Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

История церковного попечения о "в узах заточенных"

 

Попечение об узниках
в древней Церкви и в Византии

   Христианская миссия среди узников берет свое начало с первых дней основания Церкви. В период языческих гонений христиане подвергались заключению в темнице. Известно, что некто Онисифор, узнав об аресте апостола Павла, прибыл в Рим и сделал все, чтобы облегчить ему жизнь в заключении. Сам апостол Павел потом благодарит Онисифора в одном из своих Посланий за его попечение: "Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих" (2 Тим. 1, 16). Апостол воздает хвалу и христианам из евреев, что они сострадали узам его, принимали участие в других, находящихся в таком же положении (Евр. 10,33-34). Также к апостолу Павлу в темницу приходила первомученица Фекла (память 24 сентября).
   Церковь непрестанно молится об узниках, находящихся в темницах. Яркий пример этого мы находим также в век апостольский. Когда апостол Петр был заключен в тюрьму за Слово Божье, то жестокий царь Ирод хотел его умертвить. Но Петр избавляется не только от смерти, но и от самой темницы, как, по молитвам Церкви, об этом свидетельствуют следующие священные строки: "Итак, Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем Богу" (Деян. 12, 5). Ангел Господень освобождает Петра от уз. Такова забота и сила молитвенного обращения Церкви к Богу за сидящих в темнице, которая засвидетельствована Священным Писанием.
   После века апостольского по мере умножения заключенных из числа верующих любовь христиан к узникам возрастала. По свидетельству святого Иустина Мученика, во II веке в христианских общинах на помощь страждущим собирались пожертвования: "Достаточные же и желающие, каждый по своему произволению, дают, что хотят, и собранное хранится у предстоятеля, а он имеет попечение о сиротах и вдовах, о всех нуждающихся по болезни или по другой причине, о находящихся в узах..." Оказавшиеся в заключении христиане, благодаря посещению ближних, имели поддержку в самом главном - церковных таинствах. Для причастия узников святых Тела и Крови Христовой диаконы приносили Святые Дары. Это также могли делать и простые верующие во время гонений. Тертуллиан (III век) пишет о сборе христианами милостыни на осужденных к работе в рудниках и ссылки на острова.
   К узникам приходили христиане разных сословий. Не стыдились этого и знатные люди из тайных христиан. Прославилась своим служением узникам великомученица Анастасия Римлянина († 304 год), за что Церковь именует ее Узорешительницей. В нищенской одежде святая тайно посещала узников. Она, "сняв свои роскошные одежды и драгоценные украшения ... обходила все темницы, золотом покупая себе у стражи вход в них... Умывала руки и ноги заключенных, очищала их спутанные волосы, отирала кровь... обвязывала их раны". После смерти мужа она стала странствовать, чтобы везде, где только можно служить христианам, заключенным в темницах. Современником великомученицы Анастасии был святой великомученик Пантелеимон († 305 год), который также известен своим служением заключенным. Он, "сделавшись наследником весьма богатого отцовского имения, тотчас даровал свободу рабам и рабыням ... обходил темницы и посещая всех тех, которые страдали в оковах, утешал их врачеванием и подаянием..."
   Особым покровителем и молитвенником за узников является Cвятитель Николай Мирликийский, Чудотворец († 345 год). Святитель сам перенес узы во время гонения на Церковь Христову при императоре Диоклетиане (281 - 305гг.). Известно множество примеров оказания помощи узникам Мирликийским Чудотворцем.
   В первые времена свободного исповедания Христа Церковь еще более увеличила свое миссионерское служение в тюрьмах. I Вселенский (Никейский) собор 325 года учредил институт Procuratores Pauperum (попечение о бедных, горемычных), члены которого должны были посещать тюрьмы, ходатайствовать об освобождении невинных, а в некоторых случаях даже виновных, снабжать узников пищей, одеждой и всеми мерами судебной защиты, но главное - принимать меры к их нравственно-религиозному исправлению.
   В христианских семьях родители воспитывали своих детей милосердному отношению к несчастным людям, в том числе и к находящимся в темницах. Например, преподобный Ксенофонт (V век) завещал своим сыновьям: "... я приближаюсь к кончине своей жизни... буду говорить не по тщеславию, но с целью наставить вас на путь добродетели: я часто посещал находящихся в темницах, многих пленников выкупил и отпустил на свободу... (так и вы) посещайте больных и находящихся в темницах...".

