Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

    6 марта в актовом зале Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря состоялось ежегодное епархиальное собрание. В нем участвовали благочинные, настоятели храмов, председатели приходских советов, секретари епархиальных комиссий. Перед собранием, как и каждый год, был совершен молебен в нижнем храме Спасского собора, где под спудом покоятся мощи преподобного Димитрия Прилуцкого, основателя Спасо-Прилуцкого монастыря, небесного покровителя Вологодчины и всего Русского Севера. Богослужение возглавил Высокопреосвященнейший Максимилиан.
    С докладом выступил управляющий Вологодской епархией архиепископ Максимилиан. О финансовой деятельности епархиального управления рассказала бухгалтер Е.Ф. Трофимова. О своей работе доложили благочинные всех округов, ректор Вологодского православного духовного училища иерей Алексий Сорокин, главный редактор епархиальной газеты "Благовестник" А.К.Сальников. Координатор епархиальных комиссий иерей Александр Лебедев анализировал деятельность комиссий. Диакон Николай Пименов, помощник секретаря епархии, сообщил собранию о деятельности епархиального совета.

Доклад Высокопреосвященнейшего Максимилиана, архиепископа Вологодского и Великоустюжского

    Святитель Игнатий (Брянчанинов) сказал, что церковные постановления, то есть церковные уставы, по которым мы живем, очень нужны, они наставляют поведение, порядок и правила, которые способствуют жизни благочестивой. То есть внешние формы, которые подчас нас раздражают, утомляют, оказываются очень полезными для нас. Одной из таких внешних форм является наше епархиальное собрание. Они ежегодно проводятся, чтобы мы пообщались с друг другом, обсудили вместе, что мы сделали хорошего, какие у нас недостатки, как их устранить
    Давайте посмотрим, как мы потрудились в течение прошедшего 2006 года. В 2006 году мной было совершено 114 Всенощных бдений, из них - 64 в Вологде, а 50 - в различных храмах нашей епархии, а также в других епархиях - Московской и Ярославской. Литургий мной совершено 112, из них 60 в Вологде. В чисто богослужебных поездках проведено более 100 дней и при этом преодолено более 20000 км.
    Был освящен один престол в храме святых равноапостольных Константина и Елены в Вологде. Мной была совершена в минувшем году всего одна иерейская хиротония и пять дьяконских. Это значительно меньше, чем в предыдущие годы: в 2005 году состоялось 11 хиротоний (из них 6 священнических), в 2004 году 14 (3 священнических), в 2003 году - 12 (5 священнических).
    Причин тут несколько. Первая - повышение требований к ставленникам. Кстати, с текущего года от них будет требоваться знание не только богослужебного устава, канонов, но еще и святоотеческой литературы. Это вызвано печальными явлениями, которые у нас есть в епархии, - уходом в раскол нескольких клириков.
    Вторая причина - это идеология, которая насаждается в нашем обществе, в основном - через СМИ. На епархиальном собрании города Москвы два месяца назад Святейший Патриарх Алексий II сказал: "СМИ сегодня ведется целенаправленная проповедь порока". Те, кто общаются с молодежью, видят, что произошло с ней на протяжении последних 15-20 лет. Эти люди в храм вряд ли пойдут, а если кто и придет, то мало кто окажется способен к столь высокому служению, как священническое.
    В нашей епархии, по данным на 1 января 2007 года, 103 прихода, четыре монастыря, появилось новое подворье - архиерейское подворье Спасо-Каменный монастырь, он только в этом году получил юридический статус.
    Постепенно растет количество священнослужителей. Когда я пришел на Вологодскую кафедру, их было чуть больше 60; сейчас у нас 120 человек - 34 дьякона, 86 священников.
    В минувшем году были почислены за штат три священника и один дьякон. Но в то же время иеромонах Венедикт Рыжов и дьякон Андрей Соболев вышли из заштатного положения. Из других епархий к нам никто не перешел, как и в предыдущем году, а в другую епархию, как и годом ранее, выбыл один человек - диакон Андрей Дулин, который поступал в наше духовное училище из Санкт-Петербургской епархии, туда и вернулся, отслужив три года в Великом Устюге.
