Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

   

Ослепление невежеством,
или Катакомбы ХXI века

   Нет тишины и покоя в нашем суетном мире - споры, нестроения, раздоры. К сожалению, явления эти не обошли стороной и Церковь. Только вроде бы утихли страсти по ИНН, позабылись угрозы глобализации и приостановились мероприятия по подготовке к встрече антихриста, как особого рода ревнители благочестия начали новую акцию - борьбу за чистоту Русской Православной Церкви.

   Среди прихожан вологодских храмов неким образом стало распространяться анонимное издание весьма сомнительного (и по внешнему виду, и по содержанию) качества под названием "Преемственность греха. Об обновленчестве и новообновленчестве сергианской церкви". Из этого, с позволения сказать, труда ничего не подозревающие люди вдруг узнали, что они только "считают себя православными", но на самом деле таковыми не являются, поскольку состоят членами религиозной организации "Московская патриархия" (здесь и далее сохранена орфография оригинала), возглавляемой человеком, известным как "патриарх Алексий второй", и не имеющей ничего общего с Русской Православной Церковью. Главная же причина их "доверия к этой церкви" и её "священнослужителям" кроется, оказывается, не в послушании священноначалию (1Пет.5,5; 1Фес.5,12-13; Евр.13,17) и исполнении установлений Божиих, а в "незнании самой сути Православной Веры, святоотеческого учения, неведении православных догматов и канонов, незнании трагической истории Русской Церкви двадцатого века".
   Чем же неизвестные нам знатоки вероучения и церковной истории подтверждают факт дьявольской подмены Русской Православной Церкви некоей религиозной организацией, именуемой ими "Московская патриархия", и на каком основании обвиняют в чудовищной лжи иерархов нашей Церкви?
   Авторы упомянутого выше издания пишут: "Все преступления и бесчинства МП являются прямым следствием того, что она была основана еретиками-обновленцами в союзе с предтечами антихриста - большевиками". А главный "душегубец-соблазнитель" - Святейший Патриарх, а тогда ещё митрополит Сергий (Страгородский). Ему в вину вменяют участие в обновленчестве, "ложное и лицемерное" раскаяние в этом, сотрудничество с ГПУ, "самочинный" захват высшей церковной власти и, конечно, печально известную "Декларацию" 1927 года.
   Действительно, факт временного отхода митрополита Сергия от Русской Православной Церкви и его недолгого пребывания в обновленческом расколе имел место, но, по свидетельству митрополита Мануила (Лемешевского), будущий Патриарх очень быстро понял, что обновленчество - это "пошлое издевательство над Православной Церковью", и принял решение порвать с ним всякое общение. И если других отпадших в обновленческую ересь архиереев Святейший Патриарх Тихон принимал в своей келье и келейно прощал содеянный ими грех, то митрополиту Сергию пришлось приносить покаяние принародно, во время богослужения, в чине сугубо кающегося, публично признав свою вину. Святейший Тихон, в отличие от новоиспеченных блюстителей чистоты Русской Православной Церкви, не усомнился в истинности раскаяния Владыки Сергия и вернул ему архиерейское достоинство. Хватит ли у неизвестных авторов вышеназванного обличительного труда духовного мужества хотя бы для того, чтобы признать, что обвинять давно почившего человека в "лицемерном и ложном" покаянии, по меньшей мере, безнравственно?
   Что же касается "Декларации", подписанной митрополитом Сергием 29 июля 1927 года, то она является постоянным объектом критики со стороны всевозможных обличителей, чинящих самонадеянный суд и не затрудняющих себя поисками аргументации для обоснования изрекаемых ими безапелляционных заявлений. Самой резкой и саркастической критике подвергаются слова: "Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи". Анонимные обвинители злонамеренно вкладывают в этот текст "саморазоблачительный" смысл: "В ней (декларации - авт.) сказано, что радости советской власти - это радости Церкви. А какие были у большевиков радости? Разве не радостью для безбожников было убивать священников и рушить церкви, осквернять святыни и издеваться над верующими?". И делают вывод: "Итак, "церковь" созданная по декларации 1927 г. стала единой с гонителями Истинной Православной Церкви, полностью подчинилась слугам антихристовым, и тем показала свою обновленческую суть".
