Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

О ЦЕРКОВНЫХ ПЕСНОПЕНИЯХ И ИХ СОЗДАТЕЛЯХ

    Приходится выразить сожаление, что чтение тропарей канонов (т.е. частей, последующих за ирмосами) не всегда внимательно воспринимаются молящимися, поэтому глубокие и назидательные мысли, заключённые в каждом тропаре песни канона, не всегда доходят до сознания членов Церкви. А между прочим, по Уставу, полагается многократное повторение тропарей в дни великих праздников с тем, чтобы сокровища мыслей и молитв святых песнописцев, создавших каноны, были усвоены всеми молящимися. Подобное чтение сохраняется теперь в некоторых монастырях. Основной задачей настоящей статьии является посильное вхождение в дух писаний, оставленных нам святителями Космою и Иоанном, которым присуща и возвышенность, и сладость изображаемого. Первый тропарь на Рождество Христово (ирмос "Христос Раждается...") -"Истлевша преступлением по образу Божию бывшаго всего тления суща, лучшия отпадша Божественные жизни, паки обновляет Мудрый Содетель, яко прославися". Сколько здесь смирения и мудрости, какое глубокое понимание падения человека и какое радостное (и сладостное!) уверение в том, что Мудрый Содетель, Создатель наш, опять, "паки" обновляет нас.

Преподобный Косма Маимумский

    Есть свидетельство, что Косма родился в Иерусалиме, где и пострадали его родители. Он остался сиротою около 676 г. Его взял на воспитание и усыновил богатый вельможа города Дамаска, это был отец Иоанна Дамаскина. Косма и Иоанн воспитывались и обучались у одного монаха-грека.

