Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

   
   2 марта в Спасо-Прилуцком мужском Димитриевом монастыре состоялось очередное епархиальное собрание.
   По традиции перед ним был совершен молебен в нижнем храме Спасского собора обители, богослужение возглавил архиепископ Максимилиан.
   В своем докладе управляющий Вологодской епархией Высокопреосвященнейший архиепископ МАКСИМИЛИАН не только рассказал об основных событиях жизни епархии в минувшем году, но и дал им оценку, показал, как нужно относиться к различным проблемам сегодняшней церковной жизни, опираясь на учение Святых отцов.
   О финансовой деятельности епархиального управления доложила главный бухгалтер управления В.В.Накрошаева. Выступили также главный редактор епархиальной газеты "Благовестник" А.К.Сальников, ректор Вологодского православного духовного училища иерей Алексий Сорокин. Деятельность епархиальных комиссий анализировал координатор комиссий иерей Александр Лебедев, ключарь архиерейского Покровского подворья. Благочинные информировали собрание о положении в своих благочиниях. Диакон Николай Пименов, помощник секретаря епархии, рассказал о деятельности и решениях епархиального совета.
   После подведения итогов собрания выступил хор регентского отделения ВПДУ (регент - инспектор отделения И.А.Маринкина).

Доклад управляющего епархией
архиепископа Максимилиана

   Всечестные отцы, возлюбленные братья и сестры. Паки и паки приветствую вас на собрании. Прошел еще один год нашей жизни, еще на год мы приблизились к вратам вечности. Всем нам предстоит дать отчет, как мы жили на земле, каждый из нас должен думать о том, как сподобиться доброго ответа на Страшном судище. Мы знаем, что все святые сподобились доброго ответа, поэтому мы должны следовать их путем. А для этого надо, конечно, читать их жития и их творения, в которых описывается, как они переносили искушения, как они их преодолевали, как они достигали Царствия Небесного.
   В то же время, если мы не будем следовать их примеру, то весь труд, который мы подъяли на себя, может оказаться пустым. Я вспоминаю случай, который был описан в житии Антония Великого. Когда он беседовал с одним монахом, к нему пришла из пустыни подвижница, которая питалась одной просфорой в день, всю жизнь посвятила молитве, бдению, чтению Библии. И святой ее спросил: стали ли ее друзья как враги, стала ли ее скудная пища как обильная, стало ли ее бдение как полный сон. Оказалось, что нет. И тогда он сказал страшные слова: "Иди, ты ничего не имеешь".
   Страшно услышать каждому из нас такие слова в сей жизни, но еще страшней, если мы это услышим на Страшном суде. В сей жизни мы имеем возможность исправиться, а там уже исправления нет. Авва Исидор говорит, что под конец человек будет плакать о том, что не нашел пути святых, дабы работать на нем. Для того, чтобы нам не плакать, нам надо следовать примеру святых отцов. А святые отцы не только постились, не только молились, но они и смирялись, потому что труд без смирения ничего не дает. Иоанн Лествичник писал, что Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения. А авва Варсонофий и Иоанн Пророк писали, что истинный труд не может быть без смирения, ибо сам по себе труд суетен и не вменяется ни во что. И внешние дела, которые мы делаем, они только должны помогать нам в приобретении смирения. Если же мы приобретаем гордость и самомнение, то этот труд нам никакой пользы не приносит.
   Иоанн Пророк пишет, что Бог не любит лености, Бог любит тружеников. И поэтому мы трудимся и стараемся при этом приобретать смирение. И за прошедший год у нас есть довольно неплохие показатели внешней деятельности.    

Некоторые статистические данные

   Количество приходов у нас сейчас 102. Произошло некоторое сокращение приходов: если в 2003 было 105, в 2004 - 101, то сейчас 102 прихода. Число монастырей стабильно - 4. Количество духовенства у нас возрастает: в прошлом году было 83 священника, в этом - 88, было 33 дьякона, а стал 31. Хиротоний было 6 дьяконских и 6 священнических. Из других епархий к нам никто не перешел, но в другую епархию убыл один человек. За штатом у нас сейчас 15 человек, то есть на два человека больше, чем в предыдущем году, и на семь человек больше, чем в 2003 году. Под запретом у нас сейчас 12 человек. Были награждены 25 клириков (в предыдущем году - 26) и 60 мирян (в предыдущем году - 52).
   Количество причащений осталось на уровне 93 тысяч, число крещений возросло с 17200 до 18000, число венчаний уменьшилось с 500 до 460, число соборований возросло с 6500 до 7100, а количество отпеваний уменьшилось с 14800 до 11800.

   Основные события года

   В первую очередь - это участие в Международных образовательных Рождественских чтениях в Москве; как всегда, довольно большая группа священников и мирян участвовала в этих Чтениях, и я думаю, что это приносит немалую пользу.
   Был освящен построенный в Харовске храм преподобного Серафима Саровского, это единственный престол в епархии, посвященный преподобному Серафиму. Также был освящен храм Святой Троицы в селе Шуйском Междуреченского района. Настоятель этого храма отец Алексий Биденко приложил немалые усилия, чтобы храм построить, и освящение стало большим событием для Шуйского.
   2 февраля Вологду посетили святые мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары, они были помещены в кафедральном соборе, и народ до позднего вечера прикладывался к ним.
   В прошлом году прошли епархиальное собрание и Димитриевские образовательные чтения, а также малые Димитриевские образовательные чтения. Состоялись фестивали православного пения и авторской песни, посвященные дню святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
   А 10 июля уже в пятнадцатый раз состоялся крