Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

   

Воскресенский Горицкий женский монастырь:
прошлое и настоящее

   Всякого, кто хоть раз путешествовал по реке Шексне, не мог оставить равнодушным живописный вид белого монастыря на крутом Шекснинском берегу на фоне зеленых холмов. Это Горицы. Полноводная река плавно огибает как бы спустившуюся к воде обитель, позволяя заметить ее еще издали и, обогнув, рассмотреть со всех сторон во всей красе. Древний водный путь "из варяг в греки" во многом определил историческую судьбу этого места.

   Горицкая пристань стала входными вратами для богомольцев, которые ввиду труднодоступности этих краев и отсутствия дорог водой добирались к святым местам Белоозера. Кроме причала здесь еще в начале XVI века существовала небольшая пустынька с двумя деревянными церквами и поселение, своего рода центр княжеской администрации, прежде чем в 1544 году здесь был основан и обрел славу и величие Воскресенский Горицкий девичий монастырь.

   Начало обители, по летописным сказаниям, было положено княгиней Ефросинией Андреевной Старицкой (урожд. Хованской), вдовой удельного князя Андрея Ивановича Старицкого, родного дяди царя Иоанна Васильевича Грозного. Благочестивая княгиня в период боярских междоусобиц находила утешение в делах благотворительности и богоугождения. Так, прежде всего она занялась устройством в своей Белозерской вотчине женской иноческой обители как тихого пристанища от мирской суеты и превратностей. Место было выбрано в 7 верстах от славного Кирилло-Белоезерского монастыря на берегу реки Шексны "в Горах", где уже до того стояли Воскресенская церковь вместе с Введенскою церковью. В 1544 г. княгиня Ефросиния деревянную церковь Воскресения заменила новою каменной с приделами прп. Кирилла Белоезерского и иконы Богородицы Одигитрии. В 1563 г. устроительница сама принимает ангельский образ: по доносу попав в опалу к царю, вынуждена была постричься в инокини с именем Евдокия. Новопостриженная инокиня пожелала жить на Белом озере в Воскресенском девичьем монастыре, "где прежде того обет свой положи и тот монастырь сооружила". К 1569 году число сестер обители возросло до 70-ти. Многие инокини происходили от именитых и богатых родов, но рядом с ними жили и бедные, простые монахини, которые своим трудом зарабатывали на хлеб. В обитель кн. Ефросиния-Евдокия перенесла из своего имения златошвейные мастерские. Этим рукоделием занималась она сама, а также и прочие высокородные инокини шили золотом и низали жемчуг. Первой игуменией монастыря стала старица Анна из рода Щенятьевых.
   Судьба основательницы обители сложилась трагически. 11 сентября 1569 г. по приказу царя княгиня-инокиня Евдокия, удельная княгиня Мария и инокиня Александра (в миру княгиня Иулиания Димитриевна) и игумения Анна были утоплены опричниками в Шексне. Согласно преданию страдалицы были посажены в богато украшенное судно, нагруженное камнями, которое пошло ко дну, лишь только отчалило от крутого берега. Тела Евдокии и Александры были обнаружены спустя несколько дней, чудным образом плывшими против течения реки. Это послужило основанием почитания их как местночтимых святых. Их с подобающей честью похоронили за алтарем Воскресенского собора и возвели часовню. А спустя много лет уже в XIX столетии над их могилами на месте той часовни был воздвигнут величественный Троицкий собор и устроена рака. Возле нее часто служились панихиды и неоднократно явлены были чудесные исцеления.
   С первого дня своего основания монастырь в Горицах был особножительным. Связь между старицами поддерживалась только общею церковною молитвой и подчинением одной игумении. Внесши плату на пострижение, каждая из вновь поступающих стариц должна была заводить для себя келью, которая считалась полной ее собственностью. Старица могла свою келию продавать или уступить кому-либо по своему усмотрению. О своем пропитании старицы также должны были заботиться сами. Только в редких случаях особенно бедным или немощным по определению собрания стариц выдавалось небольшое вспомоществование.
