Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

И ПРОЛИЛАСЬ КРОВЬ ХРИСТИАН

   30 сентября 1918 года в Коряжемском Николаевском монастыре, который был расположен в 16 километрах от г. Сольвычегодска разыгралась трагедия, в которой как в капле воды отразилась участь монастырей и их насельников в годы безбожия в России.

   На высоком берегу близ устья реки Коряжемки, впадающей в реку Вычегду, расположился Сольвычегодский Коряжемский Николаевский монастырь. Основал его преподобный Лонгин Коряжемский вместе со своим спутником и сотрудником Симоном Сойгиным в 1535 году. Пришли эти два инока в коряжемские леса, поставили здесь келью для пустынножительства, немного времени спустя соорудили церковь во имя святого чудотворца Николая и дали начало новой обители, которая и стала называться Коряжемской Николаевской.
   Знала она процветание и упадок. В 1896 году монастырь, вновь обретя самостоятельность, набрал как когда-то былую силу. Его настоятель архимандрит Павел в миру именовался Иваном Яковлевичем Моисеевым. Родился он в крестьянской семье 16 февраля 1849 года в деревне Дресвищи Грязовецкого уезда Вологодской губернии.
    С детства Иван познал трудности крестьянской жизни. В церковноприходскую школу ходить не довелось. Обучался грамоте самостоятельно. По Псалтири, подаренной когда-то к празднику, научился читать и писать. Детских забав и деревенских игрищ сторонился. В длинные зимние вечера любил читать жития святых и восхищался их подвигом. Для него единственным утешением были церковные праздники. Ждал их с нетерпением не потому, что в тягость был крестьянский труд. В храме он мог сбросить с себя земные оковы и быть далеко-далеко там, где живут святые и ангелы. Но церковная служба заканчивалась, нужно было возвращаться домой. Это возвращение с каждым разом, с каждым годом становилось все труднее и труднее.
    Решение "уйти в монахи" пришло не в одночасье, принял его после длительного раздумья, в зрелом возрасте, когда минуло 30 лет.
    Накануне Великого поста 19 марта 1880 года Иван был определен послушником Павло-Обнорского монастыря, который находился в том же уезде, где он родился и жил. Обитель расположена в красивой живописной долине, окруженной со всех сторон отлогими горами, и представляла собой уютный мирный уголок. В ней он бывал неоднократно.
    Послушнический "искус" длился для Ивана чуть больше полгода. 9 октября того же года в день празднования местночтимой Корсунской иконы Божией Матери принял монашеский постриг с именем Павел.
    Через месяц, 16 ноября рукоположен в иеродиакона, 24 июня 1881 года во иеромонаха. Строгое трудовое воспитание и природные умственные способности предопределили быстрое продвижение инока по ступеням монашеского служения.
    В 1887 году по поручению епархиального начальства иеромонах Павел полгода управлял монастырем и проявил себя рачительным хозяином. Через полтора года его утвердили в должности казначея монастыря. В том же году за усердную службу о. Павел получил первую награду - набедренник. Рос авторитет иеромонаха.
    Через полгода он стал исполнять должность настоятеля Николаево-Прилуцкого монастыря, что свидетельствует о признании его административных способностей. Пребывая на этой должности, иеромонах Павел снискал любовь и уважение братии. В 1896 года его определили временно исполнять должность благочинного монастырей викариатства. Став благочинным, о. Павел был истинным отцом для иеромонахов. Спустя два года он утвержден в должности благочинного монастырей Велико-Устюгского викариатства, вскоре назначен настоятелем монастыря.
    Много забот и стараний положил он на спасение вверенных ему насельников. 24 июня 1898 года епископ Велико-Устюгский Гавриил возвел иеромонаха Павла в сан игумена и вручил ему посох. Через год по представлению Алексия епископа Вологодского и Тотемского, за усердную и полезную службу он был награжден наперсным крестом.