   Что же действительно выражают эти слова? В данном месте "Декларации" митрополит Сергий вместе с членами Синода называют своей родиной Советский Союз, и здесь нет ничего, кроме проявления гражданской лояльности по отношению к новому государству, к обезличенной власти, а не к конкретно взятому большевику, получающему удовольствие от издевательств над верующими. Оберегая паству, митрополит Сергий главную цель своей деятельности видел в том, чтобы сохранить приходы, храмы, духовенство. Он не хотел ставить народ перед выбором между катакомбами и обновленчеством. И решительное большинство духовенства и мирян разделяло его опасения и надежды. Совершенно очевидно, что авторы "Декларации" отнюдь не требовали обязательного совершенного согласия с нею всех епископов и клириков, поскольку сами признавали, что она всего лишь заявление "земных людей, граждан СССР", а не самой Церкви. Однако на позициях такой лояльности к власти стоял и Патриарх Тихон с 1923 года, и Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Петр; о своей лояльности по отношению к гражданской власти заявляли и авторы "Памятной записки Соловецких епископов", памятуя о том, что "нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению" (Рим.13,1-2). "Церковь, - говорится в "Памятной записке", - не касается и политической организации власти, ибо лояльна в отношении правительства всех стран, в границах которых имеет своих членов. Она уживается со всеми формами государственного устройства от восточной деспотии старой Турции до республики Северо-Американских штатов".
   Помимо "Декларации" митрополиту Сергию особо рьяные критики вменяют также в вину два интервью, которые он дал в феврале 1920 года советским газетам и иностранным корреспондентам. В обоих отрицался факт гонений на Православную Церковь, которые на деле были тогда в самом разгаре. Владыка сказал неправду, но не поступил ли аналогичным образом Патриарх Тихон, когда общественному деятелю из Великобритании В.П. Коутсу сказал, что "ни в каком преследовании какой бы то ни было религии Советскую власть обвинить нельзя, и в России каждый имеет полную свободу следовать своим религиозным убеждениям"?
   Во взаимоотношениях с государственной властью Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий, бесспорно, шёл по тому пути, на который вступил Патриарх Тихон после своего освобождения из-под ареста. Поэтому и противопоставление Церкви "сергианской" и Церкви "тихоновской" - недобросовестная, злонамеренная неправда. Ответьте, уважаемые обвинители, добросовестно ли применять разные критерии, разные мерки для оценки аналогичных действий и заявлений двух иерархов и в словах одного из них не усматривать ничего такого, чтобы ставило под вопрос его исповеднический подвиг, а другого архипастыря обвинять в постыдном и унизительном предательстве паствы? Столь же недобросовестно противопоставлять и мучеников, положивших жизнь за Христа, епископам-сергианам, которые будто бы ценой предательства Церкви сохранили жизнь. В 1930-е годы были замучены и расстреляны соавторы "Декларации" митрополиты Серафим (Александров), Константин (Дьяков), Анатолий (Грисюк), никогда не порывавшие с митрополитом Сергием митрополиты Серафим (Чичагов), Евгений (Зернов) и многие другие страдальцы за Христа. Кто же тогда они? Предатели Церкви или Мученики за неё? Или, может быть, предатели-сергиане - это те, кто, пережив лагеря и ссылки, всё-таки выжили - митрополиты Мануил (Лемешевский) и Николай (Ярушевич)? Сами вопросы звучат кощунственно. Как же тогда отнестись к заявлению неизвестных авторов вышеназванного сочинения о том, что "в конце 30-х годов нашего столетия были расстреляны или попали в лагеря многие сергиане. Но им, как нераскаянным изменникам, за гробом была уготована одна участь - вечные муки в аду"? Не слишком ли много вы на себя берёте, господа обличители? "Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?" (Иак.4,12).