С высоты птичьего полёта
   В нем постригались и жили высокопоставленные особы, зачастую водворенные сюда насильно, что прославило Горицкую обитель как "монастырь опальных княгинь". Здесь жила некоторое время царица Анна Алексеевна - четвертая супруга Иоанна IV (ин. Дарья), вместе с ней жила здесь невестка Грозного - вторая жена его сына Иоанна - Пелагея Михайловна (ин. Параскева). Какое-то время здесь провела царица Мария Нагая (ин. Марфа), последняя супруга Иоанна IV, мать царевича Димитрия. Здесь томилась в заточении дочь царя Бориса Годунова, красавица царевна Ксения (ин. Ольга). В 1601 году здесь жили кн. Досифея Черкасская со своим племянником Михаилом, будущим первым царем Романовым, а также и его мать - инокиня Марфа. В 1619 г. здесь под надзором была кн. Елена Масальская. В 1658 г. здесь была царица Касимовская Фатьма Салтансейтовна, мать царевича Василия Ярославовича, внука хана Кучума. Здесь же томилась в заточении бывшая невеста имп. Петра II - Екатерина Долгорукая. Из стариц, принадлежавших к именитым родам, примечательны инокиня Агафья Кайбулина (урожденная Шереметева) - жена царевича Михаила Кайбулича, кн. Ирина Мстиславская, невеста царя Феодора Иоанновича, кн. Анна Голицина, кн. Анна Трубецкая, кн. Мария Воротынская, кн. Дарья Силкова, кн. Марфа Полева и многие другие.
   5 декабря 1612 года обитель была разорена польско-литовскими "лихими людьми". Скрывшиеся на время набега в Кирилловом монастыре сестры восстанавливали обитель, которая существовала в то время на царское жалование. Кроме этого были и другие благодетели, среди именитых вкладчиков упоминаются князья Шехонские, Воротынские, Голицины, бояре Шереметевы, Хитрово, Собарины, Хатунские, Стрешневы, Ошушковы и др.
   В 1693 г. случился страшный пожар, в котором погибла большая часть монастырского имущества. Остались только обгоревшие стены храмов, а их внутреннее убранство - иконостасы, утварь, облачения, книги - сгорели дотла. Такая же участь постигла все деревянные постройки. Восстанавливался монастырь при помощи Кирилловой обители.
   В царствование Петра I и последующее время монастырь стал оскудевать и старицами, и монастырскими средствами, особенно после учреждения штатов в 1764 г. Обитель лишилась земельных наделов и прежних привилегий.
   Возрождение обители в XIX веке связано с именем деятельной настоятельницы Маврикии (Ходневой), ставшей игуменией около 1810 г. Будучи духовной дочерью великого старца Феофана Новоезерского, она ввела в монастыре общежительный устав. Общая трапеза, общие труды сплотили оставшихся 40 сестер. Была арендована земля под огороды и построен кирпичный завод. Это позволило не только произвести необходимый ремонт, но и начать новое энергичное строительство.
   В 1847 г. проф. С.П. Шевырев застал в обители уже 400 инокинь. В своей книге он описывает новостроенные Троицкий собор и Покровскую больничную церковь, каменную ограду и длинные корпуса келий, пространную трапезную палату, несколько мастерских, где сестры занимались иконописью и разными рукоделиями, хлебню, поварню с чистой водой, проведенной из кладезя, странноприимницу, ледники и др. хозяйственные постройки.
   Цари и царицы русские уважали трудолюбивую Горицкую игумению. Имп. Александр I пожаловал в обитель великолепно вышитую Плащаницу, поднесенную ему гречанками Либериос. Имп. Николай I пожаловал игумении крест, осыпанный бриллиантами. Императрица Мария Феодоровна подарила в обитель св. Евангелие, обложенное золотом, а имп. Елизавета Алексеевна поднесла набор золотых Священных Сосудов.
