Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

СВИДЕТЕЛЬСТВО ПРОРОКОВ

   Библия - единственная в мире книга, открывающая тайны происхождения вселенной и человека. Она является древнейшей летописью мира и человечества и имеет величайшее значение в вопросах религии, морали, культа, истории человечества. На страницах Библии мы встречаем фразы: "И сказал Бог", "И было слово Божие", "И увидел Бог", "И посетил Бог", "И услышал Бог". Апостол Петр говорит: "Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Петр. 1,21). Это свидетельствует о сверхъестественном происхождении Библии, даже сами пророки не всегда полностью понимали ими написанное.
   В 21 псалме Давид дает полнейшее описание страданий Христа на кресте в 1-м лице. Но мы с достоверностью знаем, что Давид никогда не подвергался распятию, его руки и ноги никогда не были пронзены и одежды его никогда не были разделены по жребию. Пророк Исайя в поразительной 53-й главе повествует о страшных страданиях Христа, знал ли он, о Ком пишет? Пророк Даниил в конце своей книги прямо говорит: "Я слышал это, но не понял и потому сказал: "Господин мой! Что же после этого будет?" И отвечал Он: "Иди, Данииле, ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени" (Дан. 12, 8-9). Даже ученики Иисуса Христа не понимали всего сказанного в Писании, Христос после воскресения Сам их упрекал в неверии: "Тогда Он сказал: о несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки" ( Лк. 24, 25-27).
   А что же они предсказывали? Через весь Ветхий Завет проходят золотой нитью пророчества о Мессии, которые исполнились в Иисусе Христе. Таких пророчеств насчитывают несколько сотен. Первую благую весть наши прародители услышали из уст Самого Творца.

   1. РОЖДЕНИЕ ОТ СЕМЕНИ ЖЕНЩИНЫ

   ПРОРОЧЕСТВО: "И вражду положу между тобою и женою, между семенем твоим и между семенем ея; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3,15) .
   Первая в мире жена попала в сеть диавола. Поскольку жена первого Адама была причиной падения, постольку мать второго Адама явилась орудием спасения. "И между семенем твоим и семенем ея"...
    Потомство змия-искусителя, т.е. чада диавола по духу, которые на языке Св. Писания именуются то "порождениями ехидны" (Мф.3,7; 12,34; 23,33), то "плевелами на Божией ниве" (Мф.13, 38-40), то прямо "сынами погибели, противления, диавола" (Ин. 8, 44). Св. Писание особенно выделяет одного "великого противника", "человека беззакония и сына погибели", т.е. антихриста (2 Сол. 2,3).
   Семя жены - весь человеческий род, боровшийся с царившим на земле злом. Св. Писание выделяет одного Великого Потомка, рожденного от жены (Гал.4,4), победоносного противника антихриста, главного виновника победы над змием. Упоминание о жене, о змие и их потомках, о поражении в голову и ужалении в пяту - все это художественные образы, но образы, полные глубокого смысла; в них заключена идея борьбы между царством света, правды и добра и областью тьмы и лжи, и всякого зла. Эта борьба, начавшаяся с момента грехопадения наших прародителей, проходит через всю мировую историю и завершится в Царстве Славы полным торжеством добра, когда, по слову Писания, будет Бог "всяческая во всех" (1Кор.15,28). В этой борьбе "Он", т.е. Великий Потомок, вступит в брань с самим змием, главным его исчадием - антихристом и поразит его на голову. (2 Сол.2 8-9, Апок. 20,10). Апостол Павел видит в Христе Сыне Божием (Гал.З,16) указанное великое семя жены, которое сотрет главу змия.
   Эта победа над диаволом служит живым источником утешения и радости для всех нас. А каким же лучом животворной надежды было оно для падших прародителей, услышавших из уст самого Бога эту радостную весть! Это обетование именуется "первоевангелием" т. е. Первой благой вестью о пришествии Избавителя от рабства диаволу.
   Первая в мире жена Ева попала в сеть диавола. Поскольку жена первого Адама была причиной падения, постольку мать второго Адама явилась орудием спасения.
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону" (Гал.4,4) .
    "Полнота времени", т.е. полная мера времени, например: время подрастания мальчика в созревшего человека. Бог предопределил для этого время, чтобы по окончании назначенного срока Сын Его мог освободиться от подчинения попечителям (Толковая Библия).
    "Бог послал" - Сын посылается оттуда, где пребывает посылающий (Лк.20,10; 24,49). А из этого следует, что посланный до этого находился около Его. Апостол утверждает этим истинное богосыновство Христа. Этим дается понятие о вечном существовании Христа, Сына Божия.
    "Который родился от жены" - этим определяется другая природа Христа - человеческая. А упоминание только о матери свидетельствует о безмужнем зачатии Христа. Как сын женщины из еврейского народа Христос стал под иго закона Моисея.