    13 марта 1902 года, получив новое назначение, игумен Павел возглавил Сольвычегодский Коряжемский Николаевский монастырь. Отныне и до самой смерти местом его служения будет этот монастырь. И в этом монастыре, будучи его настоятелем, он был крепкой нравственной опорой для братии. За заслуги по духовному ведомству по указу Вологодской духовной консистории 6 октября 1908 года неутомимый труженик и ревностный молитвенник игумен Павел награжден орденом Св. Анны 3-й степени.
    Словом утешения, ободрением и вразумлением старался поддержать слабых духом насельников, помогал им приблизиться к Богу.
    В день празднования Владимирской иконы Божией Матери епископ Велико-Устюгский Алексий (Бельковский ) 21 мая 1914 года возвел игумена Павла в сан архимандрита.
    Стремясь к высшей жизни духовной, отец Павел прошел все ступени монастырского служения.
    Жизнь в монастыре текла своим чередом и, казалось, ничто не сможет нарушить её размеренный ход.
    В октябре1917 года в России грянула пролетарская революция. В воздухе повисла тревога. Декрет советской власти, отделившей Церковь от государства, её лишь усиливал. По этому поводу и прибыл к архимандриту Павлу из г. Сольвычегодска бывший на покое архимандрит Введенского монастыря Феодосий, убеленный сединами 76-летний старец.
    А тревожиться было от чего. И сюда докатились известия о расстрелах церквей и соборов Московского Кремля, о разграблении Александро-Невской Лавры, об избиении монахов и убийстве большевиками Киевского митрополита Владимира.
    Какая же участь уготована им?
    Архимандрит Феодосий (в миру Феодор Соболев) родился 11 сентября 1842 года. Его отец, священник Жаровской Петропавловской церкви Вельского уезда Вологодской губернии Дормидонт Алексеевич Соболев, был сыном священника, матушка Ольга Алексеевна - диаконской дочерью.
    Воспитывался Феодор в семье, где свято хранили православные традиции. В основу воспитания детей были положены труд и молитва. Когда старший брат Феодора Константин поступил в Вологодскую духовную семинарию, он после окончания духовного училища последовал его примеру.
    В 1864 году окончив Вологодскую Духовную семинарию, Феодор обзавелся семьей. 22 ноября 1864 года епископ Вологодский и Тотемский Христофор рукоположил его во священника и определил к Тотемской городской Успенской церкви. В 1869 году за усердную службу о. Феодор был награжден набедренником.
    В том же году назначен на должность учителя латинского языка в Тотемское духовное училище "с увольнением от обязанностей приходского священника и причислением к Тотемскому Богоявленскому собору". Новую должность о. Феодор исполнял столь исправно, что ревизор Святейшего Синода Григоревский, инспектировавший Духовное училище в1875году, объявил ему одобрение за успешное преподавание латинского языка.
    В марте 1876 года его определили членом духовно-училищного правления и делопроизводителем, а вскоре и священником к Тотемской тюремной Богородице-Скорбященской церкви. За усердное и полезное служение по духовно - училищному ведомству его наградили бархатной фиолетовой скуфьей.
    Вскоре о. Феодора постигло тяжкое горе - потеря жены. Овдовев, он всего себя отдает на служение Богу. .3 ноября 1879 года его причислили к братству Тотемскогс Спасо-Суморина монастыря Вологодской губернии. Через год утвердили казначеем, а через четыре месяца в этом же монастыре о. Феодор 6 марта 1881 года принимает иноческий постриг с именем Феодосий.
    В 1885 года иеромонах Феодосий назначается в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь для исправления должности настоятеля.
    Пробыв в этой должности два с половиной года, он утверждается в должности настоятеля Кадниковского Дионисие - Глушицкого монастыря той же губернии, с возведением в сан игумена. Бремя должности тяготило его, вызывая в душе смятение, и игумен Феодосии вскоре подает прошение об освобождении его от должности настоятеля и просит возвратить его в Спасо-Суморин монастырь.
    Просьба игумена была услышана, и в декабре 1889 г. он возвращается в тотемский монастырь. Там через год был определен на должность духовника братии, а в 1892 году - на должность законоучителя Тотемской Спасо-Суморинской церковноприходской школы. В просветительстве он видел спасение и понимал, как его не хватает простому народу. Уже в следующем году его труды "по законоучительству" в Спасо-Суморинской школе замечены, игумен Феодосий "награжден от Святейшего Синода книгой - Святой Библией". Четыре года пребывал он в этом служении.