   18 июля 1861 года матушка Маврикия преставилась, перед смертью приняв схиму с именем Мария. Ее честные останки преданы земле в Троицком храме с южной стороны. На могиле положена была черная мраморная плита, возле которой сестры молились об упокоении ее души и просили помощи у праведницы.
   На начало XX века Горицкий монастырь был третьеклассным, относился к Новгородской епархии. Имел четыре храма и три скита - Фетининский, Никулин и Зосимо-Ворбозомский, в монастыре и скитах проживало общим счетом до пятисот насельниц.
   После революционной смуты 1917 года на базе монастыря была организована сельхозартель "Колос", в которой продолжали работать и молиться монахини вплоть до закрытия обители в середине тридцатых годов. Настоятельницу игумению Зосиму после нескольких арестов расстреляли. Нетрудоспособные и престарелые насельницы общей численностью около полусотни душ были потоплены на барже в Белом озере, остальные погублены позже - расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом, уморены в лагерях в Якутии. Оставшиеся в живых сплотились вокруг единственной действовавшей церкви - Покровской Подгородней, трудились там по мере сил, там и похоронены. После войны в стенах бывшего монастыря располагался Дом инвалидов, который функционировал вплоть до 1973 года, после чего был переведен в Череповец. Церковные здания и другие строения по большей части были переданы музею, а по сути брошены на поругание. В Троицком соборе разместился сельский Дом культуры. В Введенской церкви расположилась тракторная мастерская. В Покровском храме - контора совхоза. Воскресенский собор как памятник XVI века охраняла от разрушения вялотекущая музейная реставрация.
Матушка Евфалия
   Возрождение некогда славной обители после годов запустения к молитвенной и монашеской жизни связано с именем нынешней ее настоятельницы - монахини Евфалии (Лебедевой). Десять лет назад в 1996 г. по приглашению владыки Максимилиана матушка Евфалия приехала в Горицы из Покровского Красногорского монастыря г. Золотоноша Черкасской области. Там, на Украине, начиная с 1980 г., прошла все монастырские послушания - кухарка, трапезная, церковница, алтарница, благочинная. Наша землячка, родом из г. Сокола, медик по образованию, воспитанная в вере, она избрала путь монашества. С радостью матушка вернулась на родную Вологодскую землю и всецело посвятила себя обустройству Горицкого монастыря. За труды на благо Матери Церкви в 2000 г. монахиня Евфалия была удостоена Патриаршей награды - золотого наперсного Креста.
   Начиная с 1990 г., в селе Горицы возрождается приходская жизнь, которая сосредоточилась вокруг Введенского храма у стен монастыря. Приходская община проделала громадную работу по восстановлению церкви, эксплуатировавшейся как цех по ремонту тракторов. Первая служба совершается 20 июля 1993 г. С этого же храма началось и восстановление монастыря, который получил официальный статус 6 октября 1999 г. Уже в 2000 г. был совершен первый постриг. В том же году Введенская церковь приходской общиной была передана монастырю. В 2003 г. главной монастырской церковью становится отреставрированный Покровский больничный храм, устроенный в 1831 г. кн. Параскевой Хованской, торжественное освящение которого состоялось 5 апреля. В монастыре налажено регулярное богослужение, совершаются требы.
   На сегодняшний день в монастыре живут 15 насельниц - 5 монахинь, 3 послушницы, а также трудницы. В обитель приезжают немало паломников, число которых резко возрастает в летний период. Духовная жизнь обители - это молитвенное правило, храмовое богослужение, чтение псалтири, монастырские послушания, дела духовного просвещения и благотворительности, экскурсии и прием многочисленных гостей.