   Следующим доказательством подложности Русской Православной Церкви служит, по мнению авторов издания "Преемственность греха. Об обновленчестве и новообновленчестве сергианской церкви", тот факт, что Московская Патриархия "страшно далеко отошла от истинного Христианства и от Православной Веры", "дерзко отвергает и извращает почти всё святоотеческое учение Церкви, почти все догматы и каноны", "кощунственно искажает Богослужение и Таинства православной Церкви". Здесь полемика невозможна, поскольку обвинители не только не потрудились доказать свои заявления, но даже и не проиллюстрировали их. Хотелось бы узнать, какие именно догматы и каноны дерзко извращает и отвергает наша Церковь? Откуда же такая небрежность в аргументации? Ответ находим в том же абзаце сочинения. Оказывается, святоотеческое учение и правила Вселенских и Поместных Соборов на предмет их кощунственного искажения представителями "московской патриархии" изучал некий "маломальски грамотный человек" "в меру своего понимания". Что же с него возьмешь? Но, чтобы он стал более грамотным в этом отношении, скажем, что "образ жизни так называемых "епископов", значительного числа "священства" и мирян московской патриархии, никак несовместимый с православным образом жизни", свидетельствует не об отступничестве и безблагодатности Церкви, а лишь о том, что и иерархи и священнослужители поставляются из обыкновенных смертных, грешных людей - на земле нет святых... Священнослужители, даже ведущие зазорный образ жизни, продолжают оставаться действенными раздаятелями благодати до тех пор, пока законной церковной властью не будут лишены дарованных им в таинстве священства благодатных полномочий. Законная церковная власть - это правомочный епископат, находящийся в общении с Первоиерархом, признаваемым в качестве такового всеми Первоиерархами всех других автокефальных Церквей, составляющих Единую Вселенскую Церковь. Иного Первоиерарха, кроме Патриарха Алексия II (Ридигера), в Русской Церкви нет. Его признали таковым все восточные Патриархи. Помимо его, как Первоиерарха Поместной Русской Церкви, никто - ни миряне, ни священники, ни епископы - не может быть в общении со Вселенской Церковью. Не признающие своего Первоиерарха остаются вне Церкви, от чего да избавит нас Господь!
   Но если, по мнению неизвестных сочинителей, Русская Православная Церковь в лице Московской Патриархии так далеко отошла от истинного христианства, то где же спастись? Оказывается, не всё потеряно, потому что верной Христу в России осталась Истинно-Православная (Катакомбная) Церковь. Судя по всему, авторы вышеназванного анонимного сочинения к ней и принадлежат. Вот только хотелось бы уточнить - к какой именно, поскольку церквей с таким названием в нашей стране около десятка.
   Вообще, идея о том, что где-то якобы есть Церковь, в идеальной чистоте сохранившая Православие и полностью свободная от ошибок и недостатков нашей Церкви, является одним из самых модных современных искушений. Поэтому необходимо провести четкую границу между "истинными православными христианами" времен гонения и теми, кто претендует на это имя сегодня.
   Сам термин "истинно-православная церковь" (ИПЦ) появился в конце 20-х годов прошлого столетия как собирательное название всех противников церковного курса митрополита Сергия. Тогда же наряду с термином "истинно-православная церковь" появляется и его синоним - Катакомбная. С течением времени это движение постепенно вырождается. Лучшие представители его, в том числе большая часть духовенства, были физически уничтожены ещё в сталинские времена. Оставшиеся после Второй мировой войны и интронизации патриарха Алексия I в течение нескольких лет влились в Московскую Патриархию. После присоединения епископа Афанасия Сахарова сведения о жизни катакомбной церкви скудны и противоречивы, и отождествление ныне существующих катакомбных церквей с "истинно-православной церковью", появившейся в годы гонений, вызывает серьёзные опасения. Проследим за метаморфозами, произошедшими с этим подпольным течением.
   Одной из самых крупных "истинно-православных церквей" была группа, организованная митрополитом Иосифом (Петровых), который порвал евхаристическое общение с митрополитом Сергием после обнародования "Декларации". Его последователи получили название "иосифлян". На Украине было создано три "иосифлянских" епархии - Харьковская, Днепропетровская, Одесская. В Ленинграде митрополита Иосифа поминали 42 храма. Репрессии 30-х годов подкосили движение, оно почти полностью перешло в катакомбы и стало, как и прочие истинно-православные движения, автономным и местным. Последний из известных "иосифлянских" архиереев епископ Авдий умер в 1978 году.