Служение Русской Православной Церкви
среди заключенных

   Христианская вера на Руси смягчала жестокость законов бывших язычников: было отменено мщение смертью за убийство, установлен взамен денежный выкуп...". Устав Ярослава, помимо денежных взысканий за некоторые деяния, полагал и нравственно-исправительные наказания. Например, "арест при церковном доме и епитимию". Эти меры были рассчитаны на оздоровление и укрепление больной и шаткой совести у преступников. Христианская Церковь на самой заре своего бытия на Руси предпринимала деятельные меры к увещанию грабителей и разбойников. Так, преподобный Варлаам Хутынский († 1192 г.), когда мимо него вели осужденного, чтобы сбросить в реку Волхов, заступился за виновного, взял его к себе в монастырь для исправления и добился в этом успеха. Значит, в XII веке существовала практика духовно-нравственного назидания впадших в преступления. Иначе осужденного просто не отдали бы преподобному Варлааму.
   Сохранилось наставление святого Петра, митрополита Московского († 1326 г.), изложенное в его втором послании: "Священников Божиих любите, любите и почитайте монахов, милуйте убогих - вдов и сирот, плененных и заключенных в темнице, каждый пусть благотворит по силе...".
   До 1560 года заключенные находились в основном в подземных острогах, они не снабжались ни одеждой, ни пищей. Все попечение об их потребностях несли либо родственники, либо совершенно посторонние люди, движимые единственно чувством христианского сострадания.
   Известно, что заключенных посещали и миряне. По крайней мере, точно известно, что с древности на Руси имел место благочестивый обычай посещать на праздник Пасхи обездоленных и узников. Православный народ посещал остроги и ямы, предлагал заключенным свое угощение, прося их молитв о себе, т. к. верили, что страждущий человек ближе к Богу. Сам царь в этот День находил время, между заутреней и обедней шел в тюрьму и говорил заключенным: "Христос Воскрес и для вас". Осужденным от царского имени раздавалась одежда и предлагалось пасхальное угощение.
   Показателен пример патриарха Никона, который, по свидетельству историков, никогда не забывал тюремных сидельцев в черной палате, в тюрьмах на Варшавском крестце, в разбойном и других приказах. Святейший Никон в праздники посещал темницы, наделял колодников милостыней и пастырским утешением. Одним из ревностных последователей русского патриарха был святитель Митрофан Воронежский († 1703 г.). Святитель при объездах своей епархии всегда жертвовал на тюрьмы, посещал колодничные избы, согревал души заключенных словом утешения.
   В XVII веке расширилась практика заключения некоторых преступников в монастырские тюрьмы, которая имела место еще с XVI века. Поначалу предполагалось заключать в такие тюрьмы только виновных в преступлениях против веры. Однако в реальности подобные заточения принимали и государственных преступников. Многие монастыри играли роль государственных тюрем для наиболее важных политических преступников. Особенно широкой известностью пользовалась тюрьма Соловецкого монастыря. Туда ссылали преступников, начиная с царствования Иоанна Грозного. Тюрьма Соловецкого монастыря нередко была переполнена. Причем ответственность за состояние заключенных лежала на архимандрите монастыря. Также пользовалась известностью крепость Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале. Женщин, в основном, заточали в Московские: Ивановский, Новодевичий и Вознесенский монастыри. Интересно заметить, что иногда питание заключенных было такое же, как и у монахов монастыря. Духовное окормление осужденных признавалось здесь само собой разумеющимся делом.