    История его такова: в Дамаске на площади арабы продавали пленных, среди них и был этот монах. Он стоял и плакал. Вельможа, отец Иоанна Д., спросил его, почему он плачет.
    - Плачу оттого, что нет детей у меня.
    - Ты же монах и почему говоришь о детях?
    - Я знаю много наук и хотел бы передать их юношам, моим детям по образованию.
    Вельможа выкупил его из плена и отдал ему на обучение Косму и Иоанна. Этого монаха звали тоже Косма. Он знал грамматику и диалектику, философию и арифметику, а также астрономию, богословие и музыку. Все свои знания Косма-монах передал своим юным воспитанникам и удалился в лавру преподобного Саввы Освященного под Иерусалимом.
    Друзья и нареченные братья жили в Дамаске, где Иоанн имел высокий пост при дворе калифа. После оклеветания Иоанна Дамаскина в 732 г. братья удалились в ту же лавру преп. Саввы, где жил их наставник - старец Косма. Здесь Косма и Иоанн разделяли вместе учёные труды и составляли духовные песни.
    В 743 г. Косма был поставлен против своей воли во епископа г. Маиумы, находящегося в Палестине, близ Газы. Но и отсюда он не терял своих братских отношений с Иоанном Дамскиным. До последних дней жизни препп. Иоанн и Косма оставались друзьями. Косма пережил своего друга и мирно скончался около 787 г..
    Косма жил в смутное время иконоборческого гонения. Богу угодно, даже посреди смут и смятений, сохранять отдельные души, которые являются утешением, украшением, умирением мира и Церкви. Таким человеком был прп. Косма Маиумский. О нем все исследователи говорят как о выдающемся гимнографе. Архиепископ Черниговский Филарет называет Косму "начальником песнописцев".
    Количество полных канонов, написанных преп. Космою, составляет 12, они, в основном, посвящены некоторым двунадесятым праздникам и трем святым: вмч. Георгию Победоносцу (23 апреля), праведному Иосифу Обручнику (26 декабря) и свят. Григорию Богослову (25 января).
    Косма Маиумский написал трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы: Великий Понедельник, Вторник, Среду и Пяток. А также полный канон на Великий Четверток и четверопеснцы на субботу Ваий и Великую Субботу.
    По свидетельству преосвященного Филарета, архиеп. Черниговского, св. Косма участвовал вместе с Иоанном Дамаскиным в создании Октоиха, в котором новый род песней, оформленных в виде канонов с ирмосами, является основным для каждого гласа.
    Преподобный Косма прожил длинную, бедную внешними событиями жизнь. Жизнь эту можно признать и мирною, хотя проходила она среди великих треволнений и горестей. Уже то, что младенцем преподобный оказался сиротою и, по существу, чудом был спасён от смерти милостивым вельможей дамасским, наложил отпечаток на формирование его души и восприятие внешнего мира.
    Делом непостижимого Промысла Божия был и тот факт, что оба брата и духовных друга поступили в обучение к образованному монаху, сочетавшему в себе знание светской и духовной премудрости того времени. Косма-наставник оказал несомненное влияние на творчество двух духовных братьев как песнописцев.
    Преп. Косма более всего известен как творец канонов. Эта форма духовных песней была новой для Церкви. Канон как цельное произведение начал формироваться в VII веке трудами св. Андрея Критского. Ранее, при преп. Романе Сладкопевце (VII век), были известны только кондаки и икосы, собранные в кондакарии. Эта форма духовных песнопений не представляла собою организованного, последовательного собрания песней на определенную тему. Такой формой явился КАНОН в трудах преподобных Космы и Иоанна Дамаскина.
    Канон представляет собою церковное произведение, состоящее из ряда песнопений - ирмосов и тропарей, объединённых, связанных между собою общей темой. Ирмос в переводе с греческого означает "сплетение" "связь", - составляется по определённому размеру и напеву. Он служит образцом для следующих за ним песней, которые называются тропарями, - от слова "обращаюсь".
    Канон развился из обработки той части древней утрени, которая состояла из пения библейских песней. Эти песни исполнялись после стихословия псалмов, о чём напоминает в настоящее время чтение шестопсалмия и кафизм. В прежнее время тропари канонов пелись по образцу ирмосов (как теперь поётся пасхальный канон). В наше время поётся только ирмос, а тропари читаются. Канон содержит девять песней, в которых ирмос каждой песни знаменует то или иное библейское повествование.
    Ирмос первой песни содержит воспоминание перехода евреев через Чермное море. Вторая песнь составлена по образцу обличения Моисеем неверного народа израильского, готового впасть в идолопоклонство. В связи с подчёркнутым покаянным чувством она читается только по вторникам седмиц Великого поста и на заупокойных канонах суббот Мясопустной и Троицкой.
