Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

СВЯТЫЕ МОЩИ

15 лет назад были возвращены Русской Православной Церкви мощи преподобномученика Евфросина Синозерского

   Святые мощи... Еще совсем недавно это словосочетание воспринималось с иронией и насмешкой. Но все же и сегодня почитание Православной Церковью святых мощей порой вызывает недоверие и недоумение. Всякий раз, когда Церковь бывала гонима или раздираема пагубными расколами и ересями, отступники в первую очередь восставали против церковных святынь: мощей и икон. Первые попытки искоренить обычай почитания останков христианских мучеников восходят еще к временам языческого Рима. А в XX веке в России над этим немало и, прямо скажем, не без успеха потрудились большевики-богоборцы.

   Послереволюционные годы ознаменовались невиданными за всю историю христианства гонениями на Церковь. Кампания по вскрытию и ликвидации святых мощей осуществлялась особым восьмым отделом наркомата юстиции.
   Уже в начале 1919 года несмотря на сложное военное и внутреннее положение советской республики на повестку дня новой властью выносится вопрос о проведении централизованной борьбы по искоренению в народе обычая почитания святых останков. Только в течение двух лет, с 1919 по 1920 год большевиками было учинено 65 публичных вскрытий мощей святых угодников Божиих. Национальные святыни России, дотоле доставлявшие ей честь и славу, оказались откровенно поруганными от рук воинствующих безбожников.

