Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

Свидетельство пророков

 
Окончание. Начало в "Благовестнике" № 4 - 6, 2006 г.

    38. МЕССИЯ БУДЕТ ИЗБИТ И ОПЛЕВАН
   ПРОРОЧЕСТВО: "Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплеваний" (Ис. 50, 6; Мих. 5,1) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам" (Мф. 26,67) .
   Все прислужники синедриона почитали за долг высказать свое презрение ко Христу. Пророк Галилейский, Мессия-самозванец. Но скоро от слов перешли к делу. Чтобы показать крайнее к Спасителю презрение и унижение, стали бить по голове, по устам, били кулаками. Некоторые хотели показать свое остроумие: закрывали лице Его одеждой и при каждом ударе спрашивали, угадай, Христос, кто Тебя ударил. Ты Мессия всеведущий, должен знать все.

    39. ОСМЕЯНИЕ ИИСУСА ХРИСТА
   ПРОРОЧЕСТВО: "Все, видящие меня, ругаются надо мною; говорят устами, кивая головою: "Он уповал на Господа - пусть избавит его; пусть спасет, если он угоден ему" (Пс.21, 8-9) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие" (Мф,27,31) .
   Когда насмеялись, одели Его в собственные одежды, чтобы все, кто увидит идущего с крестом на плечах, могли узнать в Нем Того, Кто еще недавно так грозно проповедовал в храме Иерусалимском.

    40. ИЗНЕМОЖЕНИЕ ПОД ТЯЖЕСТЬЮ КРЕСТА
   ПРОРОЧЕСТВО: "Колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука, я стал для них посмешищем; увидев меня кивают головами" (Пс. 108,24-25) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "И взяли и повели. И неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа" (Ин. 19,16-17). "И когда повели Его, то захватили некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом (Лк. 23, 26; Мф.27,31-32) .
   Очевидно, что Христос ослабел настолько, что под тяжестью массивного креста у Него подгибались колени, Так что, пришлось заставить другого нести крест. Евангелист Лука подчеркивает: Симон нес крест за Христом. Таким образом, весь позор креста оставался по-прежнему на Господе Иисусе.

    41. ЕГО РУКИ И НОГИ БУДУТ ПРОНЗЕНЫ
   ПРОРОЧЕСТВО: "...пронзили руки мои и ноги мои..." (Пс.21,17; Зах.12,10) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Ero" (Лк.23,33; Ин.19,18) .
   Иисус был распят, как обычно делали в Риме: Его руки и ноги были прибиты к кресту гвоздями, удерживавшими Его тело.

    42. ОН БУДЕТ РАСПЯТ С РАЗБОЙНИКАМИ
   ПРОРОЧЕСТВО: "....За то, что предал душу свою на смерть и к злодеям причтен был" (Ис. 53,12) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Тогда распяли с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую" (Мф, 27-38; Мк. 15,27-28) .
   Распятие было неизвестно еврейскому уголовному праву. Повешание на древе, которое закон Моисеев предусматривал для богохульников, побитых камнями, было не смертным приговором, но дополнительным наказанием после смерти, подчеркнуть, что казненный проклят Богом (Втор. 21,22; 23).
   Евреи распятие на кресте начали применять лишь под давлением римлян. У евреев смертной казнью служило побиение камнями. В 63 г. до Рождества Христова римляне завоевали Палестину. Таким образом, казнь на кресте (Ис.53 и Пс.21) начала применяться лишь через несколько сот лет после этих пророчеств.

    43. МЕССИЯ БУДЕТ ХОДАТАЙСТВОВАТЬ ЗА СВОИХ ПАЛАЧЕЙ
   ПРОРОЧЕСТВО: "Тогда как Он понес на Себе грехи многих и за преступников сделался ходатаем" (Ис.53,12) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23,34) .
   Это служение начал Он на кресте (Лк.23,34) и ныне продолжает в небесах (Евр. 9,24;1 Ин.2,1). Господь несколько смягчает вину Своих врагов: они не знали, что умерщвляют действительного Мессию.

    44. МЕССИЯ БУДЕТ ОТВЕРЖЕН СОБСТВЕННЫМ НАРОДОМ
   ПРОРОЧЕСТВО: "Он был презрен и умален перед людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое, Он был презираем, и мы ни во что ставили Его" (Ис. 53,3; Пс.68,8) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Ибо и братья Его не веровали в Него...Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев" (Ин.7,5,48; Ин.1,11) .
   Не могли задержать Христа и посланные от синедриона служители. Возвратившись в синедрион, они заявили, что речи Христа оказывают непреоборимое влияние на слушателей и что сами подчинились этому влиянию. Фарисеи, присутствовавшие в синедрионе, раздражаются этим заявлением и указывают служителям на то, что никто из начальства не признал Христа.
   Только простая необразованная чернь идет за Христом. В этом отзыве о простом народе сказалось все высокомерие гордых своими познаниями в законе фарисеев, все их презрение к людям иного образования и мировоззрения" ("Толковая Библия" Лопухина).

