Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

"Я - ПРАВОСЛАВНЫЙ"

Новая программа в воскресной школе

    В июле 2006 года проходил второй этап православной экспедиции "Воздвиженье" от воскресной школы кафедрального собора г. Вологды под названием "Я - православный". На несколько недель село Воздвиженье превратилось в православную волость.

    Членами экспедиции были ребята в возрасте от 6 до 16 лет. В основном, это учащиеся и выпускники воскресной школы собора, которые освоили специальную программу летней православной экспедиции в прошлом году.
    Данный же этап ставил более серьезную и важную задачу: подготовить будущих православных молодежных лидеров для педагогической работы в экспедиции следующего года. Не секрет, как трудно найти хорошего молодежного вожака для организации летнего отдыха в православных разновозрастных группах и для работы в воскресной школе. Эту проблему и решала экспедиция нынешнего года. Три недели интересной, яркой жизни ребят, где каждое дело, каждая минута были подчинены цели воспитания и духовного совершенствования на основе православных социокультурных ценностей, успешно помогали решить эту задачу. В следующем году младшими воспитателями в экспедицию поедут хорошо подготовленные и проверенные ребята: Валяев Александр, Цебрук Сергей, Кочнева Елена, которые освоили систему работы в Православной волости.
    Наша программа принципиально отличается от всех, известных в епархии. И при просмотре программ организации летнего отдыха и подготовке православных молодежных лидеров, известных на сегодняшний день в стране, есть основания полагать, что и в России вряд ли имеется подобный опыт.
    Хорошие условия и местоположение играют немаловажную роль. Лагерь экспедиции находится в с. Воздвиженье, в 7 км от села Кубенского. В нескольких метрах - громадный храм Воздвижения Креста Господня, в возрождении истории и здания которого ребята принимают непосредственное участие. В 1,5 км - песочный пляж Кубенского озера. Небольшой корпус, вмещающий 40 человек, позволяет за смену принять около 30 детей и 10 взрослых членов Совета. Во главу угла ставится не количество, а качество работы с каждым ребенком. Мальчиков - 16, а девочек - 6 человек было в этом году.
    Существуют Правила экспедиции, где указаны необходимые требования к участникам. Непосредственное руководство осуществляется настоятелем, и если бы не его ежедневное попечение (о питании ребят, об их духовном состоянии, о проблемных ситуациях, о родительских просьбах, о физических нагрузках, об умении каждого держаться на воде и т.д.) и молитвенная помощь - успех экспедиции, безусловно, не был бы столь серьезным.
    Здесь на практике отрабатываются те отцовские и материнские навыки, которые им потребуются в будущем, когда придется ухаживать за своими детьми. Малыши находятся под постоянным присмотром старших: и в бане вымыть, и белье проверить, и постели перетряхнуть, и косы заплести, и ногти подстричь... А дети в экспедицию попадают разные. Есть и из очень обеспеченных семей, есть и из многодетных, есть и довольно уже настрадавшиеся, несмотря на свой малый возраст. Например, были в этой смене двое братишек из Вожегодского детского дома.
    Каждый год "Воздвиженье" укрепляет свою базу. В прошлом году устроили замечательную русскую баню для ребят, где можно и помыться, и отхлестать друг друга березовым веником, и сделать травяные ингаляции из лекарственных растений, в изобилии растущих здесь. Ребята собирают их и сушат для воскресной школы.
    В нынешнем году появились сварные конструкции турникетов по чертежам, предложенным преподавателем отделения физвоспитания Вологодского университета О.В. Самыловской. Здесь проводится часть зарядки. Основная же часть проходит по системе, разработанной в спортивном молодежном клубе древнерусских единоборств "Исток". Трое старших в смене ребят в течение года посещали занятия в секции с целью изучения методики и технологии подготовки русичей к самообороне. Насколько успешно было это освоение, можно судить по тому, как, например, Саша Валяев выступил на Всероссийских соревнованиях в Москве и в Ростове-на-Дону. Он занял там призовые места несмотря на свои 14 лет. Именно этот юноша и вел в экспедиции потешный час.