   2. РОЖДЕНИЕ ОТ ДЕВСТВЕННИЦЫ

   ПРОРОЧЕСТВО: Итак Сам Господь дает вам знамение: "се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил" (Ис. 7,14) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "... и оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого; и Иосиф принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и нарек Ему имя Иисус" (Мф.1,18,24,25; Лк. 1,26-35) .
   Слову "дева" в древнееврейском языке соответствуют два слова: "Бетула" - незамужняя девственница (русское "дева") и "Алма" (скрытая) - молодая женщина брачного возраста. Второе слово используется в Ис. 7,14, именно его переводчики Библии перевели на греческий язык как Дева. Для них слова Исаии 7,14 обозначали, что Мессия родится от девственницы. Все еврейские девушки, побуждаемые надеждой рождения обетованного Спасителя, считали величайшим несчастием оставаться навсегда девицами. Но Пресвятая Мария, по глубокому смирению Своему, не позволяла и думать Себе о такой надежде и, возлюбив Бога всей душой, дала обет всегдашнего девства, что видно из Ее слов Архангелу (Лк. 1,34): "как будет это исполнено, когда я мужа не знаю".
    "Ангел сказал Ей: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя", посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1.35). Ангел, указывая на то, что все возможно Богу, присовокупил, что и Ее родственница бесплодная Елизавета уже шестой месяц имеет во чреве. Пресвятая Дева совершила путешествие к родственнице своей праведной Елизавете, у которой провела около трех месяцев. Трех месяцев было достаточно, чтобы обнаружились признаки и Ее зачатия. И это заметил праведный Ее обручник. "Можно себе представить, - говорит святитель Иннокентий Херсонский, - что произошло в душе святого старца Иосифа, когда по возвращении Марии от Елизаветы он увидел Ее непраздной". Во истину он имел тогда "бурю помышлений сумнительных", как выражается Св. Церковь в акафисте Богородичном.
   Иосиф видит в Марии то, чего не ожидал и чего понять не может, но молчит и не спрашивает Ее. А Она молчала потому, что Ее тайна была тайной Божией: как открыть тайну цареву без воли Царя? Что же делать Иосифу? Он имел право обличить Марию всенародно, предав Ее строгости закона Моисея. Но старец решил отпустить Ее: так Иосиф был кроток и добросердечен. И когда он помыслил, как только эта мысль утвердилась в душе его - "Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, Сын Давидов, не бойся принять Марию жену твою, ибо родившееся в ней есть от Духа Святого. Родит же сына и наречешь Ему имя Иисус" (Мф. 1,19-21). "Не сказал Ангел Иосифу: "Родит тебе сына", - замечает свт. Иоанн Златоуст, - а сказал только: "Родит сына", ибо Мария родила не от Иосифа и не Иосифу, а целой вселенной".

   3. СЫН БОЖИЙ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Возвещу определение: Господь сказал мне: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя" (Пс.2,7) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "И се глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Деян. 3,13. Ин. 1,34) . Кроме того: Марк 3,11- духи нечистые признают Иисуса Сыном Божиим. Мф. 26,63 - даже первосвященник понимал, что Иисус Сын Божий.
   Древние евреи видели во 2-м псалме предсказание о грядущем Мессии. Однако лишь при Его воскресении проявилась и удостоверилась Его Божественная сущность как Единородного Сына Своего Отца, "рожденного от семени Давидова во плоти". После этого Он "открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых" (Рим. 1,4.).

