Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

Общество, школа, семья:
православные традиции и современная Россия

Н.Д. Никандров, президент Российской Академии образования

    Социологи Российской академии наук, ученые нашей Академии не раз и достаточно подробно исследовали, какое влияние образование, средства массовой информации, массовая культура и другие каналы социализации оказывают на человека. Выясняется, во-первых, что с точки зрения воспитания относительно ослабло влияние системы образования и соответственно усилилась роль средств массовой информации. Выясняется, во-вторых, что все каналы социализации, и особенно СМИ, различными способами предъявляют такие сюжеты и тексты, которые оказывают серьезное дестабилизирующее влияние на психическое здоровье и во многом программируют человека в сторону антисоциального настроя и поведения. Таким образом, система образования и другие каналы социализации работают на рассогласование, а не на согласие и взаимодействие. Того, что мы обозначаем таким хорошим словом, пришедшим из церковной, православной лексики - "соработничество", к сожалению, мало.
    Разумеется, когда мы говорим о рисках, это означает, что какое-то нежелательное событие может наступить. Но оно не обязательно должно наступить, если мы вовремя осознаем опасность и работаем на ее устранение. И вот теперь под этим углом зрения посмотрим, какие же риски привносятся в нашу систему социализации и что можно сделать в условиях соработничества общества, государства и церкви для их уменьшения.
    Это - риск роста антипатриотических настроений и утраты чувства Родины, неуважения к власти, армии и силовым структурам вообще. Этот риск вполне реален, если мы вспомним, чем заполнены наши кино- и особенно телеэкраны, как изучается история в школе. Вспомним, например, многочисленные зарубежные фильмы о борьбе с терроризмом и преступностью, о том, как смело ведут себя работники различных спецслужб США. Патриотов какой страны воспитывают эти фильмы в нашем прокате? То, что они только развлекают, - глубокое заблуждение. Вспомним, что в США, население которых сейчас примерно вдвое больше, чем население России, учебников истории много меньше, чем у нас. При этом совершенно невозможны случаи, чтобы в американских учебниках трудные моменты истории получали бы неоднозначную, неканоническую, не патриотическую интерпретацию.
    Если же посмотреть на изучение отечественной истории в наших школах, то только в последнее время по решению Министерства образования и науки будущие школьные учебники экспертируются Российской академией наук и нашей Академией. Но, во-первых, это касается только учебников, а есть и много других учебных материалов, которые попадают в школу, минуя эту экспертизу. Кроме того, до этого решения в школу уже попало немало учебников, которые вряд ли дают целостное представление о нашей истории, а о патриотической роли Церкви не написано почти нигде.
    Народ отличается от населения тем, что он объединен некоторыми общими идеями. К единству людей, объединенных верой, христианская церковь призывала еще в древние времена. Апостол Марк приводит слова Иисуса: "если царство разделится само в себе, не может устоять то царство; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот" (Мк 3:24-25). Хочу напомнить, что в начале 90-х годов, когда после разрушения Советского Союза была вполне реальна и опасность распада России, зарубежные радиостанции, например, радиостанция "Свобода", пели хвалу тогдашнему руководству страны, в том числе в передаче "С христианской точки зрения". Теперь, когда эта опасность ослабла, когда мы постепенно преодолеваем и другие наши проблемы, в этой и других передачах преобладают критические нотки в отношении и руководства страны, и Православной Церкви. Нас учат, как надо жить. Я думаю, это означает лишь, что при всех наших трудностях и недостатках мы на правильном пути. А что касается зарубежных уроков, они, конечно же, важны, и всякий разумный опыт надо использовать. И все же я всегда помню, и, думаю, все мы должны помнить замечательные слова нашего православного философа И.Ильина, прах которого нашел недавно свое последнее успокоение на кладбище Свято-Данилова монастыря: "Пусть другие народы будут счастливы и несчастливы по-своему и пусть не мешают нам строить Россию по-русски, жизненно и исторически верно, без доктринерства и без слепого подражания Западу!" (Ильин, т.2, с.386).
    Мы знаем и о другом риске - риске роста националистических настроений. Опять-таки вспомним, что еще в апостольские времена Церковь выступала за образ нового человека, за всеединство, "где нет не еллина, ни иудея, но все и во всем Христос" (Кол. 3, 8-11). Позднее, но по нашим человеческим меркам все же очень давно игумен Феодосий, один из основателей Киево-Печерской Лавры, наставлял свою паству: "Милостынею же милуй не только свою веру, но и чужую: аще же видишь нагого, голодного, зимою ли, бедою одержима, аще то будет ли жидовин ли, сорочин ли, болгарин ли, еретик ли, латинин ли, от поганых ли - всякого помилуй, и от беды избави, яко же можеши"..
    То было давно. Но о том же в дни празднования двухтысячелетия христианства Предстоятели православных церквей, среди них и Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, писали уже современной пастве: "На основании евангельского учения и нашего Священного Предания Православная Церковь отвергает ненависть к другим убеждениям и осуждает религиозный фанатизм, в каком бы виде они ни проявлялись".
    В том же документе говорится и о новых видах своего рода идолослужения - обоготворении насилия и денег, которыми стремятся заменить вечные ценности. Такая замена - тоже источник серьезных рисков нашей социализации. Ведь из постоянных посылов, которые содержатся во многих телепередачах всех телеканалов, это - посылы о всевластии, всесилии денег, а также о практической неизбежности и чуть ли ни естественности насилия. Сейчас опубликованы целые библиотечки в помощь начинающим богачам, в помощь родителям, мечтающим о будущем их детей, будущем миллионеров и миллиардеров. Послушайте некоторые названия этих книг: "Как стать богатым?", "Почему ты еще нищий?", "Курс начинающего богача", "Думай и богатей по-русски", "Мой ребенок - будущий миллионер", "Хочешь быть богатым - будь им". Подспудно все эти книги призывают брать от жизни все (известный девиз компании "Пепси"), а поскольку всего на всех никогда не хватало и не будет хватать, придется использовать весьма разные методы. Отсюда - риск роста корыстно обусловленной и насильственной преступности, риск, к сожалению, тоже вполне реальный.