    45. ЕГО БУДУТ НЕНАВИДЕТЬ БЕЗ ПРИЧИНЫ
   ПРОРОЧЕСТВО: "Ненавидящих меня без вины больше, нежели волос на голове моей" (Пс. 68,5; Ис.49,7) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Но да сбудется слово, написанное в законе их: "возненавидели Меня напрасно" (Ин. 15,25) .

    46. ДРУЗЬЯ БУДУТ СТОЯТЬ В ОТДАЛЕНИИ
   ПРОРОЧЕСТВО: "Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние мои стоят вдали" (Пс.37,12) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это" (Лк.23,49; Мк.15,40;Мф.27,55-56) .
   В то самое время, когда Мои страдания должны были заставить их приблизиться ко Мне и быть особенно верными, они страшатся опасности, которой себя повергнут, если проявят ко мне участие. Когда враги близко, друзья далеко. Именно так произошло с Мессией (Мф.26,56; Ин.16,32).

    47. НАРОД БУДЕТ КИВАТЬ ГОЛОВАМИ
   ПРОРОЧЕСТВО: "Я стал для них посмешищем; увидев меня, кивают головами" (Пс. 108, 25; Пс. 21, 8) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Проходящие же злословили Его, кивая головами своими" (Мф. 27,39) .
   Э, какой же Ты Сын Божий, если не можешь даже Себя Самого спасти от крестного позора и смерти? Эти голоса раздаются из толпы мимо проходящих. Это кричат те же наемные слуги синедриона, те же лжесвидетели, которые клеветали на Господа прошлой ночью перед синедрионом. С какой точностью исполнилось то, что говорил о Себе Мессия устами Давида: "Все, видящие меня, ругаются надо мною, говоря устами, кивая головами" (Пс. 21,8). Все эти жесты означают, что зрители издеваются над страдальцем, считая его положение безнадежным.

    48. ВОКРУГ КАЗНИМОГО СОБЕРУТСЯ ЗЕВАКИ
   ПРОРОЧЕСТВО: "Можно было бы перечесть все кости мои, а они смотрят и делают из меня зрелище" (Пс.21,18)
.
   ИСПОЛНЕНИЕ: "И стоял народ и смотрел" (Лк.23,35) .
   Когда народ смотрел с любопытством на распятие Христа, начальники надсмехались над Христом. "Если Он" - выражение насмешки и презрения: "вот этот" - "Избранный Божий". Это было "торжество" синедриона, но временное.

    49. ЕГО ОДЕЖДУ РАЗДЕЛЯТ И БРОСЯТ О НЕЙ ЖРЕБИЙ
   ПРОРОЧЕСТВО: "Делят ризы мои между собою, и об одежде моей бросают жребий" (Пс.21,19) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон же был не сшитый, а весь тканный сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим жребий, чей будет..." (Ин. 19,23-24) .
   Пророчество Ветхого Завета может показаться противоречивым, покуда мы не сравним его с реальной сценой, описанной в Евангелии, одежды Христа действительно разделили между собой солдаты, но хитон достался - после жеребьевки - только одному из них.

    50. СТРАДАНИЯ ОТ ЖАЖДЫ
   ПРОРОЧЕСТВО: "И в жажде моей напоили меня уксусом" (Пс.68,22) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "После этого Иисус, зная, что все уже совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду" (Ин.19,28) .
   Только один Иоанн Богослов сообщает, что Христос, подкрепившись уксусом, сказал: "совершилось", т.е. для Него нет уже никакого долга, который бы Его привязывал к жизни. ("Толковая Библия").

    51. ЕГО НАПОИЛИ УКСУСОМ И ЖЕЛЧЬЮ
   ПРОРОЧЕСТВО: "И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом" (Пс. 68, 22) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Дали Ему уксуса, смешанного с желчью; и отведав, не хотел пить" (Мф. 27, 34; Ин. 19, 28) .
   Его жестокие страдания должны были бы смягчить сердца даже Его врагов, тех, которые причиняли Ему эти муки. Однако вместо сочувствия они предложили Ему уксуса и желчи. Спасителя поили уксусом дважды: вначале смешанным с желчью (Мф.27,34), и с мирром (Мк.15,23). Однако, попробовав этого питья, Он не захотел его, ибо не хотел, чтобы Его страдания облегчились наркотическим действием мирра. Когда его давали преступникам, это было милосердием; когда его дали Спасителю - оскорбление. Затем Он воскликнул: "Жажду", и в исполнение Писаний Ему предложили уксуса вторично (Ин.19,28; Мф. 27,34).