    Третья песнь - её ирмос содержит молитву св. Анны, матери пророка Самуила, благодарящей Бога о рождении сына.
    Четвёртая песнь - ирмос написан на слова пророка Аввакума, предвозвестившего воплощение Сына Божия.
    Пятая песнь - берёт свою основу в словах пророка Исайи, - пророчество о пришествии Мессии.
    Шестая песнь - воспоминает образ пророка Ионы, пребывавшего во чреве китове.
    Седьмая и восьмая песни - написаны по образцу славословия, которые воспели три отрока в пещи Вавилонской, будучи спасены от огня.
    Девятая песнь - заключает в себе величание Пресвятой Деве Марии, а именно слова, произнесённые Ею при свидании со святою Елисаветою: "Величит душа Моя Господа...".
    Молящимся известны, в основном, ирмосы праздничных канонов, создающих главную окраску великих и двунадесятых праздников. Согласно Уставу Православной Церкви, пение праздничных ирмосов во многих случаях задолго предваряет празднуемое событие. Так "Христос раждается ..." поется с праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.
    Центральным в канонах преподобного Космы является наиболее полно воспетый им догмат о Богочеловечестве Христовом - о двух естествах Спасителя нашего. С великой любовью и страхом излагает святитель эту спасительную тайну нашей веры. "Перед Лицем Твоим горы уклонишася, - восклицает преподобный на Преображение Господне,- свет бо и пред ногами неботочныя лучи, Христе, солнце прииде, зрак землен яко прияти благоволил еси" (зрак - вид, образ).
    Каноны и трипеснцы преподобного на Страстную седмицу излагают в основном Евангельские чтения этих дней. "Всевиновная и подательная жизни, безмерная Мудрость Божия, - канон Великого Четверга, - созда храм себе от Чистыя Неискусомужныя Матери, в храм бо телесен оболкийся, славно прославися Христос Бог наш".
    9-я песнь канона Великого Четверга: "Странствия Владычня и бессмертныя трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите, насладимся возшедша Слова от Слова научившеся, Егоже величаем". Это день установления Таинства Причащения. "Странствия" - все богословы считают надо было перевести "Гостеприимство (Божие)".
    В ирмосе 3-й песни канона на Воздвижение Креста Господня Святитель пишет, что сотворил Крест Христов в Церкви, прежде бесплодной: "Жезл во образ тайны приемлется, прозябением бо предрассуждает священника неплодящей же прежде Церкви, ныне процвете древо Креста в державу и утверждение".
    Из всех двунадесятых Богородичных праздников преподобным Космою написан только один канон на Успение Богоматери. Канон этот, по словам Ловягина (исследователя), располагает душу к торжественной радости и высокому духовному восторгу.
    "Да провождают невеществении чинове небошественное в Сион Божественное тело Твое". К этому торжеству присоединяются апостолы: "Внезапу же стекшеся апостол множество от конец, Богородице, Тебе предсташа абие, с нимиже, Чистая, Твою, Дево, память славим".
    Замечателен заключительный ирмос канона 9-й песни, задостойник, праздника: "Побеждается естества уставы в Тебе, Дево, Чистая; девствует бо рождество, и живот предобручает смерть; по рождестве Дево и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, предобручает см наследие Твое".
    В Лазареву субботу Пречистая Дево особо почтена: "Чистую славно почтим, людие, Богородицу, огнь Божества приемшую во чреве неопально. песньми величаем".
    В трипеснце Великого Пятка мы слышим бессмертные слова преподобного, добытые из самой глубины сердца: "Честнейшую Херувим и славнейшую без истления Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем".
    Ссылаясь на свидетельство Никифора Калиста, Голубцов передаёт: "Когда преп. Косма составил трипеснец на Великий Пяток, в основу 9-й песни канона он положил слова преп. Ефрема Сирина: "Честнейшую Херувим и славнейшую без истления Серафим...", чем вызвал особую милость Богоматери к преподобному песнописцу. Она, по свидетельству предания, явилась святителю Маиумскому и сказала: "Приятны Мне песни твои, но эта приятнее других, приятны Мне те, которые поют духовные песни твои, но всего ближе Я бываю к тем, которые воспевают Меня этими словами". В других сказаниях добавляются слова Богоматери, что Она явила любовь Свою к святителю за прославление Её в самый тяжёлый для Неё день жизни - день крестной смерти Сына Её.
    Следует допустить достоверность этого сказания и уразуметь духовный смысл явления Божией Матери угоднику Божию - преп. Косме. Явление это особым светом окрашивает житие его, труды его на пользу и славу Святой Церкви.
    Преподобный Косма навечно дал нам это прославление Божией Матери, и оно никогда не стареет! Таково действие гения, обретающего свою силу в Боге.

