Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

Связь с великой стариной

О Свято-Афанасьевском приходе в деревне Чирково

   Храм свт. Афанасия, что в деревне Чирково Усть-Кубинского района, находится в живописном уголке Вологодской области. Широкие просторы, многочисленные реки, зеркальная гладь Кубенского озера, лес... И вековая история!

С древнейших времен

   Земля эта была заселена человеком с древнейших времен. Непроходимые бесконечные леса заставляли людей селиться по берегам рек, которые служили для них удобными водными путями.
   По данным археологических разведок, на берегу реки Кубены были найдены стоянки древних людей, датируемые VII - V тысячелетиями до нашей эры. Позднее здесь жили финно-угорские племена. А с IX-XI веков начинается постепенное проникновение славян. К концу XV века тут прочно обоснуются русские.
   Историю распространения христианства в этом районе связывают с основанием Спасо-Каменного монастыря (XIII век). Монахи-миссионеры несли свет веры Христовой местным жителям.

Заозерское княжество
   До середины XV века часть Вологодских земель входила в состав Ярославского княжества, которое постепенно дробится. И к началу XV века на северо-восточном берегу Кубенского озера и в бассейне реки Кубены образуется Заозерское удельное княжество. Оно принадлежало первому удельному Заозерскому князю Димитрию Васильевичу.

Князь
   И чудятся мне подвиги людей
   и жизнь давно былая...
   Заозерский князь Димитрий Васильевич принадлежал к древнему роду князей Ярославского дома. Потомок святого благоверного князя Феодора Черного Смоленского († 1299; память - 18 марта и 2 октября), со чадами Давидом († 1321) и Константином (до 1321), Ярославскими, благоверного князя Василия Ярославского (†1344; память - в соборе Ростово-Ярославских святых), внуком которого и был князь Димитрий. Все они отличались христианским благочестием, милосердием и благотворительностью, любили строить и украшать храмы, да и сами нередко постригались в монашество, были смелыми и доблестными воинами. И князь Димитрий унаследовал добродетели предков. Он построил в деревне Чирково деревянную церковь в честь своего небесного покровителя вмч. Димитрия Солунского. И "никто не молился в ней с таким усердием и слезами". Помогал преподобным Александру Куштскому и Дионисию Глушицкому в основании новых монастырей. Наделял земельными угодьями, посылал мастеров, богослужебные книги и церковную утварь, "радуясь тому, что в его владения являются такие великие подвижники и молитвенники".
   В первой половине XV века князь погиб при защите Ярославля.
   Его супруга, княгиня Мария, также отличалась христианским благочестием. Как и предки их, они были причислены к лику святых (память в соборе Вологодских святых). Сын их, преподобный Иоасаф (в миру князь Андрей), в раннем возрасте ушел в Спасо-Каменный монастырь, где принял монашеский постриг. Мощи его находятся в верхнем храме кафедрального Рождество-Богородицкого собора г. Вологды (память 23 сентября).

Монастырь
   Над водным раздольем обитель святая стоит как маяк...
   С именем благоверного князя Димитрия Заозерского связано основание монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На высоком левом берегу реки Кубены, рядом с деревней Чирково, находится песчаное возвышение, называемое Лысой горой. Именно здесь и был устроен Пречистенский монастырь. "А прежде сего издревле тут бывал монастырь Пречистыя Богородицы на Лысой горе..."
   В те времена по всей Руси воздвигались церкви и монастыри в честь славной победы русских воинов, которую они одержали над татарами в Куликовской битве. Строили храмы и в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, т.к. именно в этот день была одержана славная победа русскими воинами.
   Глубокая православная вера всего русского воинства, полководческий талант воевод, отвага и ратное мастерство были залогом этой знаменитой победы. Многим поколениям она явилась ярчайшим примером для подражания.
   Великий князь Василий Васильевич Ярославский (отец князя Димитрия Заозерского) был участником Куликовской битвы и сражался на левом крыле. Он и сына своего назвал в честь вмч. Димитрия Солунского, память которого празднуется церковью 9 ноября. Это был день, когда была отслужена первая панихида по павшим воинам.
   Второй храм обители был построен во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Для нас интересен и важен следующий факт. На Руси почитание святителя Афанасия начинается в XI веке.