    Каждый этап носит определенную направленность, поэтому одна смена не похожа на другую, несмотря на объединяющие их общие задачи и условия.
    Структура экспедиции каждый год претерпевает некоторые изменения, варьируется в зависимости от задач данного этапа. Возглавляет экспедицию Совет, он же руководит ее работой, осуществляя свою деятельность под попечением настоятеля и с его благословения. Состав совета сложился из людей, хорошо знакомых друг с другом, связанных крепкой дружбой, общими интересами, устремлениями и верой. Каждый член совета в ходеобщей работы выполняет определенный вид деятельности, что позволяет развивать в детях многие умения и навыки в комплексе и без ущерба для тех талантов, какими наделил их Господь. Этому способствует работа в слободах.
    Плясовая слобода (азы русского народного танца, хороводных игр, плясовых и т.д.), где на танец учат смотреть, как на целомудренное проявление душевного состояния, соединенного в удивительный сплав музыки, пения, хореографии.
    Расписная слобода (азы оформительского искусства). Здесь идет знакомство с истоками народной росписи, выражения русского национального духа в узоре своей собственной рубахи, хайратника, пояса; знакомство с сакральным значением символов вышивки, орнамента, украшения дома, оружия и т.д.; развитие способности видеть и вносить в свое творчество образы и красоты Божьего мира. Светлицы, гридница и молодечные терема, где живут ребята, украшались самодельными причелинами, доспехами, оружием, оконными витражами, звериными шкурами... Почти закончен был громадный макет с озером, мостом, Киево-Печерской лаврой и малыми храмами и часовнями.
    Песенная слобода - одна из самых трудных. Светская общеобразовательная школа не может решить задачу постановки голоса ребенка. Для этого просто нет возможностей. Фортепиано в зале - это бесценное сокровище в волости. Идет обучение не только церковному пению, но и русскому народному, знакомство с его традициями. Полное исключение музыкального воздействия извне (здесь действует запрет не только на жвачки, косметику, мобильные телефоны, но и плееры), ежедневное звучание из заранее продуманного и составленного списка музыкальных произведений (классических, народных, бардовских, детских, православных) позволяет раскрыть перед ребятами прекрасный мир музыки с ее истинно целительным характером. И уже не помеха для тех, кто не ловит "секунду", сипит, слаб в голосе в начале смены, в конце ее ставить детскую оперу "Муха-Цокотуха", куда за 3 недели делась "секунда" и откуда появился голос... А когда парни поют "Поднялася с полуночи дружинушка..." - мороз по коже. А девушки в народном костюме с младенцем на руках поют колыбельную... Это нужно видеть и слышать. По вечерам после вече звучат под гитару песни современных авторов, романсы, бардовские и, конечно же, свой любимый гимн "Православный". Его нельзя петь иначе, как в кругу, обняв друзей за плечи.
    В Скоморошьей слободе осваивались начала драматического искусства. Православный человек зачастую в школе, в университете, на улице далеко не всегда находится среди единомышленников, а тем паче среди единоверцев. И частое противопоставление мира и духа православного христианина вызывает в молодых людях замкнутость, закрытость. Работа на сцене способствует раскрепощению, позволяет чувствовать себя свободнее, с большей уверенностью и умением сообщать людям свою позицию, разрешать конфликты, вести диалоги и дискуссии так, чтобы человек светский увидел в православном не второстепенное и пугающее, а главное: православный - человек счастливый и богатый. Он знает и понимает не только знакомый всем мир, но и то, что от неверующего скрыто - прекрасный Божий мир природы и человека. Здесь узнают цену русским народным играм, сказкам, былинам. Поэтому в течение 5 минут ребята могут придумать и представить театральный экспромт по мотивам известных произведений.
    Трудовая слобода - действительно, трудовая. В поте лица обе дружины работают, помогая строить баню, зачищают фундамент храма, чтобы стены дышали и не прели. Иногда снимать приходилось до 1 метра грунта из битого кирпича и щебня, чтобы добраться до камней фундамента. Затем на такую же глубину следовало снять слой земли, чтобы его уравнять с поверхностью.
