, что с такими серьезными проблемами, обозначенными в печатном тексте, прежде всего следует обращаться к священноначалию Русской Православной Церкви, дабы не подавать соблазна к разного рода нездоровым ситуациям.

    Протоирей Валерий Бурков
* * *

    В обращении говорится, что Церковь наша допускает отступления от Православия. На это я могу сказать, что очень доверяю словам Спасителя о том, что врата ада не одолеют Церковь, а еще я доверяю Патриарху. Неужели человек, прошедший такой путь исповеднического служения Богу, допустит в Церкви что-либо погибельное?!
    Такого рода публикации - дело политическое, они не приносят блага Церкви, вносят соблазн и смуту. Допускающие такие обращения ко всему народу забывают, что в Церкви должна быть не демократия, а послушание.

    Протоиерей Георгий Иванов
* * *

    Впервые я услышал о некоем "обращении Чукотского епископа" от представителя одного из вологодских радиоканалов. Позвонив в Вологодское православное духовное училище, он просил прокомментировать значение и последствия этого "сенсационного" документа, вызвавшего столько шума в СМИ. В голосе журналиста чувствовалось такое неподдельное возбуждение, что пришлось, чтобы не остаться в стороне от того, от чего "зависит судьба Церкви", срочно искать текст этого "манифеста протеста" в сети Интернет.
    И вот перед глазами "Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви". Скажу честно, первое впечатление - разочарование. Нашли из чего журналисты делать сенсацию... даже беглое знакомство с внешней формой документа оставляет ощущение какого-то сырого черновика: ошибка в названии Русской Православной Церкви, отсутствие логики изложения, бездоказательная декларативность некоторых утверждений обращения.
    И почти сразу же разочарование сменилось обидой и досадой. В ряду явных нелепостей на "справедливый суд СМИ", на многомиллионное информационное пространство Интернета были вынесены те проблемы, которые давно беспокоят сердца верующих людей.
    Вместо серьезного вдумчивого обсуждения в духе мира вопросов о межрелигиозных отношениях, об отношениях с государством - еще одна попытка противопоставления, принятие позы "мы не такие, как вы" со стремлением привлечь к себе как можно больше внимания без конкретных предложений решения этих животрепещущих вопросов. Так важные вопросы не решают, а только выхолащивают.
    Есть хорошая русская пословица: "Не глянув в святцы, бухнул в колокол", она идеально подходит к духу этого обращения.
    Однако, эти мысли могут иметь силу в том случае, если неоспоримо доказан факт продуманности акции со стороны упоминаемых авторов "Обращения". Последующее отслеживание ситуации, прозвучавшие отклики со стороны священноначалия, утвердили и в другой мысли: "Кому-то очень надо, чтобы в Церкви возникла смута, мешающая предстоящему воссоединению с Русской Зарубежной Церковью, чтобы вместо серьезного обсуждения серьезных проблем в обществе устойчиво воцарилось мнение-насмешка о бессилии Церкви справиться с внутренними разногласиями и оценить приоритеты". А значит, текстом "Обращения", бывшем в черновиках, воспользовались и передали его в Интернет совсем другие люди, желающие загребать жар чужими руками.
    Сложно сказать, какими преимущественно мотивами питалось опубликование "громкого", но не нового по духу документа, но он появился. Думаю, время, в котором являет себя Промысел Божий, даст истинную оценку этому плоду нашей смутной эпохи.