Столп был еси Православия...
   Святитель Афанасий родился в конце III века в Египте, где получил хорошее светское образование. Ревностно он изучал Слово Божие. Вел строгую подвижническую жизнь. Участвовал в I Вселенском Соборе, боролся с арианской ересью. Возглавлял Александрийскую кафедру около 47 лет, 20 из которых провел в изгнании. В его литературном наследии - работы по различным областям богословия. Для христиан он поистине является "великим столпом и твердой опорой православия".
 
 
Свято-Афанасьевский и Рождество-Богородицкий храмы в Чиркове

   Афанасия Великого особенно почитал святой благоверный князь Димитрий Донской.Оказывается, на Руси в XIV веке были частицы мощей святителя - они были помещены в иконе-мощевике, которая принадлежала сыну святого Димитрия Донского. Свадьба князя Димитрия с Евдокией была приурочена ко дню памяти святителей Афанасия и Кирилла (31 января 1366 г.).

Богородице-Лысогорский погост
Если монастырь исчезал, крестьянский приход вместе с монастырской церковью оставался...
В.О. Ключевский
   В период польско-литовского нашествия монастырь запустел и на его месте во второй половине XVII века "уже находится погост в приход мирским людям, а на погосте церковь во имя Рождества Пречистыя Богородицы древяна да место церковное Афанасия и Кирилла Александрийских чудотворцев... Во дворе поп Петр, церковный дьячок Ивашко, просфирня Настасьица, пономарь Завьялко, да пять келий нищих, питаются от церкви Божией..." Имелась и земля церковная: "погост, да пустоши, да пашни".
   Крестьяне из близлежащих деревень приходили на Лысую гору испросить у Богородицы помощи в их нелегком крестьянском труде, облегчения болезней и мирной христианской кончины.

О церковном кладбище
   Мы с прошлым связаны и телом и душой,
   В нем черпаем мы все живительные силы,
   И эту связь с великой стариной
   Хранят в себе отцовские могилы.
   Лысогорское кладбище - очень древнее. Ему около 400 лет и оно могло бы рассказать нам о многих человеческих судьбах. "Человек прохожий! И ты здесь ляжешь, как и я. Сядь, отдохни на камне у меня".
   Это кладбище мало чем отличается от обычных сельских погостов. Оно занимает восточный склон Лысой горы и примыкает почти вплотную к храму. Тут и там густо стоят ветхие деревянные кресты, на которых до недавнего времени можно было прочесть нехитрую надпись: "Под сим крестом погребено тело раба Божиего...". Изредка встречаются могилы со старинными надгробиями, замшелыми плитами, с железными и чугунными крестами.
   За алтарями храмов обычно хоронили клириков и их родных, благотворителей, людей благочестивой и праведной жизни. Невольно вспоминаются слова одного писателя: "Люблю я наши сельские кладбища за их простоту, в которой так много смысла, за их покой, в котором так много чувств... Все тут просто и ясно, и грустно".

Строительство каменных храмов
   Люди великой веры приступали к постройке храмов, имея в кармане буквально несколько рублей. И при таком начале воздвигали обширные богатые храмы.
Е. Поселянин
   С 1781 по 1791 гг. "тщанием прихожан" велось строительство каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Деревянный храм пришел в ветхое состояние, и вот - всем миром простой народ строит новую церковь. Крестьяне лысогорского прихода были мастеровиты. Их приглашали на строительство и Устьянских храмов. Кирпич изготовляли прямо у церкви. Наконец священник Феодор Иванов посылает прошение епископу Иринею, в котором сообщает: "... холодная церковь построена... Ваше преосвященство, покорнейше прошу дабы соблаговолено было вышеописанной Рождественской храм приказать освятить и выдать новой освященной полотняной антиминс..."
   7 ноября 1791 года церковь была освящена. "Она имела вид великолепный, одноэтажная, о пяти главах... внутри верх украшен узорчатой лепниной - карнизом. Живопись настенная... Иконы старинной живописи..." В советское время были изъяты из деисусного чина иконы свт. Алексия, митрополита Московского, и вмч. Георгия, датируемые второй половиной XV века. Сегодня они находятся в Вологодском музее-заповеднике.
   Храм был закрыт в 1937 г. А в конце пятидесятых - разрушен. Старожилы рассказывают, что председатель поторопился взорвать храм. Через несколько дней после взрыва пришел приказ из Москвы: "Храм оставить". Но было уже поздно.
   Я Тебе, Владычица, принес
   Две жемчужины моих горючих слез,
   Сердца скорбного великую печаль
   И тоску о том, чего до боли жаль...