Синодальный период истории РПЦ
   В царствование Анны Иоанновны (1730-1740 гг.), Московский Сыскной Приказ специально просил Синод присылать священников для увещания и исповеди колодников. В то время существовала практика, когда перед отправлением осужденных по этапу священником произносилось напутственное слово и окропление осужденных святой водой.
   В XVIII веке выделяется личность святителя Тихона Задонского (†1783 г.). Он, как и его предшественники, имел обыкновение каждый праздник Пасхи, Рождества Христова, Неделю Сыропустную и во все дни заговенья, рассылать определенное количество денег в богадельни, в острог и к другим заключенным. Нередко он приходил к темничным узникам для специальных духовных бесед. Этому способствовало то, что в новом городе не было казенных строений, суды и темницы некоторое время помещены были в Задонском монастыре. Святитель посещал жилище несчастных в ночное время, проводил по несколько часов в утешительных для них беседах, и, расставаясь, одарял их милостыней.
   Долгое время православное духовенство выполняло чрезвычайно важную обязанность - сопровождение приговоренных к смертной казни до места исполнения приговора. Перед этим проводились духовные беседы со смертниками, их исповедывали и причащали Святых Тайн. Во время пути на казнь, возле самого эшафота священник укреплял и утешал несчастного.
   Вплоть до XIX века тюремное миссионерство, хотя и имело статус благочестивой традиции, однако держалось за счет личной инициативы духовно преуспевающих пастырей и мирян. С начале XIX века данная инициатива получает общественную упорядоченность и организованность. В 1816 году император Александр I учреждает "Человеколюбивое Общество", в котором сразу же появляется множество благотворителей, стремящихся оказать бескорыстную помощь ближним, кем бы они ни являлись, и где бы они ни находились. Приняв за руководство слова Спасителя: "в темнице был, и вы пришли ко мне" (Мф. 25, 36), благотворители получают право посещать заключенных.
   Благодаря тщательному наблюдению за бытом тюрем и состоянием находящихся в них, к 1819 году были выработаны "Правила для Попечительного Общества о тюрьмах", которые ставили одну из главных целей - "нравственное исправление содержащихся преступников", "наставление их в правилах христианского благочестия и доброй нравственности". Особенно здесь выделяется содержание 11-го правила: "Снабжение книгами Священного Писания и другими духовного содержания книгами предоставляется попечению Комитета. Наставление и поучения священника, когда и где возможно такового иметь, весьма нужны и содействуют благотворной цели попечения о тюрьмах. Если найдется средство, при которой тюрьме устроить и церковь, то сие есть превосходным учреждением для душевной пользы содержащихся. Провождение воскресных и праздничных дней в благочестивых чтениях, беседах и молитве, поставляются в обязанность для начальства тюремного, вводить между заключенными общими стараниями с комитетом попечительным". Правила были утверждены императором. Таким образом, тюремная миссия в Российской империи становится обязанностью государства. Общество, подобно огромному древу со своими ветвями, широко распространилось во всех губернских городах, под именем "тюремных комитетов", и во всех уездных, с именем "тюремных отделений".
   Одними из первых членов Общества стали: митрополит Санкт-Петербургский Михаил и архиепископ Тверской Филарет (Дроздов), впоследствии митрополит Московский. Открытие Попечительного Общества о тюрьмах в Петербурге повлекло за собой открытие подобных же обществ в самых разных городах России. Членами их становились представители различных слоев общества: священнослужители, писатели, предприниматели, общественные деятели. Огромным шагом вперед в деле тюремной миссии стало устроение на средства Комитетов Общества тюремных церквей. А с 1836 года, благодаря ходатайству перед императором князя В. С. Трубецкого, церкви в тюрьмах начинают сооружать повсеместно. Богослужение и церковная проповедь в местах лишения свободы стали наилучшим средством духовно-нравственного воспитания заключенных.
   Духовное окормление начинает распространяться и на военных арестантов в исправительных ротах. В тюрьмах организуются школы, и в них часто преподают священники. Обучение в тюрьмах имело целью, прежде всего, не сообщение арестантам суммы знаний, а назидание в благочестии и в привитии им религиозного чувства. Почти каждому заключенному выдавался Новый Завет, чтобы чтение Священного Писания избавляло от вредных помышлений. Для чтения выдавались и другие книги духовного содержания, ради которых были образованы тюремные библиотеки при тюремных церквях. Видимым плодом проповеди духовенства в тюрьмах было обращение в Православие многих заключенных раскольников и иноверцев.
   В соответствии с положениями Закона Российской Империи от 15 июня 1887 года священники, диаконы, псаломщики, состоящие при местах заключения, относились к аппарату управления местами лишения свободы. По должностному окладу священник приравнивался к начальнику тюрьмы.
   В православной тюремной миссии XIX века яркий след оставил знаменитый архипастырь святитель Филарет (Дроздов). Он стремился "обратить места заключения в нравственные врачебницы души". Свое участие в деле пастырского окормления заключенных святитель Филарет считал священным долгом. Он подготовил расписание этапов ссылок с указанием жилых пунктов, где ссыльные могли бы участвовать в молитвословиях и принимать назидания священства. Святитель не раз освящал тюремные храмы, и при этом всегда произносил проникновенные проповеди. Всю суть тюремного миссионерства владыка сводил к рождению искреннего покаяния в душе заключенного, поэтому он и составил "Молитву заключенного".
   В XIX веке в тюремном миссионерстве отличался ревностью протоиерей Евгений Попов, имевший пастырское попечение с первых лет своего служения. На основании своего опыта он составил и неоднократно издавал "Беседы с заключенными в тюрьме". Его миссионерское служение проходило в Перми. Другой известный протоиерей и проповедник - Родион Путятин († 1869 г.) из г. Рыбинска Ярославской епархии также совершал тюремное служение. Его знаменитые проповеди не раз были произнесены перед арестантами.
   Среди миссионеров-монахов наиболее известен архимандрит Спиридон. Интересны его впечатления от первых встреч с заключенными: "Как только я сблизился с арестантами, так сразу понял, что для этого элемента с моей стороны необходимо должна быть любовь к ним. Эта любовь должна быть искренняя и деятельная. Без нее лучше и не знакомиться с этим миром. Мир этот слишком обижен судьбой, слишком озлоблен на все и на всех, и чтобы его вызвать из этого состояния, необходимо священнику стать, и стать твердо, обеими ногами, на почву деятельной любви к ним. Горе тому тюремному священнику, который предпочтет тюремное начальство арестантам". Духом такой любви к заключенным было проникнуто все служение о. Спиридона. Через его сердце прошло около 25 тысяч арестантов, которых он часто исповедывал.
   Также известен своим миссионерским служением в пересыльной тюрьме города Москвы отец Иосиф Фудель. После себя он оставил дневник с воспоминаниями о тюремном служении. Вот что он говорит о смысле тюремного душепопечения: "Задача пастыря в тюрьме - как можно ярче раскрыть и показать красоту положительного идеала, к которому всех призывает Господь".
   Необходимо отметить и деятельность великой княгини Елизаветы Федоровны (†1918 г). Она посещала Хитров рынок, который являлся наиболее знаменитым местом обитания бедноты. Туда приходили тысячи бродяг, воров, взломщиков, скупщиков краденного, беглых арестантов и уголовных преступников. Княгиня часто обходила ночлежки, и сама оказывала помощь нуждающимся. "Подобие Божие может быть иногда затемнено, но оно никогда не может быть уничтожено", - говорила Елизавета Федоровна. Даже за убийцу своего мужа она ходатайствовала о помиловании. Когда же получила отказ, то посетила его в камере смертников и уговаривала принять священника и покаяться в содеянном.

