Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

О работе сектора дистанционного обучения

   Если вам приходилось бывать в духовном училище, то вы наверняка обращали внимание на вывеску на одном из кабинетов: "Сектор дистанционного обучения" (СДО). Сектор создан при катехизаторском отделении и непосредственно связан с комиссией по пастырской работе в исправительных учреждениях. Основное направление его деятельности - духовное просвещение лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы.

 
 
Елена Бутылкина

 

   Идея создания сектора возникла, когда началось строительство первого тюремного храма Вологодской епархии в ИК-1 (женской исправительной колонии). Стало очевидно, что осуждённым, потянувшимся к вере, очень не хватает начального духовного образования, и получить его им негде. Возникла необходимость в тюремной катехизации. Поэтому на одном из педсоветов ВПДУ в 2003 году по предложению иерея Александра Лебедева, секретаря Епархиальной комиссии по пастырской работе в исправительных учреждениях и настоятеля храма в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" в ИК-1, было принято решение об открытии Сектора дистанционного обучения. Преподавателями училища были разработаны программы двухгодичного обучения осуждённых. Кроме батюшек о. Алексия Сорокина, о. Александра Лебедева, о. Олега Лебедева, участие в разработке программ приняла и я. Так началось моё тюремное служение.
   Первые два года дистанционное обучение велось только в женской исправительной колонии. Осуждённые писали письменные работы, а студенты и выпускники Духовного училища их проверяли. Контролировал деятельность Сектора отец Александр. Очень скоро стало ясно, что письменного общения только в рамках учебной программы не достаточно для духовного просвещения находящихся в неволе, им необходимо личное общение, возможность выговориться и задать интересующие вопросы, часто выходящие за рамки образовательного курса. Да и навыка самостоятельной работы с учебным материалом у большинства из них не было. Поэтому отец Александр предложил мне два раза в месяц проводить с ними беседы на темы, которые их особенно интересовали или вызывали наибольшее затруднение. Осенью 2004 года я впервые попала "за решётку".
   В следующем году мы познакомились с деятельностью Центра православной педагогической культуры при Рязанском Государственном Педагогическом Университете, и нас очень заинтересовал их опыт работы в местах лишения свободы. Воспользовавшись приглашением рязанских коллег, мы побывали летом 2005 года на семинаре, посвящённом деятельности Церкви в исправительных учреждениях. Главным итогом нашего пребывания там стало соглашение о сотрудничестве в сфере духовного просвещения осуждённых.
   На данный момент Сектор дистанционного обучения ведёт активную работу в пяти колониях Вологодской области. Два года осуждённые осваивают курс "Основы православного вероучения", программы и учебно-методические рекомендации к которому разработаны и предоставлены нам Центром православной педагогической культуры при РГПУ. В случае успешного освоения учебных программ, обучаемые получают свидетельство Рязанского Государственного Педагогического Университета об окончании курса. Форма обучения - заочная. Учащиеся высылают письменные работы по предложенным темам, а также дважды в год проходят собеседование с преподавателем Сектора, который выезжает непосредственно в колонии.
   Важность такого обучения для тюремной миссии Церкви велика. Ведь зачастую только попав в места лишения свободы, люди начинают задумываться о смысле жизни, о вере, о своих падениях и сокрушаться о них. Духовное просвещение и обучение позволяет им выйти в иное пространство бытия.
   Наша цель - постепенное воцерковление осуждённых, формирование у них православного мировоззрения, духовных и нравственных жизненных ценностей, подготовка к сознательному участию в жизни Церкви и таинствах, выработка православного отношения к собственному жизненному опыту, обстоятельствам, в которых человек находится в каждый момент своей жизни.
   Кто наши учащиеся? Люди. Разные. Оступившиеся, но люди. Такие же, как мы с вами. Да, они в некотором плане принадлежат к другому миру, со своей субкультурой, со своими "понятиями", языком, и чтобы с ними беседовать, надо их хоть на время из этого мира вытащить. У них обострённое чутьё, они видят и тонко чувствуют человека. И если им становится понятно, что вы с ними искренни, то они сами готовы хотя бы на время покинуть тот мир, потому что испытывают жажду выговориться, раскрыться, а в их быту этого делать нельзя.
