Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

 

   

ЛАМПАДА СИЛЬНЕЕ ПРОЖЕКТОРА

Беседа с иереем Алексием Сорокиным,
ректором Вологодского православного духовного училища

 

 
Фото Андрея Сальникова
 

  Шестнадцать лет назад открылось Вологодское православное духовное училище. Вспомним то время: 90-е годы были для нашего народа периодом активного духовного поиска, временем возвращения людей к христианству, неподдельного интереса к Православной Церкви. Зачем понадобилось духовное училище, какова его история, что изменилось за истекшие годы в нелегком деле образования - об этом мы беседуем с ректором ВПДУ, священником Алексием Сорокиным.

    - Отец Алексий, зачем Православной Церкви образовательные учреждения? Многие считают, что дело Церкви - это только совершение богослужений в храме, а для этого больших знаний не требуется...
   - Большая ошибка. Никогда Церковь не противопоставляла образование и веру, наоборот: чтобы лучше узнать и принять христианское вероучение, человеку необходимо постоянно стремиться повысить уровень своего образования. Да, есть такая точка зрения, что, мол, православные храмы - для темных, невежественных людей. Это мнение бытовало еще в позапрошлом - и особенно в прошлом - веке в среде тех людей, которых писатель Александр Солженицын резко называл "образованцами": не обладая достаточным образованием и не стремясь повысить его уровень, эти люди считают возможным снисходительно говорить о таких вещах, о которых не имеют ни малейшего представления... Их, кстати, немало и сейчас, особенно в сфере образования.
   Церковь и образование - по разные стороны? Тогда почему среди прихожан наших храмов сейчас все больше людей с высшим образованием? Если углубиться в историю - разве не христианами были великие ученые Пастер, Галилей, Беккерель, Ньютон, Паскаль, Бойль, Ломоносов, Пирогов, Менделеев и многие тысячи других? Разве не следование заповедям Христа - главная тема книг Достоевского, Гоголя, Сент-Экзюпери, Честертона, Льюиса и других великих писателей? Одна из задач нашего духовного училища - помочь студентам получить необходимые знания о христианстве. Это важно особенно сейчас, когда наше общество переживает духовный кризис, и мы являемся свидетелями разрушительной деятельности всевозможных сект, наводнивших нашу страну.
    - Сейчас мы во многом, наверное, ориентируемся на систему духовного образования, существовавшую до 1917-го года. А какая она была, эта система?
   - Традиционно Церковь имела свои учебные заведения - как общеобразовательные, так и специализированные. Если в церковно-приходских школах, епархиальных женских училищах учащимся давались базовые знания основ Православия, а также истории, математики и прочих наук, навыки чтения и письма, то духовные училища, семинарии и академии предоставляли своим студентам более глубокие знания - как общеобразовательные, так и специальные, необходимые человеку для служения Церкви, преимущественно в священном сане.
   В пределах нынешней Вологодской епархии также была своя система духовного образования: духовные училища в Великом Устюге, Тотьме, Вологде, Кириллове, Белозерске, епархиальное женское училище, семинария. Вся эта налаженная система была разрушена буквально за один 1918 год. Восстановить ее сейчас в полной мере практически невозможно - несмотря на очевидную потребность людей в духовном образовании.
    - Тем не менее, духовное училище работает уже 16 лет. Как оно начинало свою деятельность после длительного и прискорбного перерыва?
   - Многие знают и помнят людей, благодаря которым училище открылось: тогдашний управляющий епархией - архиепископ Вологодский и Великоустюжский Михаил, первый ректор - замечательный и любимый всеми нами протоиерей Василий Павлов. Отец Василий начал вести курсы по основам христианства. Людей на занятия приходило очень много, группы были большими, и тогда уже возникла необходимость разделения обучения слушателей на разные направления. При владыке Максимилиане, который в 1994-м году принял Вологодскую кафедру от архиепископа Михаила, в училище открылось три отделения: ставленническое (готовящее будущих священников), катехизаторское (оно готовит преподавателей воскресных школ) и отделение регентов-псаломщиков, где проходят обучение те люди, которые поют в церковном хоре и читают богослужебные тексты на клиросе. Со временем появилась возможность для открытия заочного отделения и отделения дистанционного обучения. На последнем учатся люди, которые находятся сейчас в местах лишения свободы.