    В1896 году о. Феодосий перемещен на должность настоятеля в Грязовецкий Арсениево-Комельский монастырь и спустя два года за заслуги по духовному ведомству Святейшим Синодом награждается наперсным крестом.
    Через пять лет новое назначение - Устюгский Михаило-Архангельский монастырь, где определен на должность духовника учеников Устюгского духовного училища, монашествующей братии Михаило-Архангельского и сестер женского Иоанно-Предтеченского монастырей.
    В 1902 году игумен Феодосий назначается настоятелем Устюгского Николаево-Прилуцкого монастыря и вскоре утверждается в должности благочинного мужских и женских монастырей Велико-Устюгского викариатства. За труды по духовному ведомству в 1905 года он награжден орденом Св. Анны 3-й степени.
    В сентябре 1907 года игумен Феодосии определен на должность настоятеля Сольвычегодского Введенского монастыря, в ноябре того же года епископом Велико-Устюгским Алексием (Бельковским) возведен в сан архимандрита.
    1912 году за беспримерное служение Церкви Божией и в связи с 70-летием архимандрит Павел Всемилостивейше награжден орденом Св. Анны 2-й степени. Преклонные лета и слабость здоровья позволили архимандриту Феодосию обратиться с прошением об освобождении от должности.
    13 сентября 1916 года Указом Священного Синода он был уволен от должности настоятеля Сольвычегодского Введенского монастыря. Пребывая на покое в этом же монастыре, о. Феодосии от дел монастырских не отошел, вносил свою посильную лепту в его жизнедеятельность. Изменение государственного строя в России глубоко переживал. В августе 1918 года поехал в Сольвычегодский Коряжемский Николаевский монастырь обсудить с его наместником архимандритом Павлом грядущие перемены.
    Иеромонахи Никодим и Серафим прибыли в Сольвычегодский Коряжемский монастырь из других монастырей в разное время.
    Иеромонах Никодим родился в Вологодской губернии 20 октября 1852 года в семье устюгского мещанина Константина Ивановича Щапкова и жены его Татьяны Львовны. Родителями был наречен Николаем и крещен на следующий день. На 21 году, покинув отчий дом, Николай поехал постигать азы монашеской жизни в один из отдаленных монастырей Вологодской губернии - Троицкий Стефано-Ульяновский.
    Почти десять лет он проходил испытание на способность к монашескому подвигу. И хотя через шесть лет Николай был посвящен в стихарь, однако послушником монастыря и после этого посвящения был определен лишь через четыре года, в 1883 году. Вероятно, считали, что по молодости лет принять важное решение юноша не мог. Он же в столь длительный период испытания не только не усомнился, но еще более утвердился в правильности избранного им пути.
    В монастыре Николаю определили послушание сапожное, которое он исполнял прилежно с присущей ему добросовестностью. В 33 года, в день попразднства Преображения Господня - 7 августа 1886 года, Николай принял монашеский постриг с именем Никодим. Спустя год его рукоположили во иеродиакона, а 25 мая 1896 года, в день памяти апостола и евангелиста Марка, - во иеромонаха.
    Через год указом по Велико-Устюгскому духовному правлению отец Никодим был перемещен в Сольвычегодский Николаевский Коряжемский монастырь. За трудолюбие и усердие на духовном поприще в 1899 году награжден набедренником. Своим примерным поведением и полезной пастырской службой о. Никодим снискал уважение насельников. В 1903 году его утверждают в должностях казначея, духовника и благочинного монастыря. В 1908 году награждают наперсным крестом. Его жизнь в монастыре шла своим чередом.
    Иеромонах Серафим, в миру Николай, прибыл в Николаевский Коряжемский монастырь в 1904 году, будучи до того послушником Николаевского Прилуцкого монастыря Вологодской губернии.