    В 2006 году скончался протоиерей Василий Чугунов. Пропоем ему "Вечную память".
    Награждены были 11 клириков (семеро из них получили патриаршие награды). А вот мирян было награждено гораздо больше - 52 человека, в том числе 9 - патриаршими наградами.
    Количество причащений у нас остается примерно на одном уровне уже 3 года - это 93 тысячи в год. Число крещений за то же время колеблется от 17 до 18 тысяч. Совершается порядка 500 венчаний в год. И разводы на одном уровне, порядка 75 пар в год. Эта цифра, конечно, вызывает беспокойство, но то, что происходит в государстве, гораздо страшнее. Святейший Патриарх сказал, что у нас в стране из 3 браков 2 распадаются, то есть 66% разводов. Думаю, надо прислушаться к рекомендациям Святейшего Патриарха, который говорит о том, что Таинства крещения и венчания обязательно надо предварять беседой, на которой он рекомендует вести разговор о тяготах семейной жизни, об ответственности обоих супругов за каждую семью.
    Кратко расскажу об основных событиях, касающихся нашей епархии. Как всегда, в Москве состоялись международные Рождественские образовательные чтения, в которых приняла участие наша делегация в количестве 33 человек.
    22 января Святейшему Патриарху президент России Путин передал икону Устюженской Смоленской иконы Божией Матери. Она перенесена в Храм Христа Спасителя, где и сейчас находится.
    27 февраля прошли десятые юбилейные Димитриевские образовательные чтения, а 2 марта состоялось епархиальное Собрание. 23 марта прошли Малые Димитриевские чтения.
    12 мая в Грязовце впервые были проведены Игнатиевские чтения, которые были посвящены святителю Игнатию (Брянчанинову).
    24-25 мая завершился областной фестиваль православного пения. Исключительной особенностью было то, что был приглашен ансамбль, певческий коллектив из Таллина - "Orthodox Singers".
    28 мая произошло довольно знаменательное событие в Покровском: на усадебное фамильное кладбище был перевезен из Франции прах последнего владельца усадьбы Владимира Николаевича Брянчанинова. Это было сделано усилиями внучки Владимира Николаевича Татьяны Ватсон и при помощи областных и районных властей.
    2 июля прошел крестный ход в день всех Вологодских святых. Было очень приятно видеть на этом торжестве духовенство из Череповца.
    9 октября был освящен поклонный Крест в Макариевской роще в Череповце, где планируется возведение храма во имя преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких.
    3 ноября я принимал участие в открытии Вологодской кадетской школы-интерната в Соколе. Замечательная школа, прекрасные условия созданы для детей. Что интересно, меня пригласили по инициативе светской стороны, и по их инициативе эту школу сейчас окормляют 2 священнослужителя из Вологды.
    3-4 ноября мы уже второй год подряд отмечаем не только память Казанской иконы Божьей Матери, но и День народного единства. Мне понравилось, как празднование этого дня проходило в Верховажье. Детям из социально неблагополучных семей были сделаны подарки - продукты питания, теплые вещи, которые необходимы к зиме; для них провели экскурсии по храму. Затем состоялись встречи духовенства с общественностью. Местный храм пожертвовал книги, в основном - духовную литературу. В районной картинной галерее состоялась выставка художественных работ "Родина моя", устроили конкурсы и викторины, был проведен фестиваль народной музыки, который по предложению районного отдела культуры станет традиционным. На этом празднике были подведены итоги конкурсов певцов, поэтов, художников... Успешное проведение праздника во многом определила активная и хорошо продуманная работа координационного комитета при администрации района, куда вошли и церковные люди. Хочется, чтобы этот опыт сотрудничества со светскими властями, который накоплен у протоиерея Георгия Осипова, был использован и другими настоятелями.
    К сожалению, не все у нас так получается хорошо, нередко возникают различные сложности, и мы, как правило, в этих случаях ищем причину вне себя.