   Другая ветвь ИПЦ - "серафимо-геннадиевская" или "секачевцы" - была основана Серафимом (Поздеевым), который в 1925 году был тайно рукоположен патриархом Тихоном и вскоре арестован. В заключении ему якобы явился ангел и сообщил, что он будет выпущен из темницы и много сделает для Церкви. Однако основная часть катакомбников не признаёт рукоположения Серафима, либо считает, что настоящий Серафим вскоре после ареста скончался, а основатель "секачевской" ветви был самозванцем. Фактическим же основателем этого движения является его преемник Геннадий (Секач), с 1958 года переходящий священник без места, изгнанный из РПЦ (просим обратить внимание на этот факт), рукоположенный Серафимом за три дня до смерти в 1971 году. Ему удалось создать достаточно значительную разветвленную подпольную церковь. Епископы этой ветви отличаются тем, что посещают храмы Московской Патриархии, даже служат в них, изображая обычных священников (вероятно, для пущей конспирации).
   В 1989 году от "церкви" отделился секачевский епископ Исаакий, обвинив её руководителя Феодосия в применении черной магии, и создал свою ветвь - "исаакиевскую". Следует упомянуть, что исаакиевцам запрещено приступать к Таинствам Церкви, хотя они и признают их. Основателем "алфеевской" ветви также является епископ, отделившийся от "секачевцев". В 1992 году "секачевцами" был рукоположен архиепископ Никон (Ломекин), который уже в 1993 году зарегистрировал собственную церковь, получившую название "Московская Архиепископия Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви". Интересный факт - Никон отрицает пост. Вряд ли это может быть свидетельством особой верности Христу со стороны Истинно-Православной Церкви.
   В 1997 году от Украинской Автокефальной Православной Церкви отделилась "Российская Истинно-Православная Церковь" (РИПЦ). Однако уже через год внутренние разногласия вылились в раскол, в результате которого епископы Рафаил (Прокопьев) и Сергий (Моисеенко) были извержены из священного сана и в 1999 году образовали "Истинно-Православную Церковь в России" (она же "Русская Соборная Истинно-православная Церковь"). До 2003 года Рафаил носил титул "Блаженнейшего митрополита Московского, хранителя дверей Гроба Господня", поскольку являлся, кроме всего прочего, главой созданного им же Российского ордена св. Иоанна Иерусалимского, то есть российских госпитальеров. В 2003 году он организовал "Объединительный Архиерейский Собор Истинно-Православной Церкви в России", став главой новой объединенной иерархии с титулом Патриарший Местоблюститель. В Москве Рафаил содержит магический центр "Проис", где находится их центральный домовой храм. Так кто же тут "волк в овечьей шкуре"?
   Разногласия в "Российской Истинно-Православной Церкви" привели к появлению ещё одной "Российской Истинно-Православной Церкви" - "Амвросиевской". В 1998-99 гг. епископ Амвросий был выведен из Синода РИПЦ и извергнут из сана. Вслед за ним вышли священники Арсений и Александр и их рукоположенные родственники епископы Тихон и Назарий, которые вместе с Амвросием образовали собственный Синод. Хотелось бы обратить внимание наших анонимных обвинителей на тот факт, что в 1999 году о. Александр выступил с программой реформ, в частности, перевода служб на русский язык и их радикального сокращения, отмены обязательного монашества епископов и в перспективе самого монашества, существенного ограничения прав архиереев и т.п. Очень уж напоминает эта программа предложения обновленцев, наследницей которых авторы известного сочинения объявляют Московскую Патриархию. "И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?" (Мф.7,3).