 

Преподобный Иоанн Дамаскин

    Преп. для своего сына достойного учителя и нашёл его в пленном иноке Косме, которого выкупил на свободу. Он обладал обширнейшими познаниями в риторике, диалектике, астрономии, физике, философии, богословии и музыке. Всё это он передал Иоанну и Косме приёмному сыну вельможи.

    Высокое положение отца и личные качества Иоанна определили его судьбу: он был поставлен градоначальником дамаским и первым министром калифа.
    Иоанн показал себя защитником христианской веры в эпоху иконоборчества. В 728 г. император Лев Исавр начал гонение на иконопочитание. Иоанн написал три обширнейших сочинения в защиту иконопочитания, послал их в Константинополь и тем возбудил против себя императора. Иоанн Дамаскин был оклеветан в неверности калифу, и ему отсекли правую руку. Богоматерь его исцелила. После этого Иоанн не захотел оставаться при дворе, раздав всё имение, он вместе с Космою удалился в обитель Саввы Освященного под Иерусалимом.
    Все старцы обители отказались быть наставником Иоанна, бывшего министра. Один суровый старец принял его, но с условием: запретил ему литературную деятельность. Иоанн покорился во имя послушания, но его поджидало искушение. Один из братьев обители потерял своего брата и сильно скорбел. Он упросил Иоанна написать что-нибудь для облегчения скорби. Жалея инока в скорби, Иоанн написал: "Кая житейская сладость...", "Плачу и рыдаю...". Они стали распевать их в келии. Старец, услыхав это, стал гнать от себя Иоанна. Он простил Иоанна после того, как тот очистил все отхожие места обители своими руками.
    Богоматерь явилась старцу в сонном видении и повелела снять запрет с Иоанна и не возбранять ему "писать и петь во славу Православия". Таков духовный путь Иоанна: он - блестящий вельможа при дворе калифа, он же и инок, очищающий своими руками нечистоты обители. И в гонениях, клевете и в обители его защищала Богоматерь.
    Образ Иоанна Дамаскина прекрасно отображен в поэме Алексея КонстантиновичаТолстого "Иоанн Дамаскин":
    Любим калифом Иоанн;
    Ему, что день, почёт и ласка,
    К делам правления призван
    Лишь он один из христиан
    Порабощенного Дамаска...
    Вскоре Иоанн был посвящен Иерусалимским патриархом во пресвитера и поставлен проповедывать в Иерусалимской церкви. Но патриарх умер, и Иоанн возвратился в обитель.
    Здесь он продолжал писать опровержения на гонения против икон. Скончался преподобный в глубокой старости в 776 г., прожив 104 года. 7-й Вселенский собор 787 г., открывшийся вскоре после смерти Иоанна, особо почтил его. Все 367 отцов собора "с благоговейной благодарностью вспомнили труды Иоанна Дамаскина на пользу Церкви Христовой и торжественно провозгласили ему "вечную память", о чём записано в постановлениях Собора.
    Иоанн Дамаскин написал большой труд: "Точное изложение православной веры". Но более высок Иоанн как песнописец, здесь он неподражаем. Большая его заслуга в создании ОКТОИХА, или Осьмогласника. Иоанн составил песнопения на воскресные дни (вечернего и утреннего богослужения), разделив их на восемь гласов, создал музыку, установил определённый способ пения.
    Октоих был введён при жизни Иоанна в греческой церкви, сирийской, у яковитов и несториан. Он составил тропари, стихиры, антифоны, каноны. С особой силой и мастерством изложены им догматы в догматиках - воскресных Богородичных стихирах. Иоанн справедливо назван "златоструйным" по обилию в нём благодати Святаго Духа. Он достиг великой высоты богословия в своих догматиках.
    Кроме Октоиха, прп. Иоанн Дамаскин написал панихиду, каноны на Рождество Христово, Богоявление, Вонесение и др. - всего 64 канона.
    Воскресные каноны преп. Иоанна Дамаскина начинаются ирмосом песни 1-го гласа, где Иоанн отражает чудо исцеления отсечённыя десницы: "Твоя победительная десница боголепно в крепости прославия...".
    Особо торжественно и величественно вещает преподобный в ирмосе 5-го гласа: "Исайе, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Эмануила, Бога же и человека, восток имя Ему: егоже величающе, Деву ублажаем" (поется также и на венчание, и рукоположение).
    В 4-й песни 8-го гласа из глубины человеческого сердца, находящегося в скорби, исторгаются исповедания: "Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование...". А в следующей песни уже горький плач: "Вскую мя отринул еси от Лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьма окаянного...". И в 6-й песни продолжаются скорбные излияния: "Очисти мя, Спасе, много бо беззакония моя и из глубины зол воззведи, молюся...".