    Обратимся к святым отцам - что они советовали в подобных случаях? Например, преподобный Марк Подвижник писал: "Все лютое и злое, постигающее нас, постигает за превозношение наше". То есть когда мы гордимся, когда мы превозносимся, тогда Господь нам показывает, кто мы есть на самом деле. И дальше Марк Подвижник продолжает: "Мы, превозносящиеся, предаемся сатане, и он будет припирать нас, доколе мы не смиримся". То есть пока мы не смиримся, будут эти трудности, сложности, будут неприятности, будут скорби и беды. Значит, нам надо в первую очередь обратить внимание на себя и постараться смириться.
    Это все просто понять, но очень сложно исполнить, потому что мы, к сожалению, не живем по учению Святых Отцов. Приведу такой пример. В прошедшем году ко мне поступил ряд жалоб из Череповца. Многие были не рады, что строящийся храм решено именовать в честь преподобных Афанасия и Феодосия Череповецких, а не в честь Божией Матери, как они хотели. Еще один повод для жалоб - то, что в Воскресенском подворье установлены видеокамеры. И еще были жалобы, касающиеся хода прославления Леушинской иконы Божьей Матери. Причем авторы этих писем не просят, а требуют, чтобы было принято именно то решение, которое им нравится.
    Но почему? Мы старались учитывать многие факторы. Например, вопрос по поводу Леушинской иконы Божией Матери рассматривал епархиальный совет, на который был приглашен и протоиерей Геннадий Беловолов из Санкт-Петербурга, активный сторонник прославления этой иконы. Он сделал обстоятельный доклад, его внимательно выслушали, но наши священнослужители так и не выяснили для себя, есть ли у Вологодской епархии важные причины, чтобы ходатайствовать о прославлении этой иконы: у нас нет особого почитания этого образа, никаких чудотворений или явлений этой иконы не зафиксировано... И потому мы отказались от этой идеи. Но сторонники прославления Леушинской иконы не успокаиваются, они пишут примерно так: вы, Владыка, написали в прошлый раз отписку, мы на Вас будем жаловаться Патриарху, чтобы обязательно прославили эту икону...
    Как видим, люди ищут не волю Божью, а добиваются исполнения своей воли. А ведь Спаситель сказал: "Царствие Божье нудится", то есть приобретается трудом и понуждением; подчас мы исполняем не то, что нам хочется, а то, что говорит Евангелие, то, что советуют Святые Отцы.
    В молитве Отче Наш, которую дал Спаситель, сказано: "Да будет воля твоя". А эти жалобщики по сути настаивают: да будет воля моя, Господи!
    Кто желает утвердиться в истине, тот вопрошает отцов, то есть изучает творения Святых Отцов и следует их советам. Помните, преподобный Нил Сорский, когда к нему обращались с вопросом, давал ответ из Святых Отцов; если никакого ответа не было, он молчал, и давал ответ только тогда, когда находил нужное место в творениях Святых Отцов.
    И вот у меня встает вопрос: почему эти люди навязывают нам свою волю? Ну, если вы хотите почитать эту икону - почитайте, это не запрещено, но почему вы хотите всем навязать свою волю? Это такой бунтарский дух. А вы помните, кто был первым бунтарем?...
   ...Святые Отцы говорят: "Никому невозможно спастись без труда". А в чем наш труд? В первую очередь - в том, чтобы отказывать себе в каких-то излишних желаниях, чтобы терпеть какие-то скорби, чтобы жизнь проводить в покаянии. Покаяние, по преподобному Иоанну Лествичнику, - это есть всегдашнее отвержение телесного утешения. То есть захотел что-то сделать - откажись.
    Оптинские старцы говорят, что в таких случаях надо, чтобы была воля Божья. Василий Великий рекомендует: "Отсеки три вещи: волю, самооправдание и человекоугодие, и если истиной желаешь спастись, то приобрети смирение, послушание и покорность". Вот что надо приобретать желающим спастись, если не приобретать, то наши разговоры о желании спастись останутся пустыми разговорами. Тот же святой продолжает: "Понуждай увидеть себя ниже всякого человека, это и есть истинный путь, кроме него нет другого желающему спастись". То есть никакого другого пути, кроме самоотвержения, послушания, покорности, кроме смирения и стремления видеть себя хуже всех, нет.