Служение РПЦ среди заключенных в СССР
    После революции 1917 года, когда власть перешла в руки откровенных богоборствующих атеистов, ситуация резко изменилась. Тюремные храмы, имевшиеся во всех местах заключения, были превращены в огромные камеры, больницы, помещения для пыток и массовых расстрелов. Те, кто на протяжении многих лет являлись окормителями заблудших душ, посещая тюремные храмы и благовествуя там, сами были заключены в тюрьмы. Но могло ли это означать, что проповедь Евангелия совершенно прекратилась в тюрьмах? Нет. В первые десятилетия Советской власти в камерах тюрем и в бараках лагерей особого и не особого назначения Литургия совершалась тайно от начальства. Евхаристию иногда совершали, за отсутствием антиминса, на груди умирающего мученика-исповедника. В тюрьмах и лагерях тогда было много заключенных священников, монахов и церковно хорошо подготовленных мирян. В частности, известно, что когда перестал действовать построенный еще в XVIII веке храм, в камерах Бутырской тюрьмы, потаенно совершалась в 20-е годы Божественная литургия, и заключенные в своих камерах причащались Тела и Крови Христовых. В эти годы порою в камерах сидело одновременно до 5 архиереев, не считая священников".
   Миллионы мирян и священнослужителей, брошенных советской властью в тюрьмы и лагеря, продолжали свое служение ближним и там: своим примером они укрепляли дух немощных и обращали ко Христу заключенных и персонал тюрем. Поистине, все они своей жизнью и нередко смертью деятельно исполнили заповедь Христа: "Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов" (Гал.6:2).

