Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

ВЕРА И СЛОВО

 

    "Вера от слышания" (Рим. 10,17) - эти слова Священного Писания всегда справедливы: будь на дворе второй, третий или двадцать первый век - человек не придет к вере в Бога, если откуда-нибудь не узнает о Его существовании, о Христе и Его Церкви. Поэтому любому проповеднику: что апостолу, что миссионеру, что обычному батюшке очень важно быть услышанным. Сегодня это проблема: современный человек живет в мире массовых коммуникаций и гуще новостей, сам темп такой жизни поглощает человека полностью, и он уже не в силах вырваться, остановиться и прислушаться к голосу Церкви, тем более, что часто он и дороги-то в храм не знает. Несмотря на чрезвычайно развитую сеть средств массовой информации, в этой самой информации, которой современный человек живет, довольно трудно найти что-либо полезное, не то что душеспасительное. Получается, что Церковь Христова, обладая величайшим богатством - учением Христа и таинствами, возводящими человека к Богу, - часто не может это богатство донести до современного человека.

    Ситуация напоминает случай, когда один из собеседников пытается что-то рассказать другому, а тот беспрерывно отвлекается на звонки мобильного телефона - у него нет возможности услышать говорящего. Что делать? Самому набрать телефонный номер собеседника и таким образом поговорить с тем, кто находится в двух шагах от тебя.
    По этому пути вынуждена идти сегодня Церковь: когда испытанные способы проповеди не дают возможности пробраться к сердцу человека, нужно использовать тот способ общения, к которому его сердце открыто. Сегодня этот способ общения - средства массовой информации, сегодня апостольское делание становится призванием журналистов. Православных журналистов.
    Фестиваль православных СМИ "Вера и слово", проходивший с 30 октября по 2 ноября в Москве собрал около трехсот человек с таким призванием - церковных журналистов из России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Польши и Германии. Таким образом, фестиваль получился международный. Проводится он второй раз, два года назад первый фестиваль православных СМИ не был столь представителен. Заметно и качественное отличие. Первый фестиваль был неким заявлением о существовании: вот она - церковная журналистика, вот они - люди, работающие в этой области, такое явление в нашей жизни есть. Второй фестиваль носил более практический характер: церковные журналисты, их светские коллеги, другие заинтересованные лица обсуждали общие проблемы, методы деятельности, искали пути сотрудничества, возможность "воцерковления" медийного пространства. Это было интересно.
    Миссионерское поле современного православного журналиста описал в своем докладе митрополит Калужский и Боровский Климент, открывавший фестиваль. "Свобода и ответственность" - этим девизом владыка обозначил то внутреннее состояние, на основании которого должен строить свою профессиональную деятельность любой журналист. Свобода, понимаемая как вседозволенность, стремление к сенсационности без оглядки на последствия воздействия на человека информации - те явления, которые могут сделать журналистику опасной для духовного здоровья человека и общества. Все это, помноженное на исключительную силу воздействия СМИ на человека, делает призвание журналиста чрезвычайно ответственным. Силу воздействия СМИ на умы людей нельзя недооценивать, СМИ формируют общественное мнение, они воспитывают человека в том или ином ключе, они определяют то, каким будет наше общество, наша страна в ближайшем будущем.
    Очень ярким примером могущества СМИ служит ситуация в России накануне революции. Российская империя переживала период бурного развития, почти по всем экономическим показателям она опережала своих европейских соседей, трудовое и социальное законодательство было самым гуманным и передовым. Ни в одной другой стране того времени рабочему человеку не жилось так сносно, как в России. И вдруг через два-три года в умах людей утвердилась мысль о том, что всё вокруг очень плохо, настолько плохо, что нужны крайние меры для улучшения положения. Откуда это? Кто сумел затмить очевидную истину? Средства массовой информации. Именно они, по мнению некоторых исследователей, безответственно и безмерно привлекая внимание общественности к тем или иным социальным язвам и ругая власть, помрачили умы целого народа. Помрачили настолько, что люди стали путать черное с белым - стали считать самым плохим самое лучшее. Чем все это окончилось для нашей страны - известно. До сих пор историки не могут между собой окончательно согласиться, споря о количестве десятков миллионов человеческих жизней, которыми Россия расплачивалась за революцию.
    Так что каждый человек, берясь за перо, либо становясь к микрофону или перед телекамерой должен думать о том, как его слова отзовутся. Далеко не всегда так происходит в СМИ, и это положение призваны исправить православные люди, работающие в этой сфере.
    Еще одну черту современного информационного пространства нельзя назвать приемлемой - его не то что безнравственность, а помимонравственность. В современных средствах коммуникаций порой материал подается так, как будто не существует вообще таких понятий, как добро и зло; то или иное событие преподается без его нравственной оценки. Это очень опасно, потому что создается впечатление: все, что существует в нашей жизни (в том числе грех, порок), имеет право на существование. Обязанность православного журналиста в этой, как и в любой другой ситуации, - не просто транслировать мир, а оценивать его явления, бороться с грехом во всех его видах и содействовать всему созвучному с волей Божией.