    Здесь и лопаты приходили в негодность, и носилки ломались. Иной раз только лом брал то, что с трудом можно было назвать землей. Зато сейчас вокруг западной, южной и восточной сторон храма земля, как по линейке, вся "вылизана".
    Пять слобод, по 30 минут работы в каждой по очереди ежедневно. По 4-5 человек получают в это время максимум внимания в определенной сфере. За это время устать невозможно, но вполне можно проработать на пределе сил.
    Именно поэтому в конце смены у каждого был свой лук (иногда и не один) со стрелами, которыми дружинники управлялись так ловко, что в неподвижную мишень попадали практически все 3 раза из 3-х, а в движущуюся "вертушку", хотя бы 1. Но были и такие, как Дмитрий Смирнов, что попадал при сильном ветре даже в ребро вращающейся мишени 4 раза из 4-х.
    Девицы и младшие носили сшитые своими руками рубахи с вышивкой. На челе у каждого вышитые и украшенные бисером гайтаны и хайратники. Для девиц обязательны косы. Сколько же выдумки и изобретательности вкладывалось в эти, на первый взгляд, немудреные прически. А как они украшали голову юной хозяйки, заставляя в ней изменить все: и походку, и стать, и взгляд.
    Плотный распорядок дня позволял сделать очень многое. И универсальными мастерами всех этих дел должны были быть воеводы. Вся волость делится на две дружины: "Русичи" и "Витязи". Несмотря на то, что на воскресном вече дружины могли переизбрать лидера, воеводы удержались на своем посту. Систему воеводства отмечали в первую очередь даже те, кто бывал в волости впервые. Воеводы Александр Валяев и Сергей Цебрук в совершенстве соответствовали тому типу воевод, что были определены в Правилах. Оба они справились с основной своей задачей: сделать так, чтобы дружина не на показ, а на деле начала жить по девизу: Польза - Народу, Честь - Отечеству, Слава - Богу!
    Помощниками воевод были выборные тысяцкие. Их поле деятельности тоже определено Правилами. Остальные нарекались дружинниками.
    Система награждений и поощрений позволяла Совету выделять достижения ребят в их духовном возрастании, и специально разработанные и изготовленные ордена украшали грудь героев или гербы дружин. Неоднократно награждались ребята правом ношения плаща и медалью волости. Хочется сказать доброе слово не только воеводам, но и тем, кто вел дружины к победе: Смирнов Дмитрий, Кожевников Даниил, Груздев Вячеслав, Филимонов Роман, Сапогов Даниил, Кузнецов Андрей, Яблонская Светлана, Кочнева Елена, Пятунин Андрей, Шемарина Полина.
    Каждую смену мы проводим под веянием определенного исторического события нашей Родины. В прошлом году это было Куликово поле. Все строилось вокруг этого события. В этом году юбилей битвы под Москвой с ордынским царевичем Мазовшей, войска которого, разорив посад, спешно покинули пределы Москвы благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы в 1451 году.
    И с первого дня, когда хоругвь волости взвилась над Воздвиженьем, и совершилось посвящение в воеводы, а затем посвящение воеводами в дружинники обыкновенных мальчиков и девочек, все было нацелено на подготовку к главному Делу - битве с Мазовшей. Планирование Дел строится в соответствие со святцами. И в течение 3-х недель идет планомерная подготовка к заключительному основному Делу. Поэтому, чтобы справиться с нашествием, дружинники под руководством воевод и тысяцких должны были сформировать дружины, научиться вести себя в походных условиях военного времени, разбивать военный стан, зажигать костер с одной спички, раскладывать сигнальные костры, ходить в разведку, ориентироваться на местности. В план входили и молодецкие забавы, и марш-броски по маршруту, где знание карты, умение ее читать и составлять - это успех или провал. Трудная тропа предполагала не только преодоление тех серьезных испытаний, что в избытке готовил Совет, но и постоянное внедрение в игру татарских кащунов или разведчиков. Множество Дел отражалось в Летописном своде, который регулярно готовился от каждой дружины. И здесь были необходимы знания оборотов речи, перевода со старославянского, оформление летописных листов, где можно было прочитать о победах и поражениях дружин, о Змее Горыныче на калиновом мосту, о набегах татар, что полоняли или разоряли военные станы.