    И здесь учение православной Церкви - совсем о другом. Что касается денег и богатства, то Церковь отнюдь не призывает всех к бессребренничеству. Оно - удел святых, удел подвижников. Да, мы помним, что говорил Иисус: "...будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5,48). Но понимая, как труден подвиг, зная слабость человека, он говорит также: "Не все вмещают слово сие, но кому дано" (Мф. 19,11). Если же говорить о нас, обычных людях, то, во-первых, подчеркивается значимость честного труда. Так, апостол Павел в одном из своих посланий говорит: "Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь". При этом в христианской традиции под хлебом, пищей понимается не только собственно хлеб и материальные блага, но и пища духовная. Как сказано, не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4).
    Далее, христианство не считает грехом обладание собственностью, богатством и приобретение их. Толкуя соответствующие слова Священного писания, автор катехизиса, составленного более ста лет назад, пишет: "Что приобретено честным свободным трудом (стоит еще раз подчеркнуть эти слова: честным и свободным! - Н.Н.), то составляет неотъемлемую награду потрудившегося... Право собственности побуждает в человеке энергию, трудолюбие, уважение к трудам других и составляет необходимое условие общественного благоустройства". ...Вместе с тем вера предписывает тем, кто обладает многим, помогать ближнему, средством чего является благотворительность. К сожалению, у нас было много разговоров о создании государства собственников, гораздо меньше - о создании этой собственности честным трудом.
    Серьезны сейчас проблемы семьи. Разумеется, многое здесь связано с экономикой. И в этом смысле хорошо, что сейчас принимаются определенные меры по поддержке молодых семей. Но дело и здесь не только в экономике. Многое зависит от общего умонастроения молодежи, которое формируется нашей системой социализации. Результатом является риск обострения проблемы "отцов и детей", неуважения к уходящим и ушедшим поколениям, равнодушия к созданию семьи, социального сиротства. ...Церковь всегда выступала за здоровую, крепкую семью, за уважительное отношение к старшим поколениям, за воспитание детей и в строгости, и в доброте, и в любви. Приведу один пример. Это просто перечень параграфов из Православного катехизиса конца XIX века, где говорится об обязанностях христианина: обязанности в отношении к ближним, обязанности к Отечеству, обязанности к начальникам всякого рода, обязанности родителей к детям, охранение доброго имени ближних, уважение к достоинству человеческой природы, образование ума, образование воли, образование сердца и многое другое. И я намеренно беру пример из книги 1892 года. Сразу понятно, что это - не наспех собранные Церковью советы на потребу дня. Это - принципиальные положения учения и давние традиции нашей Церкви.
    Да, речь идет именно о православной Церкви. Но только из-за недостатка времени я не могу подробно говорить о том, что и другие традиционные религии России воспитывают людей в духе уважения к Отечеству, к старшим, к семейной жизни, в духе любви к детям и заботы о них.
    Даже эти немногие примеры - а их легко умножить, - показывают, что сложившаяся в последние годы система социализации содержит целый ряд рисков для физического, нравственного и психического здоровья человека, для нравственного здоровья общества, для безопасности страны. При этом риски социализации не могут быть целиком сняты воспитанием, школой, образованием в самых разных учреждениях. Можно сказать и более обобщенно - как показывает опыт, они очень медленно и с большим трудом преодолеваются всей системой только светских институтов.
    Это понимали и раньше. Я еще раз сошлюсь на И.А. Ильина, который писал, что "жадный пустит в ход все средства, продажный все продаст, человек, в коем Бога нет, превратит всю жизнь в тайное и явное преступление. ...Никакой государственный строй не сообщит человеку ни любви, ни доброты, ни чувства ответственности, ни благородства" .
    И здесь возникает вопрос, каким образом это учение и эта практика постепенно станут частью нравственного сознания народа. Разумеется, нельзя недооценивать значение церковной службы и проповеди. Но при всем том, что церкви полны, далеко не все туда приходят для нравственного утешения, духовного укрепления и возрастания. И мы опять подходим к тому, что уже не раз обсуждали, в том числе на Рождественских чтениях: возможности и юридической правомерности изучения в школе основ православной культуры. Я лишь напомню, что в статье 28 Конституции гарантируется "свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Почти в таких же выражениях об этом сказано и в Законе 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях". Никакого ограничения по месту или времени здесь не наложено, соответственно, это вполне возможно и в школе.
   ...И.А.Ильин, - мудрый человек, философ, патриот России, почему я позволю себе еще раз вспомнить его мысли. Он писал, что "образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке "волка".
    В заключение мне хотелось бы сказать: только действуя вместе, высшее руководство страны, органы власти всех уровней, институты гражданского общества, Русская православная церковь, другие традиционные для нас религии и конфессии смогут укрепить духовность и нравственность нашего общества, восстановить лучшие традиции нашего образования и поднять его на новую высоту, укрепить российскую семью.

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).