Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

На родине святого

    Спешу поздравить дорогих читателей с памятной для нас датой. В феврале мы отметили 200-летие со дня рождения нашего знаменитого земляка - святителя Игнатия (в миру - Димитрия Александровича Брянчанинова).


    Он родился 5(18) февраля 1807 года в селе Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Родители его Александр Семенович и Софья Афанасьевна принадлежали к древнему роду Брянчаниновых. Будучи людьми благочестивыми, печалясь о бесчадии, они молились, совершали путешествия к святым местам и особенно усердно просили помощи у преподобного Димитрия Прилуцкого. Молитвы их были услышаны. Родился мальчик, которого при крещении назвали Димитрием в честь основателя Спасо-Прилуцкого монастыря.


    Святите
 
ль Игнатий писал: "Детство мое было преисполнено скорбей. Здесь вижу руку Твою, Боже мой! Я не имел кому открыть моего сердца: начал изливать его пред Богом моим, начал читать Евангелие и жития святых Твоих. Завеса, изредка проницаемая, лежала для меня на Евангелии. Но Пимены Твои, Твои Сисои и Макарии производили на меня чудное впечатление. Мысль, часто парившая к Богу молитвою и чтением, начала мало-помалу приносить мир и спокойствие в душу мою. Когда я был пятнадцатилетним юношею, несказанная тишина возвеяла в уме и в сердце моем, но я не понимал ее, я полагал, что это обыкновенное состояние всех человеков".
    Я предлагаю отправиться в Покровское и увидеть красоту той местности, где провел свое детство будущий святой.
    Наш путь будет недолгим: двадцать три километра по новомосковской трассе, затем отворотка на Винниково и семь километров по хорошей дороге, поворот, еще поворот, въезд в гору. Приехали!
    Село Покровское и близлежащие деревни издавна принадлежали дворянскому роду Брянчаниновых. Здесь находились деревянные дом, храм, хозяйственные постройки. В начале девятнадцатого века с приездом из Санкт-Петербурга Александра Семеновича начинаются преобразования. В 1810 году была построена каменная церковь, а в 1811 году - каменный дом, появился парк. Бывший камер-паж императора Павла, привыкший к придворной столичной жизни, новый хозяин сумел и в деревне устроить жизнь свою пышно и богато. Изящно со вкусом и по моде убранный дом мог с успехом стоять не в Покровском, а на одной из главных улиц Петербурга. Не только в комнатах, но и в лакейской всегда стоял запах цветов. В больших оранжереях выращивались роскошные южные растения. В конюшнях были дорогие породистые лошади. Все это делало Покровское волшебной сказкой. "Воля его и художественный вкус создали маленький Версаль с замком-домом, царственным садом и изящной церковью на бесплодной илухе глинистой русской горы" - вспоминала внучка Александра Семеновича. Выезды его, торжественные, обставленные придворным великолепием, напоминали выезды царя, то покидающего на время своих подданных, то снова возвращающегося к ним. Часто приезжали гости, принять и угостить которых Брянчаниновы умели с особой изысканностью. "Дом являет собой подлинный образец стиля раннего классицизма конца восемнадцатого века" - писал Г.К.Лукомский, известный искусствовед, исследователь русских дворянских усадеб.
    Давайте войдем внутрь его. На первом этаже находились гостиная, овальный зал, кабинет хозяина, комната хозяйки. На втором этаже размещались спальни мальчиков и девочек. В семье было десять детей. К мальчикам был приставлен дядька Доримедонт, который докладывал барину о любой малейшей провинности сыновей. У девочек была нянька Ефимовна, которая жалела детей и скрывала от барина их проступки.
    Средствами воспитания и развития в детях добрых качеств Александр Семенович считал строгость, суровость и наказания. По утрам детей держали впроголодь для выработки дисциплины. Няня Ефимовна, любившая и жалевшая своих питомцев, тайком совала им ломтики черного хлеба.
    Не только слуги, но и никто из домашних, даже жена Софья Афанасьевна, не могли прекословить железной воле барина.
    Александр Семенович Брянчанинов был образованным для своего времени человеком и старался дать своим детям по возможности хорошее образование. Каждый день привозили в Покровское лучших учителей семинарии и гимназии. Обращали внимание и на развитие природных талантов. Димитрий после занятий по предметам упражнялся в рисовании, пении и игре на скрипке. В свободное время дети качались в саду на качелях, катались на горках зимой, летом на плотах по прудам, ездили верхом, иногда сопровождали отца на охоту. Они щедро пользовались фруктами богатого сада, любовались красотой природы. Много радостей было у молодых Брянчаниновых. Не было у них самого главного, что делает ребенка счастливым - родительской ласки и нежности. Они чувствовали холодность в отношении с родителями, отца боялись и никогда не пытались поделиться внутренним содержанием своего духовного мира.
  