    Я вот думал, почему у нас существуют негативные проявления, и ответ нашел у святителя Феофана Затворника, который пишет, что народушко надо учить, а иереи все молчат...
    В Череповце духовенства много, а жизнь там идет какая-то вялая, без живости, без искорки... И они все ждут, когда кто-то им что-то скажет. А святитель Феофан Затворник говорит, что каждый иерей должен быть самодвижным, самокомандным в деле истины Божьей, то есть должен сам принимать решение.
    Священство - высокое служение, за него как награда высока, так и спрос высок. Вот поэтому-то пастырей приравнивают к воинам, они должны воевать с нечестием, с невежественным грехом. Феофан Затворник пишет: "Не будь равнодушен к сим гробам, то есть к нечестию, невежеству, грехам, и как только заметишь, тотчас вооружайся против них". Вот так должны поступать пастыри в любом деле и в любом случае. Труд немалый, но вера в Бога поможет.
    Учение Святых Отцов - это то твердое основание, на котором можно строить дом спасения. Если мы строим дом спасения на своем мнении, на своих мыслях, мы строим его на песке, и вы сами знаете, чем закончилось строительство дома на песке. Конечно, жить по Святым Отцам сложно, трудно, это подвиг, который связан и с падениями, и с восстаниями, и с поражениями, и победами. Но как один из Святых Отцов сказал, ангелам свойственно не падать, демону свойственно, единожды упавши, больше не вставать, а человеку свойственно падать и вставать. И это наш жизненный путь. И вот здесь надо помогать друг другу. Подойти помочь ему встать, покрыть немощь брата, а не рассказывать всем, какой он слабый.
    Почему я столь много говорю о Святых Отцах? Они жили давно, но они писали о том, что не меняется веками, они писали о душе человеческой. Как было семь смертных грехов, так и осталось, как было семь добродетелей, так и осталось, и те пути к спасению, которые были раньше, они и сейчас есть.
    Я бы хотел рассказать об одном нашем протоиерее, с которым мы не первый год работаем, - об отце Георгии Иванове. Все бы заботились так о своем храме! А как он переживает за каждого священника в своем благочинии, как он заботится о всех! Он знает о священниках все - какая у кого семья, где и как дети учатся, всегда поможет - и словом, и делом. И ведь он заботится не только о своем благочинии, но и о всей епархии. Центральное благочиние, которым руководит о. Георгий, за 14 лет изменилось до неузнаваемости.
    Но так относятся к общему нашему делу далеко не все, к сожалению. Вот был праздник в монастыре, я приезжаю туда - но ни один из священников не прибыл, чтобы совместно помолиться святому, основавшему этот монастырь. Обитель эту восстанавливают в основном светские люди, тратят силы, средства - но чтобы поддержать их молитвой, добрым словом, не у каждого из нас находится желание. Разве можно так делать?
    Часто священники сетуют на то, что денег нет, людей нет, ничего они не могут сделать... Но я вам приведу в пример Володю Егорова из Сизьмы. Там был полуразрушенный храм, и Егоров, который живет в 5 километрах от этого храма, начал активно трудиться. Храм реставрируется, он организовал интересный музей, проводит замечательные экскурсии, к нему люди едут из Вологды, из Череповца, Питера, Москвы. Там целый коллектив работает. А ведь ему никто не помогал, он добился своей молитвой, своим трудом, своей активностью. Но, к сожалению этот храм ни разу товара в епархии не брал. Надеюсь, что благочинный и настоятель сделают соответствующие выводы.