Протоиерей Алексий Сорокин
* * *

    Со времени грехопадения Адама диавол получил к человеку постоянный и свободный доступ. Когда мы отвергаем волю Божию подобно Адаму, то есть согрешаем, мы произвольно подчиняем себя диаволу, и предоставляем ему право на доступ к нам. Наше нерадение привело к тому, что наше естество глубоко повреждено грехом, и поэтому в любом виде деятельности человеческой присутствует нечто стропотное, греховное. Церковь не является исключением, так как она является Богочеловеческим организмом. Божественная составляющая в Церкви свята и непорочна, а человеческая всегда несет в себе нечто греховное.
    "Грех столько усвоился нам при посредстве падения, что все свойства, все движения души пропитаны им" (свт. Игнатий Брянчанинов).
    Невольно встает вопрос, как бороться с греховными проявлениями человеческой природы в Церкви? В своем обращении епископ Диомид цитирует слова Спасителя, который сказал: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь" (Мф. 18.15). Так ли поступил сам епископ Диомид, обратившись сразу ко всей Православной Церкви? В обращении епископа Диомида ни слова не сказано ни о его обращении к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, ни к Священному Синоду или Архиерейскому Собору. Это первое, что вызвало у меня недоумение по поводу его обращения.
    Во-вторых, вызывает недоумение заглавие обращения, которое напоминает призыв к исполнению решения церковного суда. Согласно каноническим правилам епископа судит собор епископов, а деяния Святейшего Патриарха, который управляет Русской Православной Церковью согласно Уставу Русской Православной Церкви, подлежат суду Архиерейского Собора, но никак не епархиального архиерея.
    В-третьих, согласно Уставу Русской Православной Церкви епархиальный архиерей имеет право "обращаться с архипастырскими посланиями к клиру и мирянам в пределах своей епархии". А обращение епископа Диомида - не только к Русской, но ко всей Православной Церкви.
    В-четвертых, большинство выдвинутых им обвинений не было серьезно аргументировано. Обвинения носят тезисный характер, что конечно, недопустимо для обращения такого уровня.
    В-пятых, обращение было написано 19 января, а в Интернете появилось через месяц, как раз накануне дня Ангела и дня рождения Святейшего Патриарха. Месячное промедление с приданием обращению широкой огласки и совпадение с торжественными событиями в жизни Предстоятеля нашей Церкви невольно порождает мысли о невысоком нравственном и духовном уровне тех лиц, которые причастны к этой акции.
    В-шестых, в средствах массовой информации прозвучало объяснение епископа Диомида о том, что он не писал обращения к пастве, а написал свои размышления для книги, но отнюдь не для Интернета. К этому объяснению есть несколько вопросов. Во-первых, нет принципиальной разницы между книгой и Интернетом, так как они обращены к очень широкому кругу людей. В любом случае, это не частное письмо, предназначенное для конкретного лица. Во-вторых, если это было не обращение, а его личные размышления, почему под ним стоит не только его подпись, но еще и подписи клириков Анадырской епархии? В-третьих, почему епископ Диомид не выступил с официальным опровержением в том же круге средств массовой информации, которые распространили и комментировали его обращение?
    История Церкви знает случаи, когда святые выступали в защиту правды вопреки большинству. Это можно признать крайней, исключительной мерой, когда вопрос вставал о жизни и смерти, и святые возвышали свой голос. Так ли остро вопрос стоит сейчас? Оправдано ли нарушение мира в данном случае? Во благо ли Церкви это обращение? Известно, что "действия духовные рождаются из мира и рождают мир" (свт. Игнатий Брянчанинов). Обращение епископа Диомида не принесло мира в жизнь нашей Церкви, а напротив. Этот факт вызывает большое сомнение в том, что обращение епископа Диомида имеет духовный характер, то есть причастно Духу Святому. "Плод духовный есть любовь, радость, мир, долгопение, кротость..." (Гал. 5, 22).
    Исходя из всего вышесказанного, возникает вопрос: какова цель этой акции? Та ли, которая декларируется, или иная? Что стоит за порицанием священноначалия: борьба ли за чистоту и силу Церкви или иная причина?
    Наше время отличается тем, что дух критиканства и порицания, пронизывая все наше общество, разрушает его. "Дух порицания бурно дышит, - писал свт. Филарет Московский. - Он не щадит ни лиц, ни званий, ни учреждений, ни власти, ни законов. Для чего это? Говорят, для исправления... А что в самом деле должно произойти, если все будет обременено и все будут обременены порицанием? Естественно уменьшение ко всему и ко всем уважения, доверия, надежды. Итак, созидает ли дух порицания или разрушает?" На этот вопрос святителя Филарета пусть каждый читатель даст сам себе ответ.

Максимилиан,
архиепископ Вологодский
и Великоустюжский
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).