    52. КРИК ОТЧАЯНИЯ ОТ СВОЕГО ОДИНОЧЕСТВА
   ПРОРОЧЕСТВО: "Боже мой! Боже мой! Для чего Ты оставил меня?" (Пс. 21,2) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф.27,46) .
   В псалме 21 выразительное повторенное восклицание "Боже Мой" подразумевает, что Страдалец твердо держался этой истины, что Бог оставался Его Богом, несмотря на всю видимость обратного. Бог был его противоядием от отчаяния, и Он утверждал, что Господь еще придет к Нему на помощь и спасет Его.
   Крик Иисуса заставил народ вспомнить о псалме 21. Христос цитировал первый стих псалма, который является ясным пророчеством о распятии.

    53. МЕССИЯ ОТДАЛ СЕБЯ В РУКИ ГОСПОДУ
   ПРОРОЧЕСТВО: "В твою руку предаю дух мой" (Пс. 30, 6) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! В руки твои предаю дух Мой" (Лк.23,46) .
   Один Евангелист Лука приводит это восклицание Христа, представляющее собою повторение в измененном виде слов псалма 30. Господь умирает с полным сознанием, и Сам предает Свой дух Богу, так как совершил все Ему порученное дело искупления. ("Толковая Библия" Лопухина).

    54. КОСТИ ЕГО НЕ СОКРУШАТСЯ
   ПРОРОЧЕСТВО: "Он хранит кости его, ни одна из них не сокрушится" (Пс. 33,21) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Но пришедши к Иисусу, как нашли Его уже умершим, не перебили у Него голеней" (Ин. 19,33) .
   Закон Моисеев требовал, чтобы тело преступника, который был повешен на древе, не оставалось там на ночь, но было предано земле в самый день казни (Втор.21,22-23). Иудеям особенно хотелось исполнить этот закон, наступала суббота и праздник Пасхи. Для этого же было необходимо добить повешенных на кресте преступников или перебить голени. Заметив, что Иисус уже умер, оставили не тронутым.

    55. СЕРДЦЕ ЕГО БУДЕТ ПОРАЖЕНО
   ПРОРОЧЕСТВО: "Сердце мое сделалось как воск, растаяло посреди внутренности моей" (Пс. 21, 15) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "...Но один из воинов копьем пронзил Его ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. 19,34) .
    "Кровь и вода", которые истекли из тела Иисуса, как считают авторитетные толковники, показывают, что сердце Его буквально разорвалось. "Кровь и вода", истекшие из пронзенного копьем тела, полностью доказывают, что Христос был мертв. Если бы Он был еще жив, то из раны с каждым ударом сердца изливались потоки крови.

    56. ПРОНЗЕННЫЕ РЕБРА СПАСИТЕЛЯ
   ПРОРОЧЕСТВО: "И воззрят на Него, Которого пронзили" (Зах.12,10) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Но один из воинов копьем пронзил Ему ребра" (Ин. 19, 34) .
   Устами пророка Захарии Господь говорит о Самом Себе - о том, как Его пронзят те самые люди, которые затем будут смотреть на Него и скорбеть о Нем.

    57. ТЬМА НАД ЗЕМЛЕЙ
   ПРОРОЧЕСТВО: "И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня" (Амос. 8,9) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого" (Мф. 27,45) .
   У евреев день, как и ночь, делятся на четыре равные части, по три часа в каждой, причем считали не каждый час отдельно, а только первый, третий, шестой и девятый, начиная счет с шести утра по нашему времяисчислению. Так: 7,8,9 - первый час; 10,11,12 - третий час; 1,2,3 - шестой час; 4,5,6 - девятый час. Этот чудный мрак, вдруг среди ясного полудня покрывший землю, должен был устрашить толпу, которая безумствовала у креста Господня.

    58. ПОХОРОНЫ В ГРОБНИЦЕ БОГАЧА
   ПРОРОЧЕСТВО: "Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богача" (Ис. 53,9) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "...Пришел богатый человек из Аримафеи именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он... просил Тело Иисусово.. И взяв Тело Иосиф обвил его чистой плащаницею и положил его в новом своем гробе" (Мф. 27,57-60) .
   Без сомнения, синедрион распорядился бы похоронить тело Иисусово на кладбище для повешенных злодеев. Иосиф отважился на явную смерть, но возмущенная его душа требовала отдать последний долг Учителю. У Иосифа близ Голгофы был сад, в котором находились каменные скалы. Здесь и была высечена пещера, в которой и было положено тело Христа. Как точно исполнилось пророчество Исаии: "Он погребен у богача" (Ис.5,9).

