Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

Слово Святейшего Патриарха Алексия на открытии XV Рождественских образовательных чтений

    Сердечно приветствуем участников XV Рождественских образовательных чтений и поздравляем с минувшими Великими праздниками, к которым приурочено проведение настоящего форума - Рождеством Бога и Спасителя мира Иисуса Христа и Крещением Господним.
    В этом году проходят пятнадцатые Рождественские образовательные чтения, которые стали традиционным общественно-церковным форумом, собирающим для обсуждения важнейших тем духовно-нравственного развития общества и проблем современного образования широкий круг лиц из разных уголков нашего Отечества, ближнего и дальнего зарубежья.
    Рождественские чтения зародились в начале нового исторического периода бытия Русской Церкви: периода приобретения свободы, в том числе свободы проповеди веры. Именно с Чтений началось широкое обсуждение с представителями науки, педагогическими коллективами, общественными организациями, силовыми структурами актуальных проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

    Минувшие годы продемонстрировали общественную значимость данного форума, показателем чего является постоянное увеличение числа людей, участвующих в его работе. Если на первых Чтениях, прошедших в 1992 году, присутствовало всего несколько сотен человек, то в прошлом году число участников превысило 12 тысяч, было прочитано более тысячи докладов. Таким образом, Рождественские чтения можно назвать крупнейшим ежегодным образовательным форумом, проводимым в России.
    Последнее десятилетие прошедшего века и первые годы нынешнего XXI столетия ознаменовались всесторонним возрождением Русской Православной Церкви, ожили сокрытые до времени внутренние силы верующего народа, по всей Руси вновь открылись тысячи храмов и сотни монастырей.
    В настоящее время гораздо больше людей, особенно молодых и среднего возраста стало приходить в храмы. По данным исследований, за последние два десятилетия верующий человек в России помолодел почти на 20 лет. Если в середине 80-х годов средний возраст верующих был равен 62-63 годам, то сейчас 44-45. Вера стала действительно немаловажной составляющей жизни десятков миллионов россиян.
    Но церковное возрождение отнюдь не является лёгким делом. Большинство нынешних россиян по-прежнему не имеет глубоких познаний об истинах отеческой веры, далеко отстоит от активного, всецелого участия в церковной жизни. Немногие из нас помышляют, прежде всего, "не о пище тленной", но о том, что приводит человека "в жизнь вечную" (Ин.6,27).
    Для сохранения стойкости в вере перед лицом любых испытаний жизненно необходимо, чтобы Православие стало не просто неким обрамлением мирской жизни, но центром, мерилом и силой всех наших поступков, мыслей и слов.
    Вот почему и священнослужителям, и мирянам надо расширять просветительскую деятельность. Мы видим главную цель Рождественских чтений в том, чтобы голос Церкви, проповедующей Истину Христову, мог быть услышан и понят всеми людьми, жаждущими духовного преображения - многомиллионной аудиторией средств массовой информации, учащимися школ и вузов, воинами и рабочими, интеллигенцией и хлебопашцами. Словом, всеми, кто жаждет слова Истины.
    В связи с этим, вопросы духовно-нравственного образования и воспитания подрастающего поколения как никогда оказываются востребованными.
    Образование во все времена было важной частью церковной и общественной жизни, поскольку от его состояния напрямую зависит будущее любой страны и её народа. Христианам свойственно полагать своей неотъемлемой задачей осуществление просветительской миссии, в соответствии со словами Спасителя: "Идите, научите все народы" (Мф.28,19).
    В связи с этим, забота о содержании, формах и методах образования, а равно и о его влиянии на общество не может оставаться вне внимания Церкви. Даже в эпоху, когда религиозная жизнь была жестко ограничена в своих проявлениях атеистической идеологией, христиане ясно осознавали важность духовного воспитания подрастающего поколения, стараясь, насколько возможно, в семейном кругу привить своим чадам то, чего стремилась их лишить пропитанная материалистическим духом система образования.
    Встаёт вопрос, а для чего нужно учить? Отвечая на него, святитель Василий Великий свидетельствует: "Учить не затем, чтобы только знали, но наипаче для того, чтобы и жили сообразно с учением". Отсюда главная задача образования - научить каждого человека следовать указаниям совести. Это даёт возможность укрепить в обществе духовно-нравственные нормы. Вот почему Церковь стремится к тому, чтобы и образовательный, и воспитательный процессы основывались на тех вечных идеалах и ценностях, которые давали бы импульс к созидательной, творческой деятельности. К сожалению, современное образование приобрело практический, а в некоторых случаях можно даже сказать - меркантильный характер. Более того, оно порой становится товаром с соответствующей ценой и перспективой дальнейшего умножения инвестиций, а воспитание, нравственное формирование человеческой личности часто считается делом, весьма отдаленно относящимся к школе. При этом молчаливо предполагается, что воспитание принадлежит исключительно сфере семейной.