    Патриотические чувства православного молодого человека находили серьезную поддержку во время работы "Сионской горницы". Вечером перед сном в соответствии со святцами и в обязательном сопоставлении с современностью или сегодняшним положением дел в волости проводились беседы, на которых вопросы жизни ребят рассматривались с позиции взглядов Евангелия, святых отцов. Используя материалы "Сионской горницы", ребята разрабатывали эскизы гербов дружин, девизы, правила поведения в нестандартных ситуациях, в столкновении с татарами.
    Очень порадовало в этой смене участие ребят из молодежной группы храма Александра Невского. Дружба завязалась, вероятно, еще на Рождественском и Пасхальном балах в воскресной школе собора. Две студентки педвуза и педколледжа проходили практику в нашей экспедиции. Именно этим девушкам было доверено вести работу в Расписной и Скоморошьей слободах. А юноши от храма Александра Невского стали настоящими любимцами дружинников, несмотря на то, что им приходилось играть роль противников. Это было войско ордынского царевича Мазовши. Постоянные съемки Дел на видеокамеру позволяют видеть тот восторг, с которым ребятня шла в разведку, в захват или на освобождение пленных против таких добрых молодцев, как Александр Ларионов, Павел и Ольга Чащины. По легенде Павел носил имя Челубей. Глядя на бицепсы Павла, ребята в восторге не отводили от него глаз. Когда встречались в битве, и непобедимый Павел, как пушинку, нес на плече плененного русича, тот визжал от восторга и вопил что есть мочи: "Русские не сдаются!" А затаившиеся в густой траве разведчики уже ползли по следам Павла и через несколько минут помогали бежать пленному, врассыпную уносясь от обожаемого Челубея. Несмотря на разницу в возрасте и силе, в решающей битве Мазовша был убит наповал, а русичи и ордынцы подписали мирный договор. Затем на память фотографировались с Сашей и Павлом. И неизвестно, кому больше нравилось жить и трудиться в волости: дружинникам ли, которым от роду 6-15 лет, или "ордынцам" - замечательным ребятам, студентам, что старше наших почти на 10 лет. Глядя на этих славных парней, острее ощущаешь грустную истину, что в России у Православия женское лицо. И как здорово, что в нашей волости духовную укрепу получают большинство мальчиков, а занимаются с ребятами - юноши. Нужно только об этом серьезно задуматься и приложить хоть чуточку заботы об этих ребятах, помочь им овладеть педагогическим мастерством, постоянно и неусыпно духовно окормлятъ. Ведь именно они - тот здоровый и живой генофонд страны, который поможет ей возродиться.
    Жизнь в экспедиции подчинена плотному распорядку и строгой дисциплине. Но, несмотря на это, лица у ребят постоянно радостные.
    И взрослым спокойной жизни в экспедиции ждать не приходится. Она полна неожиданностей, на которые приходится оперативно реагировать. На сегодняшний день можно с уверенностью утверждать, что наша экспедиция востребована, ибо сюда, как к последней надежде, обращаются люди как верующие, так и светские, которые утратили общий язык со своими детьми или же видят в детях определенные комплексы и просят помочь в их преодолении, или ощущают влияние бездуховности на душу своего ребенка. Очень трудно бывает отказать, хотя мы понимаем, что на взрослых это будет огромная нагрузка. Но когда к концу смены подросток способен анализировать свои слова, поступки, их воздействие на других людей, пробует ставить себя на место взрослого, становится в состоянии оценить жизненный и духовный опыт старшего и с уважением к этому относиться - это первый шаг на пути преодоления извечной проблемы отцов и детей. Этому способствуют также самостоятельные разработки и планирование Дел, маршрутов, праздников и т.д., которые составляют сами ребята.