    Родился он в семье крестьянина Костромской губернии Галичского уезда Якова Кулакова в 1874 году. С малых лет обитал при церкви. Здесь обучился чтению и письму. А когда у мальчика обнаружился хороший голос, клиросное послушание стало для него основным занятием, которое исполнял он с огромной радостью. В двадцать четыре года с благословения отца ушел в монастырь.
    С 1898 года Николай стал трудиться в Николаевом Прилуцком монастыре, через год был определен его послушником. В течение пяти лет пребывал он в этом монастыре, неся клиросное и келейное послушания. По указу В-Устюгского духовного правления Николай был перемещен в Сольвычегодский Николаевский Коряжемский монастырь, где 14 марта 1904 года в 30-летнем возрасте принял монашеский постриг с именем Серафим. Послушание выполнял прежнее -клиросное.
    Через два года был рукоположен во иеродиакона, 1июля 1907 года - во иеромонаха. За заслуги по духовному ведомству 22 марта 1914 года был награжден набедренником. Отец Серафим отдавал всего себя на служение Богу и иного пути для себя не представлял. Отягощенный семейными невзгодами, уже два месяца пребывал в Николаевском Коряжемком монастыре архангельский купец Павел Яковлевич Ганичев. Он родился в 1855 году. Выходцем был из мещанского сословия. Владел в г. Архангельске двумя двухэтажными деревянными домами и лавкой.
    В доме с флигелем на Адмиралтейской набережной он проживал с женой Марией Андриановной и шестью детьми: Александром, Михаилом, Ульяной, Агнией, Ириной, Таисией.
    Старший сын Павла Яковлевича Александр в годы первой мировой войны служил в действующей армии. В бою был тяжело ранен, на лечение был доставлен в госпиталь г. С-Петербурга. где умер в марте 1915 года. Павел Яковлевич привез тело сына в Архангельск и похоронил его на Соломбальском кладбище. Внуков Александра и Зою взял на свое попечение. Жена Павла Яковлевича не вынесла горя и вскоре умерла. Овдовев, он приехал в монастырь, чтобы обрести душевный покой.
    Октябрь 1917 года нарушил установленный в обители порядок. С некоторых пор в монастыре поселился представитель новой власти, именуемый комендантом монастыря. О своих полномочиях он не распространялся, в жизнь обители особо не вмешивался.
    27 сентября 1918 года в день Воздвижения Креста Господня в монастыре было праздничное богослужение. После окончания службы присутствующие ждали напутственного слова настоятеля. Архимандрит Павел, проведший в монастырях почти 40 лет. понимал, что в нынешнее смутное время их обитель, как и другие, ожидают тяжкие испытания, а потому призвал всех пребывающих в ней молить Господа, чтобы даровал он силы для несения каждому креста своего.
    Не думал отец Павел, что уже через два дня ему и его сотоварищам придется пройти это испытание.
    23 сентября 1918 года в Сольвычегодскую чрезвычайную комиссию поступило заявление от неграмотного гражданина дер. Нарадцева В-Устюгского уезда, что в Яренском уезде на берегу реки Черны в лесных избушках охотников и лесопромышленников "проживают какие-то богатые люди, по-видимому, скрываются буржуи". Кроме того, он сообщил, что в Коряжемском монастыре, где ему пришлось заночевать, также имелись "такие сомнительные типы, от чего-то укрывающиеся".
    Это заявление и послужило поводом для поездки властей в Николаевский Коряжемский монастырь.
    30 сентября в монастырь нагрянули военком и члены Сольвычегодской чрезвычайной комиссии.
    Как стали разворачиваться события, свидетельствует имеющаяся в деле выписка из журнала этой комиссии. Из выписки следует, что "по приезде в монастырь чрезвычайная комиссия требовала администрацию монастыря "...выдать все потайники, где, что хранится, как-то деньги и т.п. На что администрация оказала сопротивление и своим сопротивлением выразила неподчинение существующей власти..."