    Конечно, у нас не все духовенство пассивное, у нас есть очень активные секретари епархиальных комиссий, особенно хотелось бы отметить игумена Дионисия. Его комиссия по церковному искусству, реставрации и строительству работает постоянно, грамотно и оперативно решает серьезные вопросы. Протоиерей Андрей Пылев, секретарь комиссии по связям с силовыми структурами, регулярно бывал в Чечне вместе с вологодскими милиционерами, которые отправлялись в боевые командировки. Сейчас он приболел, ему трудно ездить, но он активно трудится. Иерей Александр Лебедев активно ведет работу в местах лишения свободы - проводит различные акции, строит в колониях храмы, в наши колонии ежегодно приезжают из Троице-Сергиевой лавры.
    "Северсталь" обещала нам опять помочь деньгами, распределять эти средства мы будем по-старому, то есть учитывая 9 критериев, среди которых - своевременность представления и полнота годовых отчетов, работа воскресных школ, работа с епархиальным складом, оформление документов на торговлю серебром, оформление недвижимости и сотрудничество с "Благовестником". Лучше всех оказались монастыри, второе место - у Вологодского благочиния, третье - у Центрального, они и получат деньги.
    Годовые отчеты почти все отдали в срок; первыми - приходы из Вохтоги, Раменья, Вожеги, Сизьмы и Тотьмы, последними - приходы храма в Минькове, Стефановское архиерейское подворье в Великом Устюге, что меня, честно говоря, удивило, и приход в Кубенском. Лучше всех оформлены отчеты монастырских подворий и храма Константина и Елены, хуже всех - отчеты Белозерского и Харовского благочиний.
    Теперь по воскресным школам. У нас постоянно увеличивается и количество воскресных школ, и количество учащихся. В 2004 году у нас было 35 воскресных школ, в 2005 - 37, сейчас - 39. Учащихся в 2004 году было 1300 человек, в 2005 - 1615, в минувшем году - 1810. Количество преподавателей возросло до 108 человек.
    За истекший год у нас появилось 4 воскресных школы: в селах Новленское и Суда, в городе Сокол, и при Кирилло-Белозерском монастыре. Это, я считаю, плод наших общих усилий, и нужно сказать спасибо Инне Викторовне Македонской, которая поставила на правильный путь нашу комиссию по катехизации, и Ларисе Витальевне Федченко, которая достойно продолжает эту работу. Нужно отметить протоиереев Георгия Трубицына, Георгия Осипова, иереев Анатолия Савчука, Владимира Беляева, Михаила Никифорова, Сергия Бриленкова.
    В этом году у нас появился новый летний лагерь в Великоустюжском благочинии. В летнем лагере кафедрального собора в Воздвиженьи нынче летом была внедрена новая замечательная программа. Думаю, если вы обратитесь к настоятелю собора протоиерею Константину Васильеву, он поможет познакомиться с этой программой - очень интересные идеи, и ребята провели время в этом лагере и живо, интересно, и с пользой.
    По сотрудничеству с "Благовестником". От некоторых благочиний за год поступил всего 1 материал для публикации! И опять хочу отметить активную позицию о. Константина, который пишет материалы по очень серьезным вопросам, и затрагивает их живо, активно, энергично. И сейчас мы просим его описать, как жила Церковь на протяжении того времени, как он в ней трудится. Молодежи сейчас непонятно, как жилось священникам в советское время, а это не надо забывать. Хочу еще отметить активность в сотрудничестве с газетой протоиерея Георгия Осипова, иерея Александра Лебедева. Начала сотрудничать с "Благовестником" Елена Романовна Стрельникова из Ферапонтова.
    В заключение хочу поблагодарить всех тружеников церковных - благочинных, членов епархиального совета, священнослужителей, которые совершают непростое, но очень важное служение. подвиг. Я надеюсь, те замечания, которые были высказаны, будут правильно поняты. Родители, которые любят своих детей, не только их балуют и хвалят, но делают им и замечания, подчас и наказывают - для их же пользы. Именно этим я пытаюсь руководствоваться и в своей деятельности. Потому что я вижу недостатки, которые есть, и чем старше становлюсь, тем больше задумываюсь о смерти и о Страшном Суде, на котором всем нам придется давать отчет. И мне хотелось бы на Страшном Суде услышать добрые слова Спасителя.

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).