   Для того, чтобы сохранить образованную в 1997 году РИПЦ, епископы Стефан (Линицкий) и Вячеслав (Лисовой) рукоположили во епископы Стефана и Кириака, но последние поддержали модернистские идеи Глеба Якунина и образовали "Православную Церковь Возрождения", вскоре переименованную в "Апостольскую Православную Церковь". Оставшимся двум епископам ничего не оставалось делать, как организовать "Истинно-Православную Церковь - Московскую митрополию" (ИПЦММ).
   Чтобы окончательно убедиться в том, что современные ИПЦ не имеют ничего общего с Катакомбной Церковью периода гонений и ни о какой их верности Православной вере не может быть и речи, обратим внимание на "Катакомбную Истинно Православную Церковь", возглавлявшуюся архиепископом Амвросием Готфским, графом фон Сиверс (настоящее имя Андрей Смирнов). Этот господин прославился тем, что от имени своей "церкви" отверг святость св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Димитрия Донского, преп. Паисия Величковского, св. Филарета Дроздова, анафематствовал шестипалых, чешуйчатых, гомункулов и неверующих в Адольфа Гитлера, а также явился инициатором создания "Русского Православного Национал-Социалистического Движения" (РПНСД), члены которого приветствуют друг друга известными словечками "зиг хайль!". Думается, что комментарии здесь излишни.
   Как же из всех имеющихся одновременно в наличии истинно-православных церквей выбрать самую "истинную" и самую "православную"? Какую из них имеют в виду авторы издания "Преемственность греха. Об обновленчестве и новообновленчестве сергианской церкви"? Почему вообще появляются подобного рода сочинения в церковной среде?
   Ответ очевиден. Среди духовенства Русской Православной Церкви действительно есть, к величайшему сожалению, священнослужители, являющиеся отступниками, ведущими образ жизни, несовместимый с православным. Не имея ни христианских добродетелей смирения и послушания, ни духовного мужества принести покаяние в своем неповиновении священноначалию, они, побуждаемые гордыней, стремятся оправдать свои неправомерные и неканоничные действия "лжецерковностью" РПЦ и её иерархии.
   Возникновение и публичная деятельность многочисленных групп, не имеющих евхаристического общения с Русской Православной Церковью, дает широкие возможности тем, кто недостойно носит священный сан. Находясь под каноническим прещением в Патриаршей Церкви, они свободно могут продолжать священнодействовать, перейдя в другую юрисдикцию. Нередко возникают случаи, когда священнослужитель находится под запретом или лишен сана даже несколькими юрисдикциями, и всё равно находится новая, которая принимает его "в сущем сане". Подобное явление имеет место и в Вологодской епархии. Всем известно имя великоустюжского священника, лишенного сана и Русской Православной Церковью, и собором архиереев ИПЦ "Серафимо-Геннадиевской ветви".
   В Вологде "обиженные и обманутые" РПЦ "истинно-православные христиане" устроили свои "катакомбы" в районе Лукьяново и оттуда изрыгают проклятия "лжедуховенству" Московской Патриархии. Их имена тоже многим хорошо известны. В своём чрезмерном болезненном увлечении анафематствованиями новоиспеченные "катакомбники" зачастую доходят до откровенно богохульных заявлений о "безблагодатности" Московской Патриархии. Именно в этом заключается основное отличие современных представителей истинного православия от их великих предшественников. Один из самых авторитетных лидеров антисергиевской оппозиции митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), бесспорный кандидат на Патриарший Престол после смерти Патриарха Тихона, разорвав церковное общение с митрополитом Сергием, тем не менее, никогда не доходил до обвинения его самого и возглавляемой им части Русской Церкви в еретичности или безблагодатности.
   В заключение хотелось бы сказать, что в нашей Церкви за период страшного атеистического опустошения накопилось много недостатков, и служат в ней обычные грешные епископы и священники, но зато они застрахованы от той сомнительной "праведности" и "святости", которыми болеют современные ревнители чистоты Православия. И, главное, в нашей Церкви можно освободиться от мучительных страхов потерять Истину и, оставив разрешение сложных проблем церковной и мировой политики другим, заняться, наконец, "единым на потребу" - спасением своей собственной души.

Иерей Андрей Смирнов, настоятель
Свято-Успенского храма г. Вологды

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Православное книжное обозрение