    В чем конкретно выразилось это сопротивление в журнале отразить не удосужились. А может быть, его и не было? Протоколов допроса как таковых в деле не имеется. Нет в деле и сведений о допрошенных. В нем есть лишь один документ, проливающий свет на происходившие в монастыре допросы.. В нем на одном листе комендант монастыря уместил показания всех тех, кто, по мнению чрезвычайной комиссии, выразил существующей советской власти неподчинение. Их пятеро.
    Какие вопросы задавались при допросе этих лиц, в протоколе не записано. Записано в нем следующее. "Архимандрита Николо-Коряжемского монастыря Павла ответ:
    - На все вопросы игумен Павел отвечал отрицательно, говоря, что больше ничего не знает, находится в монастыре.
    Иеромонаха Никодима ответ: "Тоже ни в чем не сознавался. На все вопросы отвечал отрицательно".
    Иеромонаха Серафима ответ: "Тоже ни в чем не признается, говоря, что ничем не заведовал".
    Архимандрита Феодосия ответ: "В монастырские дела не вмешивался и жил отдельно".
    Допрос архангельского гражданина Ганичева, ответ: "С монастырем общего ничего не имел, жил здесь только около двух месяцев, в монастырские дела не вмешивался".
    Что хотел узнать у допрашиваемых комендант ,можно лишь догадываться, можно лишь предполагать. Чтобы узаконить бесчинство в монастыре, необходим был повод. И он был найден.
    Сольвычегодская чрезвычайная комиссия причислила к администрации Николаевского Коряжемского монастыря не занимавшегося хозяйственной деятельностью иеромонаха Серафима, находившегося на покое архимандрита Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосия, архангельского гражданина Ганичева.
    Расправа была узаконена постановлением Сольвычегодской чрезвычайной комиссии. Из него следует, что"обвиняемых в неподчинении советской власти, упомянутых в настоящем постановлении лиц, которые являются главарями противной банды" архимандрита Павла, архимандрита Феодосия, иеромонахов Серафима, Никодима и архангельского купца Ганичева - расстрелять.
    Расстрелять за что? За то. что не отдали имущество монастыря? Но какое?
    Убранство монастырских церквей, часовни, облачения и церковная утварь было не тронуты. Они на сей раз комиссию не интересовали, ей нужны были деньги, те деньги, которые пожертвованы на содержание обители. При обыске как их не искали, но не нашли. Ничего не смогли добиться и от старцев, как их ни терзали.
    И так велико было желание сломить монастырский дух, продемонстрировать свою силу, что, не дождавшись утверждения принятого решения, с непокорными расправились.
    В деле имеется акт, который свидетельствует о том. что постановление комиссии в тот же день исполнено, что удостоверили своими подписями исполнители и свидетели этого расстрела.
    Потом, после расстрела, Сольвычегодская чрезвычайная комиссия представит на утверждение Котласской чрезвычайной комиссии свое постановление вместе с актом о расстреле и "дело" администрации Коряжемского монастыря в объеме нескольких листов.
    С того кровавого дня прошло 85 лет. но только теперь с Божьей помощью, благодаря усилиям и в результате многотрудных поисков архивистов гг. Архангельска. Вологды, Великого Устюга, Костромы удалось установить полные имена тех, кто принял мученическую кончину.
    В 2 часа по полудни 30 сентября 1918 года по дороге из Коряжемского монастыря на одном из пустынных островов по реке Вычегде были расстреляны: на 77 году жизни находившийся на покое архимандрит Сольвычегодского Введенского монастыря Феодосий (Соболев), на 70 году жизни архимандрит Николаевского Коряжемского монастыря Павел (Моисеев), иеромонахи этого же монастыря 65-летний Никодим (Щапков), 45-летний Серафим (Кулаков) и житель г. Архангельска 64-летний Павел Ганичев.
    Упокой, Господи, души невинно убиенных!

    27 декабря 2005 года Священным Синодом Русской Православной Церкви архимандрит Павел (Моисеев), архимандрит Феодосии (Соболев), а также иеромонахи Никодим (Щапков) и Серафим (Кулаков) включены в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века.

И.о. секретаря Архангельской епархиальной
комиссии по канонизации святых
Светлана Суворова
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Год со святителем Лукой Крымским