   4. СЕМЯ АВРААМОВО

   ПРОРОЧЕСТВО: "И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа моего" (Быт.22,18; 12,2-3) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова" (Мф.1, 1) .
   Обетования были даны Аврааму и семени его. Не сказано "и потомкам", как бы о многих, но как об одном: "и семени Твоему", которое есть Христос" (Гал.3,16).
   Это божественное обетование Аврааму отличается особенной торжественностью и силой. Готовностью принести в жертву Исаака Авраам обнаружил высшую степень послушания и преданности Богу. А Господь в награду за это дает ему доказательства Своего высшего благоволения.

   5. СЫН ИСААКА

   ПРОРОЧЕСТВО: "Но Бог сказал Аврааму... в Исааке наречется тебе семя" (Быт.21,12) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Иисус... Сын Исаака" (Лк.3,23,34; Мф.1,2) .
   У Авраама было два сына - Исаак и Измаил. Здесь Бог оставляет в стороне одну из двух линий в потомстве Авраама. "Не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя" (Рим.9,8), "Дети обетования", т.е. рожденные в силу Божественного обетования.
   Исаак был рожден в то время, когда его родители из-за старости не могли иметь детей. Сила обетования породила дитя.

   6. СЫН ИАКОВА

   ПРОРОЧЕСТВО: "Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и востает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых" (Чис.24,17; Быт.35,10-12) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Иисус ... сын Иакова (Лк.1.33 ;Мф.1.2;) .
   У Исаака было два сына - Иаков и Исав. Господь устраняет из родословной Мессии линию Исава.

   7. ПЛЕМЯ ИУДИНО

   ПРОРОЧЕСТВО: "Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, и ему покорность народов" (Быт. 49, 10; Мих.5,2) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Иисус... Сын Иудин" (Мф. 1,2; Евр. 7,14) .
   У Иакова было 12 сыновей, от которых пошли 12 колен Израиля. Господь определяет одно из колен, которое должно дать Мессию. Апостол Павел говорит: "Господь наш возсиял из колена Иудина" (Ев.7.14). Намек на Ветхозаветную "Звезду Иакова" - "Восходит звезда от Иакова" (Чис. 24,17).
   Во всей своей полноте исполнение пророчества относится Церковью ко временам Мессии. И как мессианское пророчество оно читается в праздник Рождества Христова в паримийном чтении.

   8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ОТ ИЕССЕЯ

   ПРОРОЧЕСТВО: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, ветвь произойдет от корня его" (Ис. 11,1; 10) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Иисус... сын Иессея" (Лк. 3,32; Мф. 1,36) .
   Своим пророческим созерцанием Исаия видит, как после сокрушения силы Ассирийского государства подымается росток из срубленного дерева дома Давидова и как этот росток становится могучим деревом, Владыкою земли и Основателем на земле Царства Божия. Будучи по своему телесному происхождению потомком Иессея и Давида, этот Владыка владеет всею полнотою даров Духа Божия. (Толковая Библия). От корня Иессева, т.е. из остатка избранной царской семьи, пойдет веточка, обещающая занять место ствола и кроны.

   9. СЫН ДАВИДОВ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Вот, наступают дни, говорит Господь, восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, будет производить суд и правду на земле" (Иер. 23,5) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Иисус... сын Давидов" (Лк. 3,23,31; Мф. 1,1,9,27; Мк.10,47-48; Деян. 13,22-23; Откр. 22,16) .
   У Иессея было восемь сыновей (1 Цар. 16,10-11). Господь устраняет из родословной Мессии семерых, оставляет одного Давида.
   В древнееврейской литературе Мессия неоднократно называется Сыном Давидовым. Праведность в Ветхом Завете понималась прежде всего как справедливость, и праведною Отрасль названа потому, что справедливость - первая добродетель правителя и ею-то вполне будет обладать Отрасль Давидова.
   Слепец Вартимей Иисуса называет Сыном Давидовым (Мк. 13,47). Сам Иисус Христос в Откровении Иоанна Богослова указывает, что Он прямой потомок Давида. Он светлая утренняя звезда - вечный день будущего царства.

