Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

Протоиерей Василий Павлов

О МОЛИТВЕ

 
 
Отец Василий вместе с хором Покровского храма
совершил молебен на Спасе Каменном

    С чего начинается духовная жизнь человека? С молитвы. Прекрасно сказал Святитель Иоанн Златоуст, что молитва - это дыхание души. Откуда видна вера человека? Прежде всего, из молитвы. Суть веры заключена в молитве. Вера есть уверенность в невидимом, и когда человек, не видя Бога телесными очами, увидит его духовными и обращается к нему - это первое свидетельство веры. Вот почему, когда мы, священники, хотим узнать, в каком духовном состоянии находится человек, мы прежде его спрашиваем о молитве. И очень часто слышим в ответ, что человек молится как придется, своими словами. Вообще-то это очень хорошо: разговаривать своими словами с Богом, дар такой есть не у всех. И никоим образом мы не возбраняем молиться своими словами, но все-таки советуем: надо молиться и по молитвослову, надо иметь молитвослов, читать содержащиеся в нем молитвы и учиться по ним.
    Молитвы составлены святыми людьми. Как мы учимся духовной жизни, читая жития этих святых, так же об их духовной жизни рассказывают молитвы, которые они составили. Что говорить о молитве Господней, которую нам Сам Спаситель дал, Иисус Христос. Перед тем, как научить апостолов этой молитве, Христос сказал: "Молясь, не говорите лишнего".
    Как раз люди, которые молятся только своими словами, очень часто молятся очень тепло, горячо, искренне, но говорят много лишнего. Молитвы святых людей открывают нам, что должно быть у нас на душе, а на что мы не должны обращать особого внимания. Того, что нет в их молитвах, не должно быть и в наших. Вот почему, читая молитвы из молитвослова, надо не только их произносить как какие-то заученные тексты, но и вдумываться в них, проверять свою душу по ним.
    Все наши молитвы - и домашние, и церковные начинаются с молитв, которые называются предначинательными: потому так и называются, что с них начинается любое молитвенное последование. Давайте припомним их вдумчиво: о чем они нам расскажут. Прежде всего, любая молитва должна начинаться с прославления Бога и с благодарности. "Благословен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков!" - сколько в этих словах благоговения, умиления, доверчивости - вот изначальное чувство, которое сближает человека с Богом. А дальше: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!". В этих немногих словах благодарность за все неисчислимые дары, которые мы получили от Бога. Разве это не поучительно? Прежде всего, нужно начать с проверки, есть ли у тебя на душе умиление, доверие к Богу и помнишь ли ты про Его благодеяния. Есть ли у нас эти чувства, когда мы молимся? Ощущаем ли мы их в своей душе?
    А дальше призыв, призывание Святого Духа: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины" - конечно, это тоже не случайно. Часто мы замечаем: одно и то же дело по-разному дается, если ты его делаешь в духе, если ты его делаешь горячо, с энтузиазмом, увлечением, и когда ты его делаешь лишь потому, что надо сделать, никуда не денешься. Так вот уж святые вещи, молитвы и все, что мы делаем Христа ради, обязательно надо делать с воодушевлением, с теплым чувством на душе. Вот почему Церковь учит: перед всяким добрым делом помолись Духу Святому, и тогда сделаешь это дело в духе, с тем самым теплом, которое всегда от Бога, как говорит преподобный Серафим Саровский. И когда это чувство появляется в нашей душе, оно, действительно, и очищает нас, и спасает - все, как говорится в молитве Святому Духу.
    Дальше - замечательное, чудное исповедание святой Троицы: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас" - только христиане могут это говорить. Два убеждения, две основы веры есть только у христиан: это вера в Пресвятую Троицу: Отца и Сына и Святого Духа, и вера в то, что Спаситель наш Иисус Христос есть истинный Бог, Сын Божий. Вот этим мы отличаемся от всех не христиан, и произнося эти слова мы должны радостно осознать себя христианами. Мы говорим самое основное, то, на чем основана наша вера, и это есть в начальных молитвах.
