Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

Летоисчисление

    История знает немало способов летоисчисления, многие из них так или иначе связаны с Христом, Который является исторической личностью и временные границы Его земной жизни могут быть определены с помощью того или иного летоисчисления.

    Римское летоисчисление по консулам. Официальные римские документы датировались по консулам. Консулов было два на каждый год. Консулы, вступавшие в должность 1 января назывались ординариями, а консулы, выбранные осенью, делигнациями. Назначенные и действующие. Средства связи в Римской империи были плохие. С 1-го января вступал новый консул, а на другом конце государства ещё не знали его имени. В таких случаях писали "После консульства таких-то...".
    Когда империя разделилась на Восточную и Западную, то для поддержания единства империи консулы назначались и в Риме, и в Константинополе, а документы должны были датироваться именами двух консулов. Но ввиду частой вражды между двумя Римами, бывало не знали, кто избран консулом в другом городе. Тогда писали: "Во время консульства такого-то и того, кто назначен в Риме (или Константинополе)..."
    Датировка по консулам прекратилась в 541 г. при императоре Юстиниане, но были случаи возобновления такой датировки. Император Лев Мудрый в конце 9 века указом запретил назначать консулов и датировать их именами документы. Для соотнесения этого летоисчисления с нашим существуют "Списки консулов".
    Другое римское летоисчисление - от основания Рима - 754 г. до Рождества Христова. Рим основан 21 апреля 3-го года 6-й греческой олимпиады, что значит по нашему исчислению 754 до Рождества Христова.
    Эра селевкидов. Это сирийское летоисчисление, называется оно годами царя Александра Македонского, или эрой ионийцев, по имени одного греческое племени.
    Древние церковные документы ещё датировались эрой Диоклетиана. Это египетское летоисчисление. Начиналась эра 29 августа 284 г. после Р.Х.
    Летоисчисление от Рождества Христова.
    По постановлению 1-го Вселенского Собора Александрийский епископ должен был вычислять время Пасхи и извещать об этом весь христианский мир пасхальными посланиями. Александрийские епископы в основу своих пасхалий положили великий индиктион, т.е. цикл в 532 года, после которого все дни недели и Пасхи повторялись.
    В правление Юстиниана кончался первый индиктион пасхального летоисчисления. Александрия была поглощена борьбой с монофизитской ересью и не могла продолжить пасхалию. Тогда в 525 г. взялся за это дело римский монах Дионисий Малый, скиф, знающий греческий и латинский языки. Он вычислил новый цикл пасхалии и в основу его положил датировку от Рождества Христова, до сих пор никем не употреблявшуюся. В 532 г. он опубликовал свой труд, и это - первая историческая дата, определенная от Рождества Христова. Дионисий предположил, что текущий 1285 год от основания Рима ecть 532 год от Рождества Христова. Хронологи считают, что Дионисий допустил неточность в четыре года, так как в действительности год Рождества Христова совпадает с 750 г. от основания Рима, а не с 754 г., как считал Дионисий. Со времени Дионисия датировки от Р.Х. употреблялись и то очень редко, только в трудах учёных. В 8 веке стали встречаться первые документы с датой от Р.Х., в следующем веке число этих документов увеличилось, в 10 веке появляются даты от Рождества Христова и в папских документах, и только к 12-13 векам это летоисчисление становится повсеместным.
    Летоисчисление от сотворения мира, т.е. годы от АДАМА.
    Чтобы перевести годы этой эры на наше исчисление (от Р.Х.), необходимо из эры мироздания вычесть 5508 и получатся годы после Р.Х. Например:
    7514 - 5508 = 2006 г. Отсюда следует, что, по мнению издания этой эры (византийцев), Христос родился в 5508 году от Адама. Каким же образом узнали? Число 5508 чисто искусственное и в его основе лежит простое и по-детски наивное соображение, а именно: известно, что Бог творил мир в 6 дней. Христос же в шесть дней своей страсти искупил и как бы заново воссоздал павший мир своею смертию в пятницу в полдень, т.е. в 5-ть с половиной дней. Между тем сказано: "Пред очима Божьими тысяча лет, как один день, и один день, как тысяча лет"(Пс. 89,5; 2 Петр. 3,8), значит 6 дней творения и 6 дней искупления можно принять за шесть тысяч лет. А так как в случае с искуплением получается неполных 6 дней, то и вышло 5500 лет. А восемь добавили для удобства, чтобы можно было исчислять этот промежуток времени по индиктам.

Протоиерей Константин Васильев,
настоятель кафедрального
Рождество-Богородицкого собора в Вологде
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).