Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

О ПОЧИТАНИИ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
"АЗ ЕСМЬ С ВАМИ И НИКТОЖЕ НА ВЫ"

   Несколько лет назад в церковном народе стали широко известны изображения Леушинской иконы Божией Матери, называемой также "Аз есмь с вами, и никтоже на вы". Появились они и в нашей епархии. Эти образы выносили на крестные ходы, многие поместили их в свои домашние киоты. В некоторых церквях также установили Леушинскую икону, очевидно, не зная, что общецерковного прославления ее не было.
   И когда в храмах восстановили церковный порядок, прихожане заволновались. Пошли разговоры, вопросы... Прихожанка Воскресенского архиерейского подворья в Череповце обратилась к архиепископу Максимилиану с вопросами по поводу Леушинской иконы. Ответ Высокопреосвященнейшего владыки мы с его благословения публикуем.

   Боголюбивая В.В!
   С интересом прочитал Ваше письмо со всеми приведенными Вами аргументами в пользу почитания иконы Божией Матери "Аз есмь с вами и никтоже на вы". Мне хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что приведенные Вами аргументы далеко не бесспорны. Например, коснемся аргумента о том, что эта икона была в келье прп. Серафима Вырицкого. Есть свидетельства людей, заслуживающих доверия, которые бывали в келье прп. Серафима Вырицкого при его жизни, что иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы" не видели у него. Хотя невозможно не увидеть такой большой иконы в его маленькой келье. Другие аргументы, приведенные Вами, не столь однозначны, как это кажется на первый взгляд. Оставим этот вопрос в стороне, а коснемся вопроса, который не вызывает споров.
   Все мы за каждой Литургией и во время чтения утренних молитв и в других случаях при чтении "Символа веры" исповедуем свою веру "в Святую Соборную и Апостольскую Церковь", т. е. этим мы признаем и то, что мы являемся ее чадами, а, следовательно, должны быть ей послушными. Чему учит Церковь, мы должны принимать и следовать ее учению. От чего она нас отвращает - отвращаться. Что признает Церковь, и мы должны признавать, что Церковь не признает, и мы не должны признавать.
   Мы являемся чадами Русской Православной Церкви, которая еще не прославила икону "Аз есмь с вами и никтоже на вы". Если мы верные чада Церкви, мы должны не нарушать постановление Церкви и не считать себя более просвещенными, чем наша Церковь. Если же мы не соглашаемся с постановлениями Церкви и пытаемся следовать своим желаниям, пытаясь их всячески аргументировать, то мы как бы отделяем себя от Церкви своим непослушанием и совершаем большой грех, т.к. прп. Серафим Саровский не раз повторял, что послушание превыше поста и молитвы. То, что эта икона не прославлена, в этом нет ничего страшного, т.к. у нас в Церкви прославлено около 200 различных икон Божией Матери. Этот список помещен в "Православном церковном календаре", выпущенном Издательским Советом Московской Патриархии, но там нет ни Леушинской иконы Божией Матери, ни указания на то, что она не прославлена. В то же время ни в одном храме Вы не найдете всех икон Божией Матери, перечисленных в упомянутом календаре, но это не вредит нашему благочестию. Поэтому отсутствие в храме непрославленной иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы" также не вредит ни нашему благочестию, ни делу нашего спасения. Напротив, это свидетельствует о нашем повиновении матери-Церкви.
   Вам хочется, чтобы икона Леушинская была прославлена. Мне вспоминаются времена 20-30 летней давности, когда всем было понятно, что Оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский и другие подвижники благочестия XIX-XX вв. святы, но никто в то время не дерзал написать их икону или акафист. Была строгая дисциплина в среде верующих. В настоящее время в связи с тем, что в Церковь вошло много людей малоцерковных, дисциплина в Церкви ослабла и в жизни Церкви наблюдаются печальные явления. В храмах и у верующих появляются иконы не прославленных лиц, самочинно пишутся и используются не благословленные к употреблению акафисты и службы, изобретаются новые чинопоследования и многое другое. К такому нарушению церковной дисциплины можно отнести и почитание не прославленной в Русской Православной Церкви иконы "Аз есмь с вами и никтоже на вы".
   Если Богу будет угодно, эта икона будет прославлена, и тогда мы как послушные чада Церкви сможем иметь эту икону и в храмах, и дома, а пока, если мы православные христиане и чада Русской Православной Церкви, нам надо проявлять послушание Церкви и молиться перед теми иконами Божией Матери, которые уже прославлены Русской Православной Церковью.
   Призываю на Вас Божие благословение.



   От редакции. Не имея возможности вдаваться в подробный анализ аргументов "за" и "против" прославления Леушинской иконы Божией Матери, хотелось бы сказать только: почему этот образ считают единственным, перед которым возможно возносить молитвы об обителях, ушедших под воду Рыбинского водохранилища? Материал, который мы публикуем на соседней странице, показывает, что сохранились и другие святыни, связанные с этими местами, причем поклонение им не связано с нарушением церковной дисциплины.

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Православное книжное обозрение