Каменная церковь Афанасия Великого
   Второй каменный теплый храм с трапезною был построен гораздо быстрее - всего за два года, также трудами и заботами местных жителей. 29 декабря 1863 года - был освящен. Церковь находится в одной связи с высотной колокольней и превосходит своими размерами первый храм.
   Полный иконостас (к сожалению, до настоящего времени он не сохранился) был написан классным художником А.А. Скрипицыным вместе с братом. Кисти этого мастера принадлежали некоторые иконы из Спасовсеградского собора Вологды и других храмов Вологодской губернии.
   Престол был освящен в честь свтятителя Афанасия Великого.
   Сегодня многие иконы Свято-Афанасьевского храма также находятся в постоянной экспозиции Вологодского музея-заповедника.
   Эта церковь была закрыта в 1937-1947 годах. Ее подвальное помещение использовалось для хранения овощей. Осквернению она не подверглась.
   21 сентября 1947 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы храм был вновь открыт. И вновь, как в былые времена, шли сюда уставшие измученные люди:
   К Богоматери стекался с упованием
   Православный страждущий народ.
   Пред заступницей склонялся на колени
   Чуждый мира и его забот.
   Правда, теперь приходилось приезжать сюда издалека. Но люди все равно шли! Это был единственный действующий храм на Усть-Кубинский, Сокольский и Харовский районы. Из Москвы и Санкт-Петербурга, Вологды и Череповца, Архангельска и Мурманска ехали сюда люди креститься, венчаться, исповедаться и просто помолиться.
   О священниках прихода
   До революции 1917 года здесь служили такие батюшки: о. Анатолий Левитский (почти 40 лет, его могила за алтарем церкви); о. Александр Дьяков, а последним настоятелем был о. Константин Тюрнин (он окончил Вологодскую духовную семинарию, был законоучителем 1-го Закуштского земского училища и Устьянской школы ремесленных училищ). Родился он в Усть-Кубинском районе. Люди его уважали и любили. Незадолго до 1937 года он был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы. К сожалению, о дальнейшей его судьбе пока неизвестно.
   С 1947 года в Афанасьевской церкви служат протоиерей Димитрий Белов, иерей Николай Попов, протоиерей Николай Антонов, схиархимандрит Симеон (Чернов), митрофорный протоиерей Александр Лукин, о. Валентин Парамонов, игумен Стефан, о. Владимир Шило и др.
   В прошлом году приезжала на могилу о. Николая Попова его внучка. Она с радостью пообещала поделиться воспоминаниями о дедушке, привезти семейные снимки. Отец Николай служил в одном из храмов Усть-Кубинского района. В советское время был приговорен к 10 годам ссылки. Вернувшись (ему было 66 лет), он два года прослужил в храме. Его могила - за алтарем Афанасьевской церкви. Сегодня живы еще люди, которые помнят об этом священнике, он их крестил и исповедовал.
   А летом 2006 года навестила могилку деда внучка о. Александра Лукина. В 1955 году она вместе с мамой и дедом вернулись в СССР из эмиграции. 28 лет о. Александр служил в храмах г. Харбина (Китай). Три года он был настоятелем Свято-Афанасьевской церкви.
   О других священниках также собирается материал. Просим откликнуться всех, кто что-нибудь знает об этих священниках.
* * *
   ... Лежат на столе старые пожелтевшие снимки. Незнакомые люди, чьи-то забытые жизни. Может быть, они так и останутся до конца неузнанными... Но хочется верить, что придет время и эти старые фотографии заговорят и расскажут нам много удивительных историй. И научат самому важному - без истории, без памяти, которая передается из рода в род, не будет и нас, мы потеряемся в этом мире. Как дерево без корней не стоит, так и мы, если станем Иванами, не помнящими родства, тоже не устоим.

21 сентября 2007 года исполнится 60 лет
со дня возрождения в Чиркове богослужебной жизни.
7 ноября 2006 года - 215 лет
со дня освящения церкви
в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Наталия Буйлова
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
в защиту жизни