    Но может ли современная семья в полной мере справиться с этой задачей? Думаем, что нет. Ибо современная семья практически утратила своё главное христианское предназначение - малой церкви, в которой муж и жена неразрывно связаны друг с другом, подобно союзу Христа и Церкви, взаимной любовью. Дети, исполняя одно из предназначений брака, в своей простоте и чистоте способствуют созданию малой церкви по завету Спасителя: "Где двое или трое собраны во имя моё, там я посреди их" (Мф. 18:20). Таков идеальный образ православной семьи, количество которых, мы надеемся, будет расти.
    Еще одной важнейшей задачей для всего нашего общества является решение проблемы детей, воспитывающихся в приютах и детских домах. Их число превышает семьсот тысяч человек. Нынешний 2007 год объявлен Годом ребенка. И мы обязаны обратить свои взоры на эту категорию детей, большинство из которых являются сиротами при живых родителях.
    Многие православные священнослужители и просто верующие люди откликнулись на наш призыв брать на воспитание сирот в свои семьи. Однако мы столкнулись с очень сложными правилами оформления опекунства и усыновления. Здесь без доброй воли и помощи государственных властей не обойтись.
    Одним из шагов, направленных на решение этого вопроса могло бы стать учреждение должности Уполномоченного по правам детей при Президенте Российской Федерации с широкими полномочиями, подобно тому, как это существует в Европейском содружестве. Пора совместными усилиями раз и навсегда решить проблему сиротства и беспризорности в нашей стране. Хотелось бы, чтобы все мы осознали - будущее наших детей, а значит и всего государства, в наших руках.
    Важнейшим фактором, оказывающим влияние на нравственное состояние общества, является деятельность средств информации. Невозможно ожидать морального преображения наших сограждан, если с экранов телевизоров, по радио, с газетных полос и Интернета на них постоянно обрушивается поток негативной информации. Одновременно, современное искусство демонстрирует и положительные примеры. Ярким образцом попытки христианского подхода к культуре стал фильм "Остров". Однако, к сожалению, это единичное явление, между тем, мы имеем богатый исторический материал, изобилующий примерами высоконравственного отношения к людям и способный стать основанием для создания хороших фильмов.
    Именно поэтому наблюдаемое иногда желание вытеснить веру и религиозное сознание на периферию общественной жизни, сделать религию исключительно "частным делом" каждого отдельного человека, оставив ей исключительно область "убеждений" и тем самым изъять её из процессов общественной, культурной и исторической жизни народа, несомненно, должно быть признано деструктивным явлением.
    Применительно к теме современной школы следует также сказать, что боязнь увидеть священника в школе, вероятно, является пережитком советского прошлого. Касательно преподавания Основ духовно-нравственной культуры отмечу, мы выступаем за то, чтобы дети, крещенные в Православной Церкви, а их во многих регионах более 90%, могли знать основы своей религии, и преподавать это могут воцерковленные школьные учителя. Для подготовки последних у нас есть такие высшие учебные заведения, как Свято-Тихоновский Гуманитарный университет. Введение этого предмета в школьную программу не может быть нарушением принципа светскости, зафиксированного в Конституции, более того, это явится самым действенным средством против ослепляющих ум националистических и экстремистских предрассудков, черпающих для себя пищу в религиозном невежестве общества и особенно его молодого поколения.
    Многополярность мировоззрений ставит сегодня задачу приобщить учащихся к широкому кругу взглядов на принципиальные вопросы. К таковым традиционно относятся проблемы возникновения жизни, происхождение Вселенной, появление человека. И никого вреда не будет школьнику, если он будет знать библейскую теорию происхождения мира. Осознание человеком, что он является венцом творения Божия, - только возвышает его, а если кто хочет считать, что он произошел от обезьяны, пусть так считает, но не навязывает этого другим.
    Уважительное отношение к свободе человеческой личности является неотъемлемой частью цивилизованного общества. В связи с этим хотелось бы отметить, что демократические основы устроения жизни народа и государства требуют уважения общечеловеческих прав не только тех граждан, которые составляют меньшинство, но и представителей большинства, к каковым, по данным социологических исследований, относятся в России православные.
    Свидетельство Церкви осуществляется через её присутствие во всех сферах жизни общества. Церковь имеет попечение обо всём, что затрагивает душу человека, и именно поэтому она активно противостоит вражде и разделениям, осуждает преступность и безнравственность, поднимает свой голос в поддержку обездоленных и страждущих, заботливо опекает молодое поколение.
    И я всем сердцем верю, что Церковь, которая с честью преодолела трудности и трагедии ушедшего века, будет во все времена стоять непоколебимой твердыней.

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).