   Зачем приходят учиться? Некоторые осознанно, понимая, что начальные духовные знания им необходимы для твёрдой и трезвой веры, которая для них спасительна. Такие остаются до конца, несмотря ни на какие препятствия. Некоторые приходят просто послушать о Боге. И это тоже очень хорошо. Некоторые преследуют определённые цели, например, меркантильные ("может, что дадут"). Некоторые приходят глянуть на человека с воли - глянули и ушли. Последние категории быстро отсеиваются, что вполне естественно. Из 64 человек, набранных в 2005 году, программу 1-го года обучения выполнили 39. В основном это члены православных тюремных общин.
   К сожалению, за всё это время не было ни одного желающего если не обучаться, то хотя бы присутствовать на собеседовании из числа сотрудников исправительной системы, за исключением тех, кто невольно должен был это делать в качестве сопровождающего при преподавателе. А ведь на встречах с администрациями колоний мы обязательно обращали внимание руководства учреждений на то, что программа предусматривает обучение и осуждённых и сотрудников. Вроде бы люди находятся по разные стороны колючей проволоки, но на самом деле это один организм, и духовно-эмоциональный настрой людей в погонах очень важен для выполнения тех задач, которые ставит перед собой уголовно-исполнительная система. Не секрет, что огрубление чувств, накопление душевной усталости, постоянные стрессы не лучшим образом сказываются на внутреннем состоянии тех, кто призван способствовать исправлению людей, оказавшихся за решёткой. Очень неприятно бывает видеть офицера с таким уровнем культуры, что в моём присутствии он позволяет себе в идиоматических выражениях общаться со своим коллегой, в то время как его подопечные, имея при этом иногда не по одной судимости, при мне ведут себя предельно вежливо и корректно. К счастью, такие случаи не правило. В целом и администрация, и сотрудники учреждений уважительно относятся к нашей деятельности и всячески способствуют ей, несмотря на то, что для них наши посещения сопряжены с определёнными трудностями, связанными с особенностями режима. Особенно хотелось бы поблагодарить за оказываемое содействие воспитательный отдел ФГУ ИК-20 г. Устюжны и лично заместителя начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе Алексея Александровича Зверькова.
   В душах людей долгие годы взращивалось холодное равнодушие, пренебрежение, а иногда и презрение, ненависть к тем, кто находится в неволе - типичный взгляд деморализованного общества XXI века на итог своей жизнедеятельности. В дореволюционной России к узникам относились по-другому, потому что видели их не по телевизору в сериалах, вроде "Зона" или "Острог", а при личном посещении темниц. Необходимо, чтобы Россия вернулась к тому христианскому отношению к осуждённым, когда люди ненавидели грех, но сострадали грешникам, когда в обществе царил дух милости к падшим, а не законы уголовного мира. Поэтому в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви" сказано: "Возрождение душепопечения о заключённых становится важнейшим направлением пастырского и миссионерского делания, нуждающимся в поддержке и развитии" (IX,3).
   Тюремная миссия - одно из самых сложных и самых ответственных послушаний. Для его выполнения нужна очень серьёзная внутренняя подготовка. Идя в "зону", нужно раз и навсегда решить для себя вопрос, к кому ты идёшь: к заблудшим овцам или к волкам? Если к волкам - остановись и поверни обратно. Этот путь не для тебя.
   Меня часто спрашивают, бывает ли мне страшно. Страшно не бывает. Если Бог за нас, то кто против нас? Господь сказал, что идущие в темницу, идут к Нему (Мф.25,36). Когда входишь в "зону", охватывает другое чувство - чувство реальной близости зла. Решётки, проволоки, лай собак, взгляды, в которых можно прочитать всё, что угодно, и тяжёлая, давящая атмосфера. Чувствуешь, как зло обволакивает тебя, чуть ли не материализуется. В этой реальности зла годами живут люди, к которым ты идёшь, и которым твой приход необходим, как глоток свежей воды. Они ждут, они надеются, они верят. Там для тебя ощутимым и понятным становится, что такое христианский долг.
   Меня также спрашивают, зачем мне это нужно. Я не знаю, как ответить на этот вопрос. Я только знаю, что это нужно не только мне, но и всем нам, по обе стороны тюремной решётки. Все мы кровно заинтересованы в том, чтобы заблудшие овцы стали членами стада Христова, а не хищными волками, живущими по закону уголовной стаи.

Елена Бутылкина,
заведующая сектором
дистанционного обучения ВПДУ
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
в защиту жизни