    59. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА
   ПРОРОЧЕСТВО: "Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому твоему увидеть тление" (Пс.15,10; Ос.6-2) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "...Не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления" (Деян.2,31; 13,33; Лк.24,46; Мк.16.6; Мф.28,6) .
   Пророческие слова Давида нашли полное осуществление во Христе.
   Сделалось великое землетрясение, земля страшно содрогнулась, "и не могла, - говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, - не содрогнуться, потому что из недр ее выходил теперь великий Первенец их мертвых". Ангел Господень отвалил камень от гроба и сидел на нем, чтобы все видели, что гроб пуст. Во гробе тела Господа уже не было. Он воскрес еще "запечатану гробу", исшел из гроба еще в то время, когда и камень был на своем месте и печати были целы, Он вышел так же чудесно, как потом чудесно предстал апостолам "дверем затворенным" (Ин.20,19).
    "Святые отцы и учители единогласно говорят, что во время воскресения Иисуса Христа было первое пение петухов, - которое предвещало уже свет воскресного дня" (Зигабен), ("Толковая Библия").
   Воскресение Христа есть главная крепость христианской веры. Явление живого Христа сопровождалось многими верными убедительными доказательствами. "Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы все свидетели" (Деян.2,32), И проповедь о воскресении Христа пошла в победоносное шествие по всему миру.

    60. ВОЗНЕСЕНИЕ
   ПРОРОЧЕСТВО: "Ты восшел на высоту...." (Пс.67,19) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "... Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их" (Деян. 1,9) .
   Это заключительный момент вознесения. Апостолы не видели воскресения, но стали свидетелями вознесения. Когда впервые слава Божия была явлена Израилю в пустыне, Бог избрал "облако" быть символом славы и впоследствии всегда с необыкновенной последовательностью употребляет этот же символ, как скоро назидание касается славы Его.
   Во время Преображения облако светлое осенило их (апостолов) (Мф.17,5). Во время вознесения: "сказав им сие, Он поднялся в глазах их и облако взяло Его из вида их (Деян.1,9).
   Во время Второго пришествия Христова ".... Все племена земные увидят Сына Человеческого грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (Мф.24,30) .

    61. ВОССЯДЕТ ПО ПРАВУЮ РУКУ ГОСПОДА
   ПРОРОЧЕСТВО: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих" (Пс.109,1) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Сей...совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия, на высоте (Евр.1,3;Деян. 2,34-35) .
   Сидеть "одесную", значит пользоваться не только одинаковым почетом, но и властью. "Доколе" - в Библии часто употребляется в значении бесконечной продолжительности.
   Неужели так необходимо было спасение людей совершить через воплощение Сына Божия?! Воспользуемся аналогией, связанной с муравьями. Тракторист вспахивает поле. Он замечает на том поле муравейник, который погибнет при следующем заходе трактора. Будучи любителем муравьев, он бежит к муравейнику предупредить его обитателей об опасности. Сначала он кричит им о ней, но они продолжают свою работу. Он пытается говорить языком знаков, но безуспешно. Почему? Потому что не может установить с ними связь, контакт. Как же сделать наилучшим образом? Ясно, что муравьи лучше всего вас поймут, если вы сумеете превратиться в одного из них.
   Каким же способом Бог может лучше всего связаться с людьми? Очевидно, что Ему следует воплотиться в человека и достичь нас непосредственно.
   Христос был идеальным проповедником. "Никогда человек не говорил так, как Этот Человек" (Ин.7,46), - докладывают синедриону служители. Проповедь Христа и Его чудеса привлекли толпы народа, все жаждали слышать и видеть.
   При входе Господа в Иерусалим все в восторге кричали: "Осанна", "Осанна Сыну Давидову". А через четыре дня стали кричать "распни", и никто не заступился за Него.
   Один священник очень хорошо проповедовал. Многие заслушались, были в восхищении. В заключении он спросил: "Кто хочет покаяться, поднимите руку". Лес рук поднялся. Тогда проповедник говорит: "Архангел Михаил! Отсеки всякую руку, которая поднята неискренне". Все руки моментально опустились. Восторг человека не значит, что он искренний.
   Бог вдохновлял пророков, а пророчества - это наглядное доказательство всезнания и всесилия Бога. Любой христианин должен знать, что ничто не может произойти без провидения Бога. И путь к миру в Боге лежит через святость, праведность и покаяние.
   Исполнение пророчеств - могучее орудие защитника христианской веры. Так что единственным разумным заключением будет вера в то, что предсказания о Спасителе, которые мы находим в Ветхом Завете, были даны самим Богом, и что Христос исполнял их потому, что и был тем обещанным Спасителем, которого послал человечеству Бог.

Протоиерей Константин Васильев,
настоятель Рождество-Богородицкого
кафедрального собора в Вологде
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
в защиту жизни