    Но особенно глубоко звучит богословие преп. Иоанна в ирмосе 9-й песни 6-го гл. "Бога человеком не возможно видети, на Него же не смеют чини ангельстии взирати..".
    Преп. Иоанн написал стихиры на вечерни в среду 5-й седмицы Великого поста: 24 стихиры, и каждая заканчивается словами: "Господи, прежде даже до конца не погибну спаси мя"
    Трагически кончается для Иоанна его жизнь при дворе мусульманского владыки, и вот он с отсечённой и чудесно исцелённой десницей покидает дворец калифа и мир.
    Отныне - он инок. Им написана знаменитая песнь: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь..."
    Но наиболее замечательным и прославленным произведением Иоанна является канон на Святую Пасху.
    Им же написаны пасхальные часы и службы на пасхальную седмицу. Пасхальная служба - торжество неба и земли.
    Проф. Ловягин пишет : "Сильные и величественные выражения, искусные и разительные обороты и сочетания слов, быстрые переходы речи при необыкновенной силе и возвышенности мыслей и чувствований делают пасхальный канон преп. Иоанна поистине превосходным произведением церковной словесности".
    В пасхальном каноне все признают ясность и точность выражений. Этому великому произведению преп. Иоанна Дамаскина дано воистину пережить все времена и эпохи, дано донести в полной сохранности радость и истину Светлого Христова Воскресения до наших дней.
    Первый вдохновенный призыв преп. Иоанна: "Очистим чувствия и узрим непреступным светом воскресения Христа блистающася..." - очистим чувство духовного зрения. Очистим также и чувство слуха, ухо, чтобы услышать: "Радуйтеся, рекуща ясно да услышим, победную поюще". Это - живое напоминание нам, живое слово, сказанное от опыта подвизающегося инока.
    "Воскресения день, просветимся, людие! Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас приведе, победную поющия". Здесь все предельно кратко, сжато, радостно. Здесь нет лишних слов и никаких размышлений; здесь только свидетельство Божественного веселия.
    "Ныне вся исполнишася света, небо же и земля и преисподняя; да празднует убо вся тварь востание Христово, в Нем же утверждаемся". Это - тропарь третьей песни канона. Тема сошествия Христа во ад. Преподобный продолжает эту тему и восклицает в 1-м тропаре пятой песни канона: "Безмерное Твое благоутробие, адовыми узами содержимии зряще, к свету идяху Христе, веселыми ногами, Пасху хваляще вечную".
    Дамаскин неоднократно вспоминает жертвенный подвиг жен-мироносиц в ночь Христова Воскресения. Он приглашает в ирмосе пятой песни встать рано, глубоким утром и уподобиться мироносицам, только вместо вещественного благовонного мира принести Христу песнь: "Утренюем утренюю глубоку, и вместо мира песнь принесём Владыце...". А в тропаре седьмой песни он даже более подробно излагает весь путь, скорбь и слёзы жен-мироносиц: "Жены с миры богомудрыя вслед Тебе течаху; Егоже яко мертва, со слезами искаху, поклонишася, радующияся Живому Богу, и Пасху тайную Твоим, Христе, учеником благовестиша".
    В Воскресении Христовом всё ново, и потому святой песнописец с такой теплотой запечатлевает всё, что относится к этому Новому Завету между Богом и людьми.
    Подъем к вершине пасхального канона - в 8-й песни: святой приглашает испить нового виноградного плода, иначе, Божественного веселия и Царства Христова: "Приидите, новаго винограда рождения, Божественного веселия, в нарочитом дни Воскресения, Царствия Христова приобщимся...".
    И вот вершина канона - 9-я песнь с призывом в Новый, таинственный Иерусалим, которому предлагается светиться, так как его осияла слава Господа: "Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия...". Это - уже таинство будущей жизни, Новый Иерусалим тайнозрителя Иоанна Богослова. Здесь, в заключительной песни канона Преподобный нашёл особую форму, особую силу для изображения этого Нового Иерусалима из Откровения.
    Два последних тропаря канона начинаются восклицанием "О!". Это восклицание по-гречески изображается омегой, которая является заключительной буквой греческого алфавита. Омега знаменует одновременно и восклицание, восторг преподобного песнописца, и окончание, предел его канона. Таинственно это восклицание - оно означает и Христа, Который есть Альфа и Омега нашей жизни, начало и конец.

Протоиерей Константин Васильев,
настоятель Рождество-Богородицкого
кафедрального собоора в Вологде
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Шаг к Богу. Православный календарь 2014/a>