Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

   В Русской Православной Церкви все шире используются возможности Интернета - информационной сети. О важности этого не раз говорил и Святейший Патриарх Алексий II; как о первоочередной задаче он упоминает о необходимости освоения интернет-пространства в своей резолюции на годовом отчете Вологодской епархии, опубликованном на 48-й странице этого номера "Благовестника". Такая работа у нас ведется - идет разработка епархиального сайта, есть свои сайты у нашей газеты, а также у некоторых приходов - например, у Воскресенского архиерейского подворья (http://www.sobor-cherepovets.narod.ru). Однако не все православные люди согласны с таким подходом...

ЦЕРКОВЬ И ИНТЕРНЕТ

   Нередко в церковной среде приходится сталкиваться с людьми, которые при разговоре об Интернете сразу же с подозрением начинают смотреть на того, кто им пользуется. Не раз приходилось слышать, что это очередная "кознь антихристова", ещё один шаг к его воцарению. Православный человек, с такой точки зрения, не должен даже близко приближаться к этому "искушению". И действительно, как относиться к этому новшеству православному христианину?
   Каждый, кто внимательно изучал историю христианства, знает, что ещё в первые века евангельской проповеди "антихристы" уже были, к примеру, император Нерон. Вторые пришествия тоже ожидались в среде православных неоднократно: в 1000 году от РХ, в 1495, 1666, в 1917 году от РХ при пришествии к власти коммунистов, в 1941 - при нападении Гитлера на СССР. Были и "бесовские изобретения" - книгопечатание, воздушный шар, паровоз, электричество. Перечислить все "искушения" просто невозможно. Но мы, глядя на эти заблуждения через призму веков, понимаем, что Нерон, при всей своей жестокости к христианам, не мог быть антихристом. Вторые пришествия все благополучно прошли, а вышеперечисленные изобретения уже не вызывают у нас даже малейших мыслей о проделках сатаны. Получается, что ошибались!..
   Перенесёмся теперь в наше время. Что такое телевизор, компьютер, Интернет, новый паспорт, ИНН, чипы? Опять мы слышим старые как мир "песни". Не возникает ли у вас параллель с веками давно минувшими?
   Бесспорно, что новшества нужно принимать с осторожностью, дабы не навредить себе неправильным, неумеренным их использованием, консерватизм тут уместен. Но сколько же ещё нужно примеров, чтобы рассеять миф о том, что некие изобретения могут помешать нашей христианской жизни? Сколько ещё людей будет спорить со святоотеческим учением, говорящим о том, что окружающее нас - всё суть внешнее и не имеет силы над духом, но именно дух творит себе форму? Преподобный Иоанн Кассиан об этом говорил: "Не внешнего врага надо бояться, враг наш заключен в нас самих. Почему и ведется в нас непрестанно внутренняя война. Одержи мы в ней победу - и все внешние брани сделаются ничтожными, и все станет у воина Христова мирно, и все ему покорно. Нечего будет бояться врага со вне, когда то, что есть внутри нас, быв побеждено, покорится духу".
   Но сейчас некоторые возражают, что, мол, я вот читал у одной старицы... В таких случаях мне всегда на память приходят слова архиепископа Максимилиана, который однажды сказал о том, что наиопаснейшим делом является чтение современных писателей, ещё не проверенных Церковным опытом, в то время как под руками у нас есть неисчерпаемый кладезь чистейших святоотеческих творений, проверенных вековой практикой. Ведь действительно, кто из нас прочёл все творения Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова? А ведь это столпы Православного учения!
   Есть и прямой вред от доверия сомнительным якобы православным источникам. Вспоминаются слова апостола Павла: "Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням" (2 Тим. 4, 3). Слушая басни таких учителей, многие христиане начинают бой с ветряными мельницами, а жизнь духовная отходит на второй план, "до завершения войны".
   Но, как мы видим из практики, конца этой войны не будет. После ИНН придут новые паспорта, потом чипы, и Интернет - "помощник" их, а там, глядишь, и спутники мешать начнут. Так до собственных, духовных проблем руки и не дойдут. Но уж больно хочется почувствовать себя новомучеником, воином, побеждающим диавола.
   Теперь, отринув предрассудки, давайте попробуем разобраться, что такое Интернет и для чего он нужен? Первое. с чем сталкивается пользователь, начиная работу в Интернете, это строка ввода адреса запрашиваемой страницы. Выглядит она примерно так "http://blagovest.orthodoxy.ru". Первые четыре буквы "http" - это основной протокол, способ представления и передачи данных в Интернете. 98% пользователей Интернета пользуются именно этим способом работы.
   Аббревиатура "http" на английском языке расшифровывается как "Hyper Text Transfer Protocol" - "протокол передачи гипертекста". Таким образом, основная цель Интернета - передача гипертекстов. Что называется гипертекстом? Тут всё просто. Все мы, читая научные книги, сталкивались в них со сносками, которые ссылаются на труды других авторов. Гипертекст - это текст, связанный со сноской: если нажать указателем мышки на сноску, то вы можете сразу же увидеть ту книгу, на которую ссылается автор. Таким образом, Интернет представляет огромную библиотеку гипертекстов. Она отличается от обычной библиотеки лишь тем, что, не вставая с места, вы имеете доступ сразу ко всем книгам. Ещё одной особенностью Интернета является то, что помимо текстов и изображений вы можете получать звуковые фрагменты и видеофильмы. В наше время подлогов, дезинформации и информационных войн это порой единственный способ получить более-менее объективную информацию.
   Кто-нибудь может возразить, что не так всё безоблачно в этом Интернете, ибо он напичкан порнографией и сатанинскими сайтами. Не спорю. Но в библиотеке или книжном магазине вы можете найти то же самое, однако я не слышал призывов жечь книги и книжные магазины. Разница между библиотекой и Интернетом только в доступности к просмотру. В Интернете это происходит гораздо быстрее, и там гораздо реже встречаются ограничения для доступа. Доступность разного рода негативного материала, конечно, плохо, но это было продумано создателями Интернета. В настоящее время существует огромное количество фильтров, которые позволяют пользователю оградить себя или других пользователей от получения нежелательной информации.
   Миссионерскую роль Интернета переоценить невозможно. Создание небольшого по структуре сайта, который может включать в себя огромное количество информации, обходится гораздо дешевле, чем издание книги, а воспользоваться выставленной в нём информацией могут миллионы людей одновременно.
   Возможно ли использование Интернета во вред интересам человека? Да, возможно, но ведь абсолютно любая вещь в нашем мире может быть использована как на добро, так и на зло. Интернет здесь ничем особым не отличается.

Диакон Михаил Болотский
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Православный интернет магазин