   Нам удалось собрать довольно богатую библиотеку: сейчас у нас более 19 тысяч единиц хранения. На базе нашей библиотеки мы проводим духовно-просветительские курсы, лекции в различных учебных заведениях.
    - Как удалось за несколько лет работы перейти от курсов по основам христианства на уровень лицензированного учебного заведения?
   - Не столько "работы", сколько самоотверженного служения многих людей, заинтересованных в повышении качества подготовки тех, кто не мыслит своей жизни без Церкви. Те, кто трудится здесь, именно служат Церкви, а не "работают" на нее. Да и большинство наших студентов тоже считают, что Церкви надо служить. Если мы вспомним, где проводились первые занятия училища, то не останется сомнений в том, что сюда приходят по искреннему, горячему желанию жить для Бога. Сначала наши слушатели занимались в здании 16-й школы, затем занятия начали проходить в Казанской церкви. Выпускники первых лет помнят, как проходили эти занятия в полуразрушенном храме: топили печь, чтобы совсем не замерзнуть, электричества не было - помещение освещали свечами, люди рассаживались за старые парты и слушали интересные лекции отца Василия. Потом вместе пили чай с печеньем, и мы ощущали себя единой семьей, наверное, поэтому трудности мы переживали легко и даже с юмором. Со временем начала восстанавливаться историческая справедливость: училищу была передана часть здания, ранее полностью принадлежавшего ему, это и позволило нам увеличить количество отделений.
   Конечно, без хороших преподавателей училище не могло бы работать. У нас ведутся разные предметы: Новый Завет (на ставленническом отделении его преподает архиепископ Максимилиан, и это говорит о том, какое значение наш владыка придает подготовке пастырей), апологетика, история Церкви, церковное право и многие другие. В числе преподавателей как священнослужители, так и миряне. Их труд способствует тому, что около половины духовенства нашей епархии окончили духовное училище, а многие продолжают сейчас свое обучение в семинариях Православной Церкви.
    - Без трудностей, я уверен, не обходится...
   - Их много: одни можно воспринимать спокойно, другие вызывают тревогу. К первым, например, относится очень скромная материальная база училища. И если можно еще надеяться, что материальные проблемы носят временный характер и могут быть устранены, то вторые трудности носят, скорее, характер временной: они вызваны нынешним "духом времени", который не позволяет человеку внимательно и основательно относиться к своей духовной жизни. Появилась так называемая "привычка к Церкви": люди начали воспринимать христианство и Церковь без того духовного подъема, который был раньше. Человеком нашего времени завладели пассивность, расслабленность, охлаждение духовной жизни - наряду с все возрастающей загруженностью, суетливостью и хаотичностью жизни материальной. Он начал смотреть на Церковь как на своего рода "министерство по решению духовных проблем": если мне внутри стало неуютно, пойду в храм, поставлю свечку, и все должно обустроиться. Как мне кажется, может возникнуть опасность, что будет меньше людей, которые готовы жертвенно служить Богу и Его Церкви, понимающих, что для правильной духовной жизни необходим ежедневный подвиг и преодоление трудностей. Но, слава Богу, такие люди все-таки есть, и они приходят и приезжают к нам из многих городов Вологодчины, а также из Архангельской, Мурманской, Ленинградской областей.
    - Отец Алексий, а есть все-таки надежда, что этот "дух времени" можно побороть? Если, как вы говорите, все меньше становится людей, готовых жить для Церкви...
   - Приведу такое сравнение: что больше изменит вашу душу - тихий огонек лампады перед иконой в храме или мощный прожектор на очередном стадионном представлении? Казалось бы, прожектор сильнее, но способен ли он повернуть душу к добру? По опыту знаю, что "сила Божия в немощи совершается", как говорит Священное Писание. Да, пусть сегодня мало служителей Церкви, но Христос дает нам надежду. Он говорит: "Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его" (Мф.13. 31-32). Задача нашего Духовного училища - сеять такие семена. И я уверен: со временем, когда эти семена взойдут, они помогут очень многим людям придти к Христу и Его Церкви.

Беседовал Петр Давыдов


В Вологодском православном духовном училище возобновляются
духовно-просветительские курсы.
Приглашаются все желающие. Занятия будут проходить по средам, начало в 18.00.
Адрес училища: Вологда, улица Орлова, 1. Телефон для справок 72-84-14.
 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Иконописная мастерская EIKONOS.RU