Изменение государственной политики
   Современный этап взаимодействия уголовно-исполнительной системы России с религиозными организациями начался в 1989 году: были приняты "Рекомендации по взаимоотношениям исправительно-трудовых учреждений с религиозными организациями и служителями культов", которые разрешили появление в стенах тюрем священнослужителей, совершение богослужений, осужденные получили возможность иметь нательные кресты, иные культовые предметы, духовную литературу.
   Крушение коммунистического режима в стране в 1991году создало благоприятные условия для того, чтобы Русская Православная Церковь смогла вернуться к тюремной миссии в полном объеме. Постепенно места заключения стали посещать священники и миряне. Одним из первых священников на этом многотрудном поприще был выдающийся первопроходец постсоветского этапа тюремной миссии Церкви протоиерей Глеб Каледа. Начав окормлять заключенных Бутырской тюрьмы (г. Москва), он сумел к весне 1993 г. восстановить тюремный храм и стал его первым настоятелем. В 1995 г. был создан отдел Московской Патриархии по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Во многих колониях стали оборудоваться молитвенные комнаты, началось активное строительство храмов руками самих заключенных. Местные епархиальные управления и приходы оказывали при этом большую помощь в снабжении церковной утварью и духовной литературой. В декабре 1999 г. министр юстиции РФ Ю.Я. Чайка и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписали соглашение о сотрудничестве министерства юстиции и РПЦ в области духовного окормления и религиозно-нравственного просвещения осужденных.
   В настоящее время в местах лишения свободы, общее число которых более тысячи, действует более 350 православных храмов и 500 молитвенных комнат, возводятся еще 66 храмов. Окормлением заключенных занимается более тысячи священнослужителей, создано более 700 православных общин, общее число верующих в которых превышает 40 тысяч человек. Приведем данные по другим конфессиям России: мусульмане имеют 13 мечетей, 189 общин и 4,5 тыс. верующих, буддисты - 5 храмов, 15 общин и 450 верующих, иудеи - 21 общину и 184 верующих.
   Заметное место в тюремном служении РПЦ принадлежит активным мирянам. Сотни приходов оказывают православным общинам в местах лишения свободы духовную и материальную поддержку - члены приходов ведут катехизаторскую переписку с заключенными, предоставляют им посильную помощь в решении различных проблем и посещают их. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия создается общецерковная система дистанционного (заочного) обучения основам православной веры в местах лишения свободы. Высшими учебными заведениями РПЦ созданы соответствующие методики обучения. Организован ряд региональных Центров духовного образования, которые руководят обучением более 40 общин в местах заключения.
   Ведется активная работа по созданию учебника "Основы тюремного служения" для учебных заведений РПЦ, который должен сыграть важную роль в подготовке будущих тюремных пастырей. Реализуется программа "Тюремное радио", в соответствии с которой в учреждениях УИС осуществляется трансляция аудиозаписей духовного содержания непосредственно в жилых помещениях.
   В августе 2003г. было подписано соглашение между ГУИН МЮ РФ и Синодальным Отделом Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, которое является надежной основой для дальнейшего развития тюремного служения Церкви, а в мае 2004 г. - план по реализации этого соглашения.

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Православный интернет магазин