 
Икона преподобномученика
Евфросина Синозерского
 

   17 декабря 1920 года состоялось вскрытие мощей еще одного великого русского святого - преподобного Серафима Саровского и на три месяца оставлены на общее обозрение обнаженными. В период с 1920 по 1929 год множество святых мощей было вскрыто, изъято из храмов и монастырей и выставлено в экспозициях музеев.
   Попытки противодействовать бесчинствам, защитить святыню от поругания строго карались властями. Так, в 1920 году группа верующих москвичей выступила против вскрытия мощей преподобного Саввы Сторожевского и была осуждена московским трибуналом к различным срокам наказания, некоторым обвиняемым по этому делу даже был вынесен смертный приговор.
   Кампания против святых мощей 1918-1920 годов, послужив для большевиков своеобразной пробой сил, постепенно уступила место новому периоду гонений на Русскую Церковь. На долгие десятилетия над Россией воцарилась мерзость запустения. Место Бога заняла партия, почитание святых сменилось поклонением партийным вождям.
   Как складывалась судьба освидетельствованных и изъятых останков русских святых в дальнейшем?
    Оказавшиеся в полном распоряжении богоборческой власти, они большей частью бесследно исчезли, а некоторые из них были помещены на выставку мощей, открывшуюся в 1920 году в Москве в музее наркомздрава. Значительная часть мощей в 20-е годы XX столетия пребывала на антирелигиозных выставках в различных городах РСФСР. После закрытия таких выставок в годы Великой Отечественной войны многие мощи были тайно переправлены в Ленинград в музей религии и атеизма, некоторые в небрежении были кощунственно разбросаны по углам музейных подвалов и запасников.
   В середине 40-х годов во времена потепления отношений между Церковью и государством небольшая часть изъятых мощей была возвращена верующим. Однако "оттепель" для Церкви оказалась недолгой. Вслед за несколькими относительно спокойными годами последовало новое тяжкое испытание в период хрущевских гонений. Под угрозой закрытия оказались многие обители, в том числе Псково-Печорский монастырь, Почаевская Лавра, а это означало, что хранившиеся в их ограде святые мощи могли вновь подвергнуться опасности поругания от рук безбожников.
   Следы многих мощей были полностью утеряны. Тяжело переживая расставание со своими святынями, народ жил надеждами на то, что Господь по своему всеблагому и всемогущему Промыслу не попустит безбожникам полностью расправиться со святыми мощами и истребить на Руси почитание святых.
   Надежда на обретение утраченных святынь появилась только в конце 80-х годов, когда государство стало более терпимым в отношении религии и Русская Православная Церковь, наконец, получила возможность для широкого и открытого служения.
   Некогда отобранные у Церкви святыни вновь стали возвращаться в храмы. Начали освобождаться музейные хранилища, в храмы передавались иконы, богослужебные предметы.
   В год 1000-летия Крещения Руси Русской Православной Церкви была возвращена Киево-Печерская Лавра, в пещерах которой почивают сотни останков святых.
   Особым свидетельством благодати Божией, явленной Русскому Православию, явилось возвращение великой святыни - останков преподобного Серафима Саровского, перенесение в Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры останков благоверного князя Александра Невского, возвращение в Церковь нетленных мощей преподобного Александра Свирского. Но не только возвращением Церкви ранее утраченных святынь ознаменовались эти годы. Возрождение церковной жизни России тесным образом было связано и с прославлением в лике святых новых угодников Божиих и обретением их честных мощей. Это святитель Тихон, Патриарх Московский, святитель Игнатий (Брянчанинов, наш земляк) и великий Оптинский старец Амвросий. Чудесные обстоятельства, сопутствовавшие обретению, а также нетление святых мощей, засвидетельствованное при открытии, стали еще одним подтверждением благости Промысла Божьего.
   Не избежали поругания и мощи нашего святого преподобномученика Евфросина Синозерского.
   Напомню, что преподобный Евфросин Синозерский подвизался на нашей устюженской земле в XVI веке. Юные годы он провел в Валаамском монастыре. После его закрытия служил в Софийском соборе города Новгорода, откуда по распоряжению начальства был направлен чтецом в церковь Георгия Победоносца, что в селе Долоцкое Устюженского уезда. Здесь он служил Богу до тех пор, пока не пришел "в довольные лета жития своего".
   Приняв монашеский постриг в Тихвинской обители, преподобный Евфросин уходит в болотистые места вблизи Синичьего озера. Пустынь, основанная преподобным, стала местом уединения для ищущих монашеского делания и местом утешения для всех скорбящих. Во времена нашествия поляков на Русскую землю в 1612 году преподобный претерпел мученическую кончину и был погребен в своей обители.
   Многие годы сотни паломников приходили на поклонение к могиле мученика и, как в дни его жизни, так и сейчас получали отраду и утешение. Святейший Синод в 1912 году разрешил церковное почитание преподобного. С 25 по 30 июня состоялось торжество по случаю 300-летия мученической кончины преподобного Евфросина. Паломники из близлежащих епархий начали приходить в пустынь еще задолго до начала торжеств, более чем из 25 приходов Устюженского уезда прибыли крестные ходы.
   В 1913 году состоялось поднятие мощей преподобного Евфросина, и они были установлены в храме для всеобщего поклонения. Через четыре года террор советской власти дошел и до Синозерской пустыни. В 1922 году произошло изъятие церковных ценностей, а в 1933 году храмы Синозерской пустыни закрылись для богослужения. Вскрытие раки с останками святого состоялось 15 января 1936 года. После вскрытия мощи были увезены в Череповец и помещены в качестве экспоната на антирелигиозной выставке, а затем более пятидесяти лет находились в запасниках музея.