    А дальше - чудесная покаянная молитва полная смирения: "Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради". Грехи, беззакония, немощи - разве не среди них проходит наша жизнь? И благо человеку, который это осознает, смиренно признает, а стало быть, нуждается в Боге. "Пресвятая Троица помилуй нас" - прикоснись к нашим немощам, залечи их, сделай, чтобы мы меньше от них страдали. Главная христианская добродетель - смирение, и она есть в наших молитвах, во всех молитвах, которые мы начинаем, но чувствуем ли мы это? Это каждый из нас должен ответить за себя.
    И вот, когда мы исповедали правую веру, возблагодарили Бога за все Благодеяния, попросили Духа Святого, чтобы на душе было тепло, когда мы признали смиренно свои немощи, вот тут приходит черед молитвы Господней, которой одной достаточно. Если наша душа вмещает все, что вложено в эту молитву, значит мы настоящие христиане, значит мы настоящие люди, значит мы спасенные люди. Только такие люди могут назвать Бога отцом - "Отче наш" и потом самые прекрасные чувства Ему высказать: "Да святится имя Твое" - благоговение, любовь, "Да приидет Царствие Твое" - это надежда, самая главная надежда в нашей жизни, "Да будет воля Твоя" - что бы ни случилось в нашей жизни, пусть Твоя воля будет - это вера, это доверие. Про все то, о чем больше всего говорят люди, которые молятся своими словами, не зная молитв святых, тут сказано несколько слов: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь" - вот и все, без всяких расшифровок. Дальше: "Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим" - это проверка. Когда мы говорим эти слова, мы должны подумать: "А оставил ли я всем? Вот я у Бога прошу, чтобы Он простил мне, а я-то всем простил?". Мы сами себя делаем этими словами заложниками перед Богом, и вдруг мы когда-нибудь услышим: "Как ты просил, так тебе и сделали. Как ты прощал, так и тебе прощено, сам просил об этом". Как нам горько будет: поделом получаем, по своим поступкам, по своим чувствам. "Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго" - смиренное признание того, как много врагов у нашего спасения, как нам нужна помощь Божия. И заканчивается все это чудесное молитвенное последование опять славословием Богу. Как мало слов и как много мыслей, как много чувств.
    Когда я размышлял об этих словах, я все время вас спрашивал: "А вы это чувствуете? А вы это знаете? А вы об этом задумывались?" Спрашивал я об этом не случайно, потому что примерно так себя нужно мысленно спрашивать во время молитвы, не говорить машинально эти чудесные, святые слова, а все время спрашивать себя: " Это правда? Ты так думаешь? Ты так чувствуешь?"
    Святитель Филарет Московский назвал молитву возношением ума и сердца к Богу. Замечательно сказано! Мы должны и за тем, и за другим во время молитвы следить. Умом мы произносим разумно, не отвлекаемся от молитвы, ясно понимаем, что мы просим, о чем говорим с Богом. Часто приходится слышать покаяние о том, что человек говорит молитву, а думает о другом. Правильно, в этом надо каяться и надо с этим бороться, правильно чувствуют люди, что так не годится - разговаривать с Богом и думать о земных вещах. Ум свой многие проверяют, каются, если не замечают разумной в себе молитвы, а вот чувства - гораздо меньше, а ведь надо и сердце к Богу возносить.
    Есть хороший совет, я считаю его очень правильным и сам советую так моим знакомым: когда произносим в молитве какое-нибудь прошение не будем переходить к следующему, если не прочувствуем то, что сказали. Не будем торопиться говорить следующую фразу, а спросим себя, дошло ли до сердца, прочувствовано ли оно, от души ли я говорю, не говорю ли я одним языком, или я говорю еще и сердцем. Вот так наша молитва становится размеренной, прочувственной, неторопливой и очень содержательной.
    В Евангелие сохранены чудные слова Христа Спасителя о том, что можно богатеть в Бога. Молиться правильно, молиться разумом и сердцем - это и есть богатеть в Бога. И тут нас никто не остановит. Каждый день молясь, таким образом мы получаем огромное богатство. Но этому надо учиться, за этим надо следить, надо размышлять над тем, что мы говорим. И я желаю всем нам, чтобы каждая наша молитва была вознесением ума и сердца к Богу. Аминь.

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Шаг к Богу. Православный календарь 2014/a>