Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

АРХИПАСТЫРСКОЕ ПОСЛАНИЕ

Досточтимым пастырям, священно- и церковнослужителям
и всем верным чадам Русской Православной Церкви
в пределах Вологодской епархии

Путь ко спасению - неуклонное следование учению святых Отцов.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    От всего сердца поздравляю всех вологжан с жизнеутверждающим праздником Воскресения Христова. Одними из первых о воскресении Христовом узнали первосвященники и старейшины иудейского народа от воинов, охранявших пещеру с телом Иисуса Христа. Старейшины предложили воинам объяснить исчезновение тела Иисуса Христа довольно нелепо, но просто и понятно. Мол, когда они ночью спали, ученики Христа похитили Его тело. Нелепость в том, что спящие воины не могли ничего видеть. Но многие, не задумываясь, поверили этому слуху и распространяли его, становясь соучастниками злой и смертоносной лжи.

 

    Времена проходят, но дух злобы продолжает борьбу подобными коварными способами, видоизменяя форму и предмет лжи, но не уменьшая ее смертоносности. В настоящее время многие христиане, стремясь улучшить церковную жизнь и стремясь ко спасению, сами того не замечая, сбиваются со спасительного пути, определенного святыми Отцами. Хотелось бы обратить ваше внимание на вопросы духовной жизни, опираясь на творения нашего земляка потомственного дворянина, любимца императора, аскета, яркого духовного писателя, обладавшего удивительным, "ангельским умом" святителя Игнатия Брянчанинова - тем более, что в этом году исполнилось 200 лет со дня его рождения.
    Святитель посвятил свои творения самому главному вопросу земной жизни человека - правильной духовной жизни. Он обращал главное внимание не на ее внешние формы, а на внутреннее устроение человека. Свт. Игнатий писал: "Не заслуживает уважения тот, кто изгоняет бесов, ни презрения тот, кто не изгоняет. Желающий правильно рассуждать о подвижнике да изследует образ подвига его". Каков же должен быть образ спасительного подвига? Фундаментом для такого подвига должно быть сокрушенное сердце. Свт. Игнатий цитирует прп. Иоанна Лествичника, который писал: "Как бы ни возвышены были наши подвиги, но если мы не стяжали болезнующего сердца, эти подвиги ложны и тщетны". Невольно встает следующий вопрос: а как приобрести сокрушенное сердце? Такого сердца мы не приобретем до тех пор, пока не увидим своей слабости. А немощь наша, по слову свт. Игнатия, показует себя через постоянное и внимательное стремление исполнить заповеди Христовы. "Это делание, - писал Святитель, - истребляет в нас удовлетворение собой, показывает подвижнику его слабость и несовершенство". Даже самые высокие подвиги оскверняются неподобающими мыслями. "Вся праведность наша, - писал пророк Исайя, - как запачканная одежда" (Ис. 64.6).
    Увидев свое бедственное состояние, христианин полагает начало спасительного пути ко Христу. "К чему Спаситель для того, кто сам разумен и добродетелен?" - вопрошает свт. Игнатий. Спаситель нужен погибающему, а не благоденствующему. Видение гибельности своего состояния приводит христианина к спасительному состоянию покаяния и сокрушения. Подвиги, совершенные с таким расположением сердца, приемлются Богом. "От падшего духа человеческого, - говорит свт. Игнатий, - принимается только одна жертва: покаяние, ибо все наши подвиги осквернены грехом". "Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Псл. 50, 19).
    К сожалению, многие христиане оставили этот неброский путь, начертанный святыми Отцами, и избрали для себя путь более яркий - путь внешнего делания: строгий телесный пост, посещения торжественных богослужений, благодатных старцев, участие в околоцерковных шумных мероприятиях, направленных на прославление сомнительных личностей или против решений церковной иерархии или даже самой иерархии. При этом не обращается внимание на то, что при этом теряется внутренний мир и появляется мощный дух противления. Немирное состояние свидетельствует о том, что это не духовное делание, ибо "действия духовные, - по слову свт. Игнатия, - рождаются из мира и рождают мир".