   10. РОЖДЕНИЕ В ВИФЛЕЕМЕ

   ПРОРОЧЕСТВО: "И ты Вифлеем - Ефрафа мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, который должен быть Владыкою в Израиле, Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих.5,2) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: Иисус родился в Вифлееме Иудейском (Мф.2.1; Лк.2,4-7) .
   В Мф.2,6 книжники с уверенностью сообщают Ироду, что Христос родится в Вифлееме. Евреи хорошо об этом знали (Ин.7,42). Естественно, что именно Вифлеем - что значит "дом хлеба" - должен был быть местом рождения Того, Кто являет собою Хлеб Жизни. "Я есмь хлеб жизни" (Ин.6,35).
   В этом пророчестве Господь точно определяет единственный из всех городов земли, где должен родиться Его воплощенный Сын.

   11. ПРИНОШЕНИЕ ДАРОВ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань: цари Аравии и Савы принесут дары" (Пс.71,10; Ис.60,6) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Пришли в Иерусалим волхвы с востока ... И вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею Материю Его, и падши, поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф.2,1-11) .
   Волхвы пришли из дальней страны в то время, когда родился Сын Божий, чтобы это чрезвычайное событие не осталось надолго неизвестным для Иерусалима. Пришествие волхвов совпало со временем рождения Спасителя, это показывает, что в их путешествии все было предопределено свыше и что это путешествие началось за немалое время до рождения Господа.
   Родом волхвы были из Персии или древней Вавилонии, где за пятьсот лет до них жил святой пророк Даниил. Великий пророк в свое время был начальником над всеми вавилонскими мудрецами. И вероятно, что он показал мудрецам пророчество древнего их предшественника, волхва Валаама, который еще во времена Моисея изрек о Спасителе такое слово: "Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля,... и сокрушает всех сынов Сифовых" (Числ.24,17). Возможно, что волхвы были знакомы также с книгой Даниила и знали исчисление седьмин Данииловых, то есть период времени, по истечении которого должен был прийти Мессия. Каково же было удивление волхвов, когда они увидели, что в Иерусалиме не знали о свершившемся великом событии.

   12. ИЗБИЕНИЕ МЛАДЕНЦЕВ ИРОДОМ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Так говорит Господь: голос слышен в Раме; вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет" (Иер.31,15) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже по времени, которое выведал от волхвов" (Мф.2,16) .
   Рахиль - мать Иосифа и Вениамина - является начальницей всего десятиколенного царства, которое по имени ее внука называлось Ефремовым. Она является плачущею в Раме - местности возвышенной, откуда она обозревает опустевшее царство ее сыновей.
   По случаю переписи в то время не только в Вифлееме, но и все окрестности его были переполнены потомками царя Давида. Многие пришли со своими малютками. Предание говорит, что до четырнадцати тысяч невинных младенцев пострадало тогда за Христа. Тысячи семейств повержены были в ужас и горе. Вифлеемские мирные поля, на которых недавно слышалось пение Ангелов, славословящих Рожество Христово, огласилось теперь стонами и воплями невинных страдальцев.

   13. ВЕЧНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ МЕССИИ ДО ЕГО ЗЕМНОГО РОЖДЕНИЯ

   ПРОРОЧЕСТВО: "И ты Вифлеем - Ефрафа, мал ты меж тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих.5,2) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "И Он есть прежде всего, и все Им Стоит" (Кол.1,17; Ин 1,2;8,58; 17,5,24; Откр. 1,17; 2,8; 22,1З) .
   В пророчестве Михея провозглашается вечное существование Мессии до Его временного рождения в Вифлееме, а также говорится о Его вечности по сравнению с земным временем. Как видно из Мф.2,4-6, древние иудеи понимали рассматриваемый стих как пророчество о рождении Мессии в Вифлееме. Православная Церковь согласно изъяснению евангелиста Матфея тоже всегда видела в словах Михея мессианское пророчество (мч Иустин, блаж. Феодорит, блаж. Иероним, прп. Ефрем Сирин) (Толковая Библия).

   14. ЕГО БУДУТ НАЗЫВАТЬ ГОСПОДОМ.