    Дружины у нас разновозрастные. Это как в семье. Должны быть большие и маленькие. Иначе молодой человек научается вести себя только со своими сверстниками. А с маленькими и взрослыми - конфликты, вплоть до отторжения. В дружине старшие, зная, что за ними постоянно наблюдают зоркие и внимательные глаза малышей, учатся быть более сдержанными и добропорядочными, строгими и справедливыми, ведь им приходится разбирать жалобы и ссоры, следить за внешним видом, порядком, дисциплиной, оружием малышей.
    Младшие тоже учат многому. На каждодневном вече очень важно мнение малышей. Их взгляд на мир, поступки и отношения людей более чист и прямолинеен, более восприимчив к правде и нетерпим ко лжи. И для старших было полной неожиданностью то, что по их разработке Дела малыши справились с задачей через 12 минут, решив по пути серьезные проблемы, и при анализе игры высказали такие серьезные замечания, что воеводы предложили малышам самим разработать Дело.Те построили игру по необычному принципу. Длилась она 4 часа, в нее включили вторжение ордынцев и совершенно вымотали старших. Сами малыши были вне себя от восторга, а старшие вновь открыли для себя уже так хорошо забытый мир детства.
    Родителям была отведена особая роль в экспедиции. Если что-то привозят из гостинцев - все в трапезную, для всех. Если остаются с ночевкой - включаются в жизнь волости, живут по ее законам и бегают вместе с дружиной сына или дочери. У некоторых родителей даже было поначалу нечто, вроде ревности: ребенок совершенно домашний, никуда не отлучался, а мама, приехав на часок, слышит: "Мам, мне некогда! Дружина - на переправу!" И обожаемое чадо уносится, только пятки сверкают. А мама в недоумении. Чем же тут занимаются? И остаются, и живут родители жизнью детей. А в конце смены, приехав за ребятами, родители растерянно и смущенно бродят по корпусу, как будто еще что-то не собрано, а на самом деле понимают, что с отъездом у их ребенка оборвется ниточка той самой жизни, которой он и должен жить, и не знают, чем они смогут хоть чуточку заменить подобную жизнь по приезде домой. Трудно забыть лица отцов, которые с благодарностью за детей крепко, по-мужски жмут тебе руку, растроганные глаза матерей и общую детскую просьбу: "Пожалуйста, возьмите меня в следующую смену!"
    Мы прекрасно понимаем, что экспедиция - не панацея от бездуховности, что это малая толика в православном воспитании ребят. Но по капле вода и камень точит. И если бы при подобном летнем отдыхе у этих же 20 ребят были возможности вместо дворовых компаний проводить время в интересных молодежных православных клубах, вместо светской школы обучаться в православном учебном заведении, где умные высокообразованные, квалифицированные православные педагоги давали бы им знания нисколько не хуже, а на порядок выше, чем в светской школе, если б вместо вынужденного бдения перед компьютером или телевизором у каждого был бы неослабевающий молитвенник и духовник, - разве нельзя было бы надеяться на скорейшее возрождение Отечества?
    Об экспедиции рассказывается не с целью самолюбования или рекламы. Время покажет, насколько наш опыт серьезен и важен. Он уже сейчас привлекает внимание многих людей.
    Мы не решали с ребятами проблему спасения России от бездуховности. Они ставят перед собой более скромные задачи. Впервые говорят об этом на вводном вече и на последнем подводят итоги, как удалось выполнить задуманное. Вот некоторые из их высказываний:
    - Я приехал в экспедицию, чтобы научиться терпению.
    - Я хочу лучше понять, как следует жить, чтобы другим людям рядом с тобой было легко и хорошо.
    - Научиться бороться со своими страстями.
    - Крепче любить Родину.
    - Чтобы с моей помощью скорей начали служить в этом храме.
    - Научиться, как воспитывать своих будущих детей.
    По большому счету, это можно объединить одной мыслью: учиться спасать свою душу. Эту идею полностью разделял и Совет.
    Наша Вологодская земля рождает много доброго и здорового для человеческой души, и необходимо это знать и использовать. Создавая свою систему работы православной экспедиции, Совет многое принял на вооружение из программы "Социокультурные истоки", разработанной проф. Вологодского педуниверситета А.В. Камкиным и проф. И.А. Кузьминым. Занимаясь разработкой механизма экспедиции, Совет ставил перед собой стратегическую цель - создание структурного подразделения воскресной школы Рождество-Богородицкого кафедрального собора, важнейшей функцией которого является гармоническое развитие и воспитание гражданина России, способного сохранить и приумножить православный, духовный, социокультурный опыт Отечества.