 

  Димитрий был серьезным, не участвовал в шалостях. Младшие братья и сестры часто прибегали к его помощи и совету. Митенька был всегда задумчивый и грустный, сосредоточенный и замкнутый в себе, любивший уединение в парке. В доме была прекрасная библиотека, и мальчик много читал. Любимой книгой его стало пятитомное издание "Училища благочестия". Читая жития святых угодников, оставивших суетный мир во славу Божию, он все больше укреплялся в принятом им намерении самому последовать по пути святых, стать монахом.
    Село Покровское получило такое название благодаря храму Покрова Божией Матери, что на Комеле. "С которого же времени сия церковь восприяла первоначальное свое существование в приходе и с какого случая, никаких письменных сведений и преданий не имеется. В окладной книге 1691 года значится...". На основании данных клировых ведомостей можно сделать вывод о возникновении храма не позднее 17 века. До 19 века церковь была деревянная. Каменное здание было построено и освящено в 1810 году "тщанием надворного советника Александра Семеновича Брянчанинова и прочих приходских людей". Прихожанами были жители близлежащих деревень. С 1831года по 1869 год в храме совершал богослужение священник Флегонт Александрович Авессаломов. Его дочь стала женой священника Филофея Ивановича Малиновского, служившего в Покровском храме с 1869 года по 1888 год. Его дочь также стала женой священника Константина Ивановича Лаврова, прослужившего в храме до 1934 года. В приходе была открыта в 1872 году школа, имелась библиотека.
    Вокруг храма была красивая ограда из белого кирпича с кованой решеткой. У входа росли черемуха, сирень, шиповник. На паперти были широкие ступени. Колокольню украшал шпиль. Купол венчал золоченый крест. Пол был выложен желтоватыми плитами. Печки топились в подвале, через отдушину тепло поступало в храм. Потолок был лепной, без росписей. Стекла в окнах цветные, выложенные мозаикой. Фрески были до потолка. У правого клироса было распятие, купленное на деньги прихожан. На клиросе по нотам пели мужчины и женщины. Молодых девушек также учили петь. По праздникам в селе был крестный ход.
    К сентябрю 1934 года храм закрыли, 10 колоколов из красной меди вывезли на переплавку. Здание хотели использовать под нужды строящейся электростанции, для чего снесли купол, разрушили стены алтаря на 1,5 метра и четверика на 4,5 метра. Потом здесь устроили клуб, в алтаре сделали сцену. Позднее помещение использовали как склад для хранения зерна.
    В 1992 году в селе Покровском была образована православная община, началось восстановление храма.
    Рядом с храмом находится кладбище, где похоронены многие представители рода Брянчаниновых. Святитель Игнатий, посетивший Покровское в мае 1844 года, писал: "Могилы праотцев моих ограждены кругом вековых дерев. Широко раскинувшиеся ветви образовали сень над могилами: под сению покоится многочисленное семейство. Лежат тут прахи многих поколений ...". Особое внимание привлекают могилы первого и последнего владельцев нового Покровского.
    Александр Семенович прожил долгую жизнь: рано овдовел, пережил смерть своих детей. Он был образованным, энергичным, одним из наиболее уважаемых людей в губернии.
    Владимир Николаевич Брянчанинов, Архангельский вице- губернатор, был вынужден в 1918 году бежать с семьей за границу, жить во Франции. Именно он привил любовь к России своей внучке Татьяне Александровне Ватсон. В мае 2006 года его прах был погребен в Покровском.
    Александром Семеновичем был заложен прекрасный парк, территория которого составляла 4 га. В первой регулярной части его мы видим липовые аллеи, расположенные в виде звезды. Здесь же были разбиты цветочные клумбы. Во второй части парка, расположенной на склоне отлогой горы, был грот из булыжного камня, не теряющий прохлады в самые жаркие дни. На границе первой и второй частей были высажены фруктовые деревья. В третьей части парка был разбит огород, где выращивали ягоды и овощи. Здесь же были оранжереи для цветов, фруктов и овощей. Ниже находился пруд, с двух сторон облегающий барскую усадьбу.
    Давайте пройдем по тенистым аллеям парка и представим здесь маленького Митеньку Брянчанинова, мечтающего об иноческом пути. Но по воле отца он был вынужден учиться в Главном военном инженерном училище в Санкт-Петербурге. Только в 1827 году начинается долгая монашеская жизнь святителя Игнатия.
    Вот и пришло время покинуть Покровское. Но мы не расстаемся с нашим замечательным земляком. Хочется побывать в других местах, связанных с его жизнью и деятельностью. Можно поехать в Санкт - Петербург, где прожил архимандрит Игнатий 23 года. Или отправиться в Николо - Бабаевский монастырь, где прошли последние годы жизни епископа Игнатия. Или собраться в трудное путешествие по разоренным вологодским монастырям, где начинался иноческий путь послушника Димитрия Брянчанинова.

Наталия Комарова
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).