   ПРОРОЧЕСТВО: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов твоих в подножие ног Твоих" (Пс. 109,1;Иер. 2,3,6) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь" (Лк.2,11). А также: "Говорит им: как же Давид по вдохновению называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он Сын ему?" (Мф. 22,43 - 45) .
   Господь сказал Господу моему. "Господу моему" т.е. Господу Давида, причем Давид здесь - не личность, но представитель Израиля, буквальный и духовный. Мессия есть Сын Давидов по своему человеческому происхождению; но как Сын Божий, происходящий предвечно от Отца, Он возвышен и над Давидом, и над всем человечеством, и потому Давид называл Его Своим Господом правильно (Толковая Библия).

   15. МЕССИЯ БУДЕТ НАЗЫВАТЬСЯ "ЕММАНУИЛ" (С нами Бог)

   ПРОРОЧЕСТВО: "Итак, Сам Господь дает вам знамение: се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут Ему имя: Еммануил" (Ис.7,14) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорил: "Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог" (Мф. 1,22-23; Лк. 7,16) .
   Мессианское приложение пророчества сделано было впервые в Евангелии Матфея. Евангелист Матфей повествует о непорочном девственном зачатии Мессии. Пророк говорит о рождении Мессии Девою, он имел в виду действительно действенное, превышающее законы природы зачатие и указывает на девство и приснодевство Его Матери.

   16. МЕССИЯ БУДЕТ ПРОРОКОМ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему" (Втор. 18,18) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Народ же говорил: Сей есть Иисус пророк из Назарета Галилейского" (Мф. 21,11; Лк.7,16; Ин. 4,19; 6, 14; 7,40). "Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк" (Ин.4,19) .
   Моисей был вождь, пророк, законодатель Ветхого Завета, посредник между Богом и людьми. Мессия Иисус Христос есть Вождь, Пророк, Законодатель Нового Завета. Ходатай между Богом и людьми, но по Своему божественному естеству - единородный Сын Божий. Моисей освободил евреев от рабства Египту и довел до земли обетования. Христос Иисус Своей жизнью, учением, смертью освободил человечество от ига духовного Египта и открыл доступ в обители обетованного блаженства (Толковая Библия).

   17. СВЯЩЕНСТВО МЕССИИ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мелхиседека" (Пс. 109,4) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Итак, братья святые участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего Иисуса Христа" (Ев.3,1). "Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот Кто сказал Ему: "Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя, как и в другом месте говорит: "Ты священник во век по чину Мелхиседека" (Ев. 5,5-6) .
   Господь не возводился в священство, не приносил клятв в связи со священством Аарона, но был священником "по чину Мелхиседека". Задолго до установления на Синае закона о священстве Писание упоминает о священнике Мелхиседеке, Который призван "не по законам плотских заповедей, но по силе жизни бесконечной". "По подобию Мелхиседека встает священник иной" (Ев.7,15).
   Эта исключительная клятва Господа показывает, что священство, о котором Он говорит, не имеет себе равных, Священник по чину Мелхиседека живет вечно.

   18. МЕССИЯ БУДЕТ СУДИЕЙ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Ибо Господь - судия наш, Господь - Законодатель наш, Господь - Царь наш: Он спасет нас" (Ис.33,22) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца" (Ин.5,30, 2. Тим. 4,1) .
   Судья, законник, Царь - совершенный идеал Царствия Божия, которое может осуществиться при Мессии, лично воплощающем в себе и юридическую, и законодательную, и административную роли.

   19. ЦАРЬ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Я помазал Царя Моего над Сионом святою горою Моею" (Пс.2,6; Зах.9,9; Иер. 23,5) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Я поставил над головою Его надпись, означающую вину Его: "Сей есть Иисус Христос, Царь Иудейский" (Мф.27,37;Мф.21,5; Ин.18,33-38) .
   Поставив надпись: "Царь Иудейский", Пилат зло посмеялся над синедрионом. Это отравило дикое торжество врагов Христовых.