   В период навигации, когда на пристань в Горицах прибывают круизные теплоходы, через село проходят группы иностранных и отечественных туристов, некоторые из которых заходят в монастырь, также сюда едут паломники со всей России. Кроме этого летом в обители гостят воскресные школы из самых разных мест, а также дети из детдомов области. Они живут небольшими группами со своими руководителями, участвуют в богослужениях и послушаниях (огород, сенокос, дрова и пр.).
Гости из Сергиева Посада
   Подобная работа не могла бы быть осуществлена без отлаженного монастырского хозяйства. Монастырь обрабатывает гектар огорода, 36 га сенокосов и 7 га сада. Имеется скотный двор, а также полсотни кур. В монастыре большинство продуктов производится своими руками, даже печется хлеб, изготавливается сыр и сливочное масло. В ближайшей перспективе предполагается устройство пасеки. Летом монастырь просто утопает в цветах.
   Активно ведутся ремонтно-восстановительные работы: помимо храмов сделан ремонт монастырских стен, ворот и башен; оборудована кухня с просторной трапезной, сестринский корпус и больничные кельи; восстановлено здание бывшей мельницы и оборудовано под гостиницу и столярную мастерскую, выстроены небольшая звонница и гараж-ангар для автотехники. Расчищаются пруды.
   На Рождество и Пасху в монастыре устраиваются праздники для детей, куда приходят все дети села Горицы и его окрестностей. Сестры проводят концерты, викторины, делается сладкий стол и раздаются подарки. Стараниями монастыря ведется просветительская работа: в Алешинской школе уже третий год преподаются "Основы православной культуры", в Горицкой школе сестры проводят музыкальные уроки и ведут занятия по программе "Истоки", в Кирилловской школе проходят тематические беседы, при Кирилловском центре досуга молодежи действует клуб православных вожатых "Ровесник", при доме-музее Бриллиантовых - клуб "Православная беседа". Издается информационный листок, готовится к изданию новый буклет о монастыре. Собирается библиотека (уже более 2 тысяч томов), в которой кроме богословской, святоотеческой и духовно-просветительской литературы имеются книги и по сельскому хозяйству, так гордостью книжного собрания считается подборка литературы по пчеловодству, начиная с 1902 г.
Постриг
   Сестры, как и встарь, занимаются рукоделием - шьют церковные облачения и монашеские одежды, реставрируют иконы. Кроме этого ухаживают за больными и престарелыми. Помогают вернуться к нормальной жизни людям, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью.
   Прибывающие в монастырь паломники могут прикоснуться к святыням обители - мощам Киево-Печерских святых, свят. Феодосия и Лаврентия Черниговских, прп. Феодосия Тотемского и Александра Свирского, блаж. Матроны Московской. В монастыре два чтимых образа Святителя Николая : один принесен по благословению Святейшего Патриарха из Москвы, а другой прославился чудесным мироточением сравнительно недавно. Особо чтится обновившаяся икона Богоматери Тихвинской, по молитвам возле которой неплодные женщины обретают радость материнства (20 случаев). Возле обители есть посвященный Тихвинской иконе Божией Матери святой источник, к которому ежегодно 9 июня совершается крестный ход с водосвятием.

Протоиерей Алексий Мокиевский,
священник Воскресенского Горицкого женского монастыря

   Богослужения в монастыре свершаются в праздничные и воскресные дни,
   утром начало в 8:00, вечером в 16:00,
   требы и экскурсии - по предварительной договоренности.



   Записки можно присылать по адресу монастыря:
   161107, Вологодская область, Кирилловский район, село Горицы, телефон 8-(257)- 58130.


Пожертвования на возрождение обители можно направлять на счет:
ИНН 3511004057; р/с 40703810612110100119 Воскресенский Горицкий монастырь;
к/с 30101810900000000644
в Вологодском ОСБ № 8638 г. Вологды филиал 7 БИК 041909644.

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православной Церкви (Московский патриархат).
Православное книжное обозрение