Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   
 

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
К МАГИСТЕРСКОЙ РАБОТЕ ИГУМЕНА МАРКА (ЛОЗИНСКОГО)
"ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ МИРЯНИНА И МОНАХА
ПО ТВОРЕНИЯМ СВТ. ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА"

"Святыя книги, составленныя святыми отцами Православной Церкви,
суть в наше время единственная стезя,
по которой можно добраться к истинному свету - Христу"

Свт. Игнатий (Письма с. 657)

    В Церкви развивается крайне опасная болезнь, которая, порождая разномнения и разделения, ослабляет Церковь. Суть ее в том, что при формальном уважении к творениям святых Отцов и признании их важности для правильной духовной жизни, и в реальной жизни их учение находится в небрежении. Свт. Игнатий Брянчанинов еще в середине XIX века в одном из писем писал: " Желание последовать аскетическому учению Отцов Православной Церкви по причине сознания правильности его поставило меня в положение оппозиционное по отношению ко всем..." (Письма, с.144). Можно с горечью отметить, что за прошедшие полтора века ситуация не улучшилась, а ухудшилась. Во времена свт. Игнатия было высшее общество, которое отошло от аскетического учения Православной Церкви, но был народ, хранящий веру предков. В наше время есть общество, но практически нет народа, хранящего учение святых Отцов.
    Сейчас христианину сложно найти верный путь к спасению, так как практически нет ни живых носителей Духа, ни живых примеров святости и рассудительности. Их недостаток в какой-то мере восполняют творения святых Отцов, которые сейчас в изобилии издаются. Но в это же время издаются книги околоцерковные, написанные современными авторами. В этих книгах часто встречаются мысли, которые не соответствуют Святоотеческому учению. Пока еще нет верной и однозначной оценки трудов современных авторов. Их книги еще не прошли проверки ни временем, как творения святых Отцов, ни хорошей церковной цензурой. Они издаются под видом церковной литературы, имея соответствующие атрибуты и даже одобрения авторитетных церковных лиц. Новоначальному христианину, не усвоившему учения святых Отцов, весьма сложно на книжном рынке отделить пшеницу от плевел. Многие увлекаются книгами современных авторов, оставляя без должного внимания творения святых Отцов. Почему наблюдается такая печальная картина? Это происходит по нескольким причинам.
    Во-первых, многие новоначальные христиане, не зная святоотеческого учения, имеют неверную цель в своей духовной жизни. Они ищут не духовное здоровье, которое достигается трудной борьбой с грехами, а сладости, то есть восторгов, видений чудес. Это происходит потому, что они не считают себя больными, то есть грешниками, а считают себя здоровыми то есть близкими к праведникам. "Ныне, при занятии религией более ищут или холодного познания по букве, или обольстительного наслаждения. То и другое принадлежит миру сему, а не Христу" (Свт. Игнатий, Письма, с.549). Только здоровый ищет развлечений, наслаждений, а больной ищет здоровья, ему не до развлечений. Больной ради здоровья готов на многое, и на горькие микстуры, и даже на операцию. Больной готов пролить кровь ради здравия. Именно таким путем шли все святые Отцы. Как сказал Авва Лонгин: "Дай кровь и приими дух".
 
Игумен Марк (Лозинский)
 
    Творения святых Отцов показывают читателям болезни духовные, то есть слабости и немощи, и призывают к выздоровлению через труды и подвиги. Многие книги, написанные современными авторами, усыпляют нашу совесть, развлекают различными видениями, откровениями, чудесами. Они не тревожат наших греховных привязанностей. Это льстит нашему самомнению, так как всем хочется видеть себя хорошими. Не этого ли хотели фарисеи? Не этого ли желаем мы? Не за обличение ли элита древнего Израиля распяла Спасителя? Не по этой ли причине христиане избегают изучения святоотеческого наследия? Не поэтому ли многие предпочитают читать развлекательные сочинения современных авторов? Но апостол Павел предупреждал: "Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху. От истины отвратят слух и обратятся к басням" (2 Тим. 4,3-4). Свт. Игнатий в одном из писем, как бы объясняя этот текст для своего времени, писал: "Отцы ведут читателя своего к покаянию и плачу о себе, а западный писатель к наслаждению и довольству собой".
 
 
Семигородняя Успенская пустынь.
Послушник Димитрий (Брянчанинов)
жил здесь в 1830 году
    Если удастся преодолеть это препятствие, и понудить себя к чтению не развлекательных повествований, а строгих аскетических творений древних святых Отцов, которые призывают к борьбе с грехом, и христианин и пойдет путем, пройденным древними аскетами, у него возникнут новые препятствия. Внешняя обстановка в жизни современных христиан существенно отличается от той, в которой жили подвижники первых веков, и поэтому нельзя все их учения механически применять в нашей жизни, так как внешняя обстановка "имеет на сущность учения древних святых существенное влияние". Как быть? Обратиться к творениям святых Отцов последнего времени, потому что они жили во внешних условиях близких к современным. Это творения святителя Феофана Затворника, Оптинских старцев, святого праведного Иоанна Кронштадтского и других. Особенно ценны в этом отношении творения святителя Игнатия Брянчанинова, так как в его творениях "указано, каким образом пользоваться писаниями древних и применять их к современности" (Творения свт. Игнатия, т. V c. V). Творения свт. Игнатия облегчают современным читателям понимание творений древних святых Отцов.
    Творения свт. Игнатия глубоки, многогранны и очень доходчивы. Они написаны не богословом-теоретиком, а практиком, который в своей жизни руководствовался творениями святых Отцов, приобрел ценнейший опыт и этим опытом следования путем древних аскетов в современном мире делится с желающими спасения.
    Игумен Марк (Лозинский) в магистерской работе попытался систематизировать учение свт. Игнатия о духовной жизни мирянина и монаха, так как свт. Игнатий не оставил труда, в котором систематично изложил свой уникальный духовный опыт. Пока это единственный удачный опыт систематизации учения свт. Игнатия. Надеюсь, что магистерская работа игумена Марка (Лозинского) поможет подвизающимся христианам быстрее найти верный путь, ведущий к спасению и избежать тяжелых ошибок на этом пути. Кроме того, подвинет к более глубокому изучению творений русского Златоуста святителя Игнатия Брянчанинова и творений древних святых Отцов.


Максимилиан
архиепископ Вологодский
и Великоустюжский
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Шаг к Богу. Православный календарь 2014/a>