   20. ПОМАЗАННИК ДУХА СВЯТОГО

   ПРОРОЧЕСТВО: "И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится" (Ис. 11,2,3; Пс.45,7; Ис.42,11; 61,12) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, - и се отверзлись Ему небеса и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.З,16,17; Мф.12,17,21; Мк.1,10,11; Лк.4,15-21,43; Ин.1,32) .
   Дух Святый сходит на Христа в виде голубя потому, что эта чистая птица всегда служила образом чистоты и невинности, незлобия и кротости. Голос Отца Небесного свидетельствует: Сей есть Сын Мой, в Котором все Мое благоволение, вся полнота Моей любви, через Которого изливается Моя любовь и на всех людей.

   21.УСЕРДИЕ В СЛУЖЕНИИ БОГУ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на Меня" (Пс.68,10) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, и сказал продавальщикам голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли" (Ин.2,15-17) .
   Усердие Мессии в сохранении чести дома Господня указывает, что из-за "ревности" пророка-Мессии Он примет "злословия" врагов Господа.

   22. О ПРИХОДЕ МЕССИИ

   ВОЗВЕСТИТ ОСОБЫЙ ПРЕДТЕЧА
   ПРОРОЧЕСТВО: "Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямым сделайте в степи стези Богу нашему" (Ис.40,3; Мал. 3,1) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "В те дни проходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь. Ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф.3,1,2; 3,3; 11,10; Ин.1,23; Лк.1,17) .
   Евреи ожидали Мессию - Царя, который освободит их и землю от римского владычества. А Предтеча призывает покаяться, очиститься, ибо Мессия придет освободить души от плена греховного.

   23. НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ В ГАЛИЛЕЕ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Но не всегда будет мрак там, где теперь он огустел. Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую" (Ис.8,22;9,1) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею. И, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых, и Неффалимовых ... С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное" (Мф.4,12,13,17) .
   Иоанна Предтечу заключили в темницу. Иудейские начальники могли восстать и против Христа Спасителя и потому Господь удалился из Иудеи в Галилею, научив тем и нас не вдаваться в опасности без особой нужды. В Галилее было много язычников: дикие арабы, образованные греки, промышленники финикиян, сириян и высокомерные римляне. Вот почему эта страна и называется Галилеей языческой.
   Спаситель продолжает проповедь Крестителя: покайтесь, приблизилось Царствие Небесное. Милосердный Христос милосердным гласом призывает грешников к покаянию. Только покаяние может открыть двери в Царство Небесное.

   24. СОВЕРШЕНИЕ ЧУДЕС

   ПРОРОЧЕСТВО: "Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзнутся. Тогда хромой вскочит, как олень, язык немого будет петь" (Ис.35,5,6; 32,3-4) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях" (Мф.9,35) .
   Удивленный народ ставил Христа выше пророков и патриархов, ибо видел, что Он исцеляет и учит властно, как Бог. Особенно это и мучило фарисеев, что Христос исцелял легко, скоро и притом бесчисленные и неизлечимые болезни.

   25. МЕССИЯ БУДЕТ УЧИТЬ ПРИТЧАМИ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Открою уста мои в притче, и принесу гадания из древности" (Пс.77,2) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Все сие говорил Иисус народу притчами, и без притчи не говорил им" (Мф. 13,34) .
   Евангелист приводит во свидетельство пророка, чтобы показать, что проповедовать в притчах - дело не новое, что еще пророк предсказал такой образ учения.

   26. МЕССИЯ ДОЛЖЕН ВОЙТИ В ХРАМ

   ПРОРОЧЕСТВО: "... И внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете" (Мал.3,1) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих в храме" (Мф.21,12) .

   27. ВЪЕЗД В ИЕРУСАЛИМ НА ОСЛЕ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, седящий на ослице и на молодом осле сыне подъяремной" (Зах. 9,9) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "И привели его к Иисусу; и накинувши одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса. И когда Он ехал, постилали одежды свои на дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало "славить Бога" (Лк.19,35 -37; Мф.21,6-11) .
   Явление Мессианского Царя, шествующего к Иерусалиму на молодом осленке, свидетельствует о миролюбии этого Царя. (Конь - животное употребляющееся в военных целях). Здесь ясно, что Захария неестественным человеческим умом прозрел в будущем столь знаменательный факт из жизни Спасителя. Вход Господа в Иерусалим был торжественен, чист, свят и невинен. Толпы народа спешили навстречу Воскресителю четырехдневного Лазаря и в пылу объявшего всех восторга снимали одежды и постилали на дороге.