    Чрезмерным увлечением внешними деяниями в ущерб духовному деланию приводит к нарушению заповеди Спасителя: "Ищите прежде всего Царства Божия" (Мф.6.33), а Царство Божие не во внешних ярких формах христианства, "Царство Божие внутрь вас есть" (Лк. 17, 21). И заключается оно во внутреннем устроении, о котором писал Апостол Павел: "Плод же духа любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5,22). И если нет мира, долготерпения, кротости, наши яркие внешние дела нам не помогут в деле спасения. Даже такие спасительные, как церковные таинства. Прп. Серафим Саровский говорил: "На земле можешь причаститься, а у Бога можешь остаться непричащенным". А Апостол Павел предупреждает еще более строго: "Многие из вас немощны и больны и немало умирают" (Кор.11,30), ибо недостойно причащаются.
    С горечью приходится констатировать, что истинное христианство постепенно удаляется из среды верующих, и вместо него остается одно пустое, безжизненное лицемерие. Свт. Игнатий сетовал: "Ныне утерян людьми истинный духовный разум, а разные ложные мысли получили особую силу". Ошибочное направление христианской жизни поддерживают некоторые современные книги, которые наполнены яркими событиями, но содержат мысли, не соответствующие святоотеческим. Они выпускаются многотысячными тиражами и быстро распространяются в среде верующих, что свидетельствует о неверном духовном устроении и о том, что многими христианами оставлен спасительный святоотеческий путь.
    Это очень тревожный сигнал, так как, ведя неверную духовную жизнь, внешне можно быть ревностным христианином, а по сути стать врагом Божиим. Как тут не вспомнить грозное предсказание свт. Игнатия: "Отступление нового Израиля от Спасителя к концу времен примет обширное развитие. Обуявшая соль предвещает и ясно обнаруживает, что наш народ может и должен соделаться орудием гения из гениев, который, наконец осуществит мысль о всемирной монархии". Святитель пишет о всемирном царстве антихриста. О том, что русский народ отходит от святоотеческого учения. Теряет истинные духовные ориентиры и устремляется к ложным. Внешне он хранит православие, но по духу он удаляется от православной веры. Святитель сравнивает его с "обуявшей солью", той солью, которая по внешнему виду похожа на соль, но, по сути, это не соль, так как она не имеет силы. Поэтому наш народ, внутренне отходя от святоотеческого пути, наверное, сам того не подозревая, "может и должен сделаться" необходимым и послушным орудием для выполнения губительной миссии антихриста. Это грозное предупреждение призывает нас задуматься! Ибо каждый из нас, отходя от святоотеческого учения, незаметно для себя может сделаться орудием в руках врага нашего спасения, внешне будучи ревностным членом Православной Церкви.
    Но никакое предсказание не бывает безусловным. Даже пророчества великих ветхозаветных пророков, которые возвещали истинную волю Божию, не были безусловными. Воля Божия изменялась при определенных условиях. Библия повествует о нескольких таких случаях. Было отменено наказание Ахаву после того, как он смирил свою гордыню перед Богом. Была отсрочена смерть царю Езекии на целых 15 лет после его слезной молитвы. Был сохранен город Ниневия после покаяния жителей этого города. "Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же" (Евр. 13,8). Значит и сегодня Он готов помиловать кающихся грешников и отменить грозное определение. Если мы смиримся подобно Ахаву и обратимся к Богу в слезной молитве подобно царю Езекии. Если мы принесем искреннее покаяние подобно ниневитянам. Господь, будучи милосердным и человеколюбивым, готов изменить определение о нашем народе, и он останется хранителем и защитником православия.
    Паки и паки поздравляю вас с Пасхой Христовой! Пусть наши сердца обратятся к Богу и Господь наполнит их радостью о Воскресшем Христе и этой радости никто не сможет отнять от Вас, ибо


    Воистину
    ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Управляющий Вологодской епархией,
Архиепископ Вологодский
и Великоустюжский
Пасха Христова
26 марта/08 апреля 2007 года
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).