   Опустела рака, закрылась пустынь, в военные годы умер последний священник Синозерской пустыни Евгений Скородумов. От неосторожного курения подростков сгорели храмы, а в 1955 году полевые экспедиции Череповецкого и Устюженского музеев вывезли оставшееся церковное имущество в свои фонды. Синозерская пустынь прекратила свое существование. Безбожная власть, разорив обители, считала, что с прекращением богослужения будет прекращено и почитание святого, но она ошиблась.
   Память о великом и мудром старце передавалась из поколения в поколение, и Господь вновь прославил своего святого. Думалось, что уже потеряны мощи, но произошло чудо - в 1990 году в фондах археологического отдела Череповецкого музея найдены останки преподобного Евфросина Синозерского. Через православного сотрудника музея мне удалось узнать о находке. При добром участии этого сотрудника и огромной помощи директора музея Сергеевой Татьяны Ивановны, после четырехмесячной переписки с Министерством культуры мощи были возвращены Вологодской церкви. Архиепископ Михаил (Мудьюгин), в то время управляющий Вологодской епархией, своим благословением определил местом пребывания святых мощей - Казанский храм г. Устюжны, и все эти 15 лет не прекращается поток паломников для поклонения останкам святого старца.
   С сердечной тревогой и радостью вспоминаю события тех дней. В начале июня 1991 года я получил сообщение о разрешении Министерства культуры РСФСР о передаче мощей. В пятницу 13 июня 1991 года в кабинете директора музея в присутствии сотрудников археологического отдела после подписания акта передачи мне передали картонную коробку из-под радиоприемника "Аврора", в ней-то и находились все 55 лет в запасниках музея святые мощи. С трепетом открывал коробку - в ней завернутые в ситцевую тряпку в беспорядке лежали останки старца. Косточка за косточкой извлекал мощи, омывал их святой водой, помазывал освященным миром и полагал в припасенный ковчег. Положенные в ковчег мощи были облачены в монашеские одежды, и ковчежец был опечатан церковной печатью. Приведенные в порядок останки с 13 по 14 июня 1991 года почивали в кабинете директора музея. В субботу 14 июня в Воскресенском соборе г. Череповца отслужены божественная литургия и молебен преподобному Евфросину, и духовенство с большим количеством прихожан отправились крестным ходом к музею.
   В кабинете директора музея состоялась передача останков, был отслужен краткий молебен, ковчежец с мощами был вынесен на Советский проспект и с пением молебна направился крестным ходом в собор. На лицах верующих была радость, а в глазах - слезы. Вновь, спустя 60 лет, над останками великого старца звучало пение: "Преподобне отче наш Евфросине, моли Бога о нас". Поистине, дивны дела Господни! Случилось так, что возвращение мощей произошло накануне праздника памяти Всех святых, в земле Вологодской просиявших. Вечером 14 июня было отслужено всенощное бдение вологодским святым и совершено поклонение мощам. До глубокой ночи верующие Череповца не расходились по домам. У мощей служились молебны и читался канон. Летняя ночь пролетела быстро. В 5 часов утра в собор собралось много прихожан, чтобы проводить останки в Устюжну. В 5.15 утра 15 июня 1991 года был вновь отслужен молебен. Мощи обнесены крестным ходом вокруг Воскресенского собора и уготованным транспортом отправились в Устюжну. На протяжении всего пути над мощами пелись церковные песнопения. А в это время православные устюжане с нетерпением ожидали прибытия святыни.
   Задолго до начала богослужения прихожане из Устюжны, Ванского, Желябова, Лентьева и других деревень района собрались в Казанском храме. Когда машина с мощами миновала собор Рождества Богородицы, навстречу ей из Казанского храма под звон колоколов вышел крестный ход во главе со священником Владимиром Рассказовским.
   На слиянии улиц Карла Маркса и Гагарина (у красной больницы) крестный ход и машина с мощами встретились. Духовенство и благочестивые миряне приняли ковчежец с мощами и торжественно, с обнесением вокруг храма, внесли в Казанскую церковь.
   Утро выдалось пасмурное, моросил мелкий дождь. Несмотря на это храм был переполнен верующими. В этот радостный день на лицах молящихся были улыбки и слезы радости, и хотя солнце скрыло свои лучи за тучами, в храме сияли лучи Божией благодати, озаряя прихожан светом Божественной любви, любви, которую почти четыре столетия назад вместил в своем сердце преподобный Евфросин и которая изменила всю его жизнь, освободила от греха и порока и содеяла великим и святым старцем не только здесь, на земле, но и на небесах.
   После Божественной литургии был совершен молебен с крестным ходом, мощи были обнесены вокруг храма и помещены в уготованную раку, переданную нашим музеем храму. В настоящее время вновь обретенные мощи вот уже 15 лет почивают в приделе святого священномученика Антипы Казанского храма г. Устюжны.
   Дважды в год торжественно отмечается память преподобному - и в эти дни, как и много лет назад, сотни паломников из Череповца и Вологды, Новгородской, Тверской Санкт-Петербургской и других епархий собираются к дорогим православному сердцу останкам и просят у великого старца, живущего ныне на небесах, помощи и заступления.

Протоиерей Александр Куликов,
настоятель Казанского храма
г. Устюжна
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Иконописная мастерская EIKONOS.RU