   28. "КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ" ДЛЯ ЕВРЕЕВ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Камень, который отвергли строители, сделается главою угла" (Пс.117,22; Ис.8,14;28,16) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Итак, Он для вас, верующих драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень преткновения и камень соблазна" (1 Пет. 2,7) .
   Краеугольный камень, это камень, в котором находится опора всякой истины и права. Пророк видит в этом камне Мессию, Сына Божия, единого посредника между Богом и людьми. Новый Завет вполне подтверждает такую мысль, называя Христа краеугольным камнем, на котором созидается общество спасаемых или Церковь. (Толковая Библия) (Еф.2,20; Деян.4,11; и 1 Петр. 2,6-7).

   29. "СВЕТ" ДЛЯ ЯЗЫЧНИКОВ

   ПРОРОЧЕСТВО: "И придут народы к свету Твоему, и цари - к восходящему над Тобою сиянию" (Ис.60,3;49,6) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Ибо так заповедал нам Господь: "Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли" (Ис.42,6;49,6). "Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне"... (Деян, 13,47; 26,23;28,28) .
   Обращение апостолов с проповедью к язычникам было не самовольным их действием, оно сообразовалось с Божественным планом спасения мира. Апостолы ссылаются на изречение пророка Исаии (49,6).

   Следующие пророчества Ветхого Завета, в которых предсказывается предательство, суд, смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа, произнесены в разные времена разными голосами на протяжении пяти столетий от 1000 до 500 г. до Рождества Христова; тем не менее, все они буквально исполнились в Иисусе Христе в течение одних суток.

   30. ПРЕДАТЕЛЬСТВО ДРУГА

   ПРОРОЧЕСТВО: "Даже человек мирный со мною, на которого Я полагался, который ел хлеб мой, поднял на Меня пяту" (Пс.40,10) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "...Иуда Искариот, который и предал Его" (Мф.10,4;26,49 - 50; Ин.13,21) .
   Иуда происходил из находившейся в колене Иудином деревни Кариот, поэтому и назвался Искариотом. Лопухин считает, как в раю был змей, как в ковчеге Ноя был Хам, так и среди учеников Спасителя мог быть Иуда (Толковая Библия).

   31. ПРОДАН ЗА ТРИДЦАТЬ СРЕБРЕННИКОВ

   ПРОРОЧЕСТВО: "И скажу им: если угодно вам то дайте Мне Мою плату; если же нет не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников" (Зах. 11,12) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "И сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его. Они предложили ему тридцать сребренников" (Мф. 26,15; 27,3) .
   Первосвященники не думали исполнять пророчество, назначая цену раба, желая унизить Христа. Иуда не продавал Христа, а предавал. И это меньше, чем продажа. Работник за день работы получал один сикль, или 4 динария. Следовательно, цена, предложенная Иуде, была в 120 раз выше поденной платы одного работника. Три года надо трудиться, чтобы заработать эти деньги ("Толковая Библия").
   Слыша, что Учитель не ищет земного царства, что Он говорит о кресте, о страданиях, Иуда стал тяготиться в общении со Спасителем. Забыто все, чему он был свидетелем; учения и чудес Христовых, то, что он вместе с прочими проповедовал Царство Божие, творил чудеса. Несмотря на все это Иуда отторгся от общества Христова, и говорит: "что вы дадите мне".
   И первосвященники предложили 30 сребренников, это та самая цена, которую Моисей велел взыскать за раба, кем-либо убитого.

   32. ДЕНЬГИ БУДУТ БРОШЕНЫ В ЦЕРКОВНОЕ ХРАНИЛИЩЕ

   ПРОРОЧЕСТВО: " ....И взял я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника" (Зах.11,13) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "И бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился" (Мф, 27,5) .
   В мрачной душе Иуды со всей беспощадной силой проснулась и заговорила совесть. Все расчеты и самая страсть исчезли, как адское привидение. Осталась одна совесть с мучениями, терзаниями и влекли его к отчаянию. Отвратительные сребренники жгли его руки. Иуда не обратился к Богу с покаянием, молитвой со слезами, с просьбой о помиловании. Но в ожесточении бросил в храме первосвященникам деньги, пошел и удавился.