    О месте Церкви в СМИ говорилось на фестивале много. СМИ призваны отображать жизнь общества, и раз уж Церковь в нашем обществе является довольно активной силой, не замечать её СМИ не могут, но какой образ Церкви ими создается? Купола, колокола, объемные люди в черном с крестами, говорящие языком позапрошлого века. Церковь как нечто официальное: свечка в руках у какого-либо известного политика, патриарх на каком-то мероприятии. Наше героическое прошлое, фольклор и этнография - вот набор образов, которым почти полностью исчерпывается представление телезрителя о Церкви. В целом создается впечатление о том, что Церковь - один из экспонатов музея, время от времени принято отдавать дань уважения к ней за давние заслуги, но не более того. То, что такое впечатление создается, - неудивительно, ведь большинство материалов о Церкви в СМИ - это новости об официальных событиях, либо о праздниках, которые воспринимаются только с внешней стороны. Ругать за это журналистов бесполезно. Нужно самим стремиться создавать такой образ Церкви, который отражал бы и её святость, и её призыв ко спасению, и смысл её праздников, и её жизнь в мире не по законам мира, и её действенную проповедь любви к Богу и ближнему, и ту потрясающую возможность осмысления всего вокруг, в том числе любого политического, социального, какого угодно явления с точки зрения вечности. Это призыв ко всем православным людям - не только к журналистам, ведь образ Церкви создаем все мы - верующие люди: по тому, как мы живем, и судят о Церкви. Не слишком ли часто мы сводим церковность исключительно к обрядности, забывая, что обряд - всего лишь одно из средств достижения чего-то большего, а не самоцель. Чем чаще мы сами будем стремиться увидеть и пережить в Церкви все её богатство, тем больше надежда на то, что и человек со стороны сможет увидеть в Церкви не только внешнюю оболочку.
    Отрадно было услышать на фестивале, что в современном светском журналистском сообществе все чаще поднимаются "смысловые" вопросы, все чаще журналист начинает воспринимать свою профессию не как простое ремесло, а как некое призвание, все чаще чувствуется потребность не только констатировать в СМИ факты, но и осмыслять их. И как следствие - все чаще в Православии начинают видеть то, что может помочь найти ответ на эти стремления.
    Вера не ограничивается внутренними переживаниями человека. Очевидно, что верующий человек в отношении ко всему внешнему миру отличается от неверующего: и в своих повседневных поступках, и в своей профессиональной деятельности. Эта разница чувствуется и в журналистике - одно и то же событие по-разному воспринимается и, соответственно, преподается в СМИ человеком православным и светским. И (это звучало из уст профессиональных светских журналистов) в журналистской среде становятся все более востребованы православно мыслящие люди, особенно в области аналитики, где требуется именно осмысление событий.
    Фестиваль показал, что на стремление Церкви проповедовать через СМИ, журналистское сообщество начинает (есть первые ласточки) отвечать взаимным стремлением обогатиться глубиной православной мысли, а вслед за тем, можно надеяться, - и веры.
    Если говорить о событийной стороне фестиваля, то программа его была насыщенной, да и помимо программы фестиваль дал возможность свободно и неформально пообщаться православным журналистам из разных мест: поделиться своими проблемами и радостями. Помимо пленарных заседаний, работало множество секций по разным сферам журналистской деятельности. На секциях обсуждалось и законодательство в области СМИ, и особенности журналистики в интернете, и влияние СМИ на сознание человека, и способы донесения информации до, скажем так, её потребителя, и опыт проведения пресс-конференций, и способы разрешить финансовые трудности православных СМИ, и использование визуальной информации (изображения) в СМИ, и создание епархиальных пресс-центров, и общецерковная информационная политика, и, как можно догадаться, многие другие вопросы, порождаемые современностью.
    Завершился фестиваль торжественно: Святейший Патриарх Алексий II вручил премии лучшим церковным журналистам и журналистским объединениям. В преддверии фестиваля проходил конкурс, в котором оценивалась работа и содержание около сотни церковных СМИ. Итоги этого конкурса были подведены на фестивале: среди награжденных были и Епархиальная пресс-служба, и сайт, и телекомпания, и радиостанция, и отдельные журналисты - редакторы газет, телеведущие, фотокорреспонденты. Нет, наверное, такого уголочка в профессиональной журналистике, который не смог бы послужить делу проповеди спасения человека. Подобно тому, как во времена первых христиан апостол Павел "для всех сделался всем", современные православные журналисты используют любую возможность и технический способ донести спасительную весть до каждого человека "чтобы спасти по крайней мере некоторых" (см.1 Кор 9,12).

Иерей Александр Лебедев
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Год со святителем Лукой Крымским