    Советом уделялось особое внимание воспитанию в ребятах таких качеств, как сострадание и сорадование. Сострадание - человеческий закон поведения, необходимый для выживания, ему можно и должно учить.
    Сорадование - сверхчеловеческая способность, Божия благодать, а не закон. Научить этому нельзя, можно лишь учиться. Взрослому человеку, чтобы искренне сорадоваться, необходима огромная духовная работа по самосовершенствованию, преодолению себялюбия, эгоизма, доступная немногим, быть может, только святым, в то время как ребенок способен сорадоваться естественно. И весь нелегкий труд Совета именно на это был направлен: раскрыть, развить, приблизить каждого из ребят к этим способностям: сострадать и сорадоваться.
    Наши дружины были поставлены в положение соперничества. Но радость от победы не застилала ребятам глаза. И для помощи отставшей дружине они нередко пользовались правом переброски дружинников в другую команду или же добавляли людей со стороны. За награды младших старшие переживали, как за свои. Были даже примеры сознательной задержки успехов своей дружины, чтобы соперники могли выровняться или даже вырваться вперед. А как грели душу откровенные похвалы ребят тем, кто их самих сумел победить.
    Возможно, этому способствовала и специальная подборка фильмов, т.к. все 3 недели ребята не смотрели телепередачи, кроме видеофильмов, что могли погрузить их в среду 14-15 веков и вызвать в них гордость за Родину, за подвиги предков, которые умели так искренне сострадать и сорадоваться.
    Всех, приезжавших к нам, удивляли дисциплина и послушание. Как этого достичь? Очень просто. Нужно быть рядом с ребятами, когда им особенно трудно: в труде, в разведке, в конфликте... Тогда они старшего не только слышат, но и слушают.
    Гораздо легче работать, когда крепки тылы. А они были очень надежны благодаря людям, которым хочется выразить искреннюю благодарность: доброму гению всех хозяйственных нужд - А.Г. Кузнецову; его супруге и директору экспедиции - Л.А. Кузнецовой; любимцам детворы и непревзойденным мастерам своего дела, поварам Любови Михайловне и Евгении Ивановне. Совет представлял собой спаянный и единодушный коллектив. Марина Василенко - несмотря на свой юный возраст, (чуть взрослее старших дружинников), у нее уже виден серьезный педагогический талант: неразлучная со своей гитарой, она открывает в ребятах способности пластики и красоты танца. Иван Резюкин - медбрат, действительно ставший старшим братишкой для каждого дружинника, золотые руки (что меч выстругать, что подлечить, что скомороха представить, что в ордынский царский двор внедриться). Мыльченко Анна - ее звали не иначе, как Анечка, какой надежный друг, прекрасный специалист, одно удовольствие с ней работать, редкого трудолюбия человек.
    Впереди новая смена, новые интересные планы. А сейчас осталось подвести итоги прошедшему этапу, смонтировать второй фильм (первый был о прошлогодней смене) и низко, до земли, поклониться тому человеку, без которого не реализовалась бы эта замечательная программа. Несмотря на свой преклонный возраст, он настолько молод душой, что сразу же поверил в полезность и востребованность программы, в возможность ее осуществления. Вдохновитель и самой экспедиции, и ее новой сути - настоятель собора о. Константин. Про таких, как он, говорят: "Молодость - это прекрасный возраст, сколько бы лет тебе ни было". Это и хотели сказать счастливые, вернувшиеся из экспедиции мальчишки и девчонки, скандируя под его окнами: "Отец Константин! Спасибо!". Долго еще раздавалось дружное троекратное ура! А потом, обнявшись в кругу, ребята пели свой любимый гимн "Православный".

Преподаватель воскресной школы
кафедрального собора С. Ю. Василенко
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Шаг к Богу. Православный календарь 2014/a>