   ЗЗ. НА ЭТИ ДЕНЬГИ БУДЕТ КУПЛЕНО ПОЛЕ ГОРШЕЧНИКА

   ПРОРОЧЕСТВО: "....И взял я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника" (3ах.11,13) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Сделавши же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников" (Мф.27,7) . В предыдущих четырех пророчествах мы видим семь сбывшихся предсказаний: 1.О предательстве; 2.О предательстве другом; З. За 30 монет; 4. Причем серебряных, а не золотых; 5. О деньгах, брошенных, а не положенных. 6. В доме Господнем, и, наконец, 7. О покупке на них земли горшечника.
    "Первосвященники, взявши сребренники, сказали: не позволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови" (Мф.27,6). Это свидетельствует о их предательстве, что они купили кровь Христа. Как поразительно это оцеживание комара, соблюдение ничтожного предания старцев о чистоте монеты, наряду с поглощением верблюда, страшным злодеянием Христоубийства. Земля горшечника, которую они купили, громче трубы возвещает всем о гнусном убийстве.

   34. БЕГСТВО УЧЕНИКОВ

   ПРОРОЧЕСТВО: "....Порази пастыря, и рассеются овцы" (Зах.13,7) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Тогда, оставивши Его, все бежали" (Мк. 14,50; Мф.26,31; Мк.14,27) .
   Слова Захарии 13,7 - это явное пророчество о страхе, поразившем учеников, когда Христос был схвачен. Эти слабые духом дезертиры превратились в отважных, неуязвимых вестников Царства Мессии.

   35. ОБВИНЕНИЯ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЕЙ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня" (Пс. 34,11) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельств против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, но не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля..." (Мф.26,59-60) .
   Все свидетельства лжесвидетелей не содержали в себе уголовного обвинения. Вероятно, они указывали на нарушение субботнего покоя, на несоблюдение преданий старцев. Два лжесвидетеля утверждали, что "Он говорил: Могу разрушить храм Божий и в три дня создать его" (Мф. 26,61). Но Христос молчал.

   36. МОЛЧАНИЕ ПЕРЕД ОБВИНИТЕЛЯМИ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих..." (Ис.53,7) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "И когда обвинили Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал" (Мф.27,12) .
   Первосвященники требуют: что же Ты не отвечаешь? А зачем отвечать, когда все ясно. Свидетели - клеветники, и всякий ответ был бесполезен. Суд имеет наружный вид суда.
   Первосвященник - служитель Бога Израилева имел право спрашивать обвиняемого под клятвой: тогда уже нельзя было не отвечать, не переступив должного уважения к клятве, к сану первосвященника и к самому Закону.
    "И первосвященник сказал Ему: заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам Ты ли Христос, Сын Божий" (Мф.26,63).
    "Иисус говорит ему: ты сказал". Ты сказал справедливо, что Я Христос. И этого было достаточно, и был произнесен смертный приговор над нашим Спасителем как над богохульником.
   Эти ответы Христа: "Ты сказал" или "Ты говоришь" для нашего современного уха звучат уклончиво, но евреи - современники Христа - воспринимали их совсем по-другому. "Ты говоришь" было традиционным ответом образованного еврея на вопрос. Вежливость запрещала употреблять прямое "да" или "нет".

   37. РАНЫ И КРОВОПОТЕКИ

   ПРОРОЧЕСТВО: "Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53,5; Зах, 13,6) .
   ИСПОЛНЕНИЕ: "Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса был предал на распятие" (Мф.27,26) .
   Все это в мельчайших подробностях приложимо к Мессии, чьи руки, ноги и ребра были пронзены. От Его головы, увенчанной терновым венцом, до ступней, прибитых ко кресту, не было видно ничего, кроме ран и кровопотеков.
____________________________
Окончание в следующем номере

Протоиерей Константин Васильев,
настоятель Рождество-Богородицкого кафедрального собора
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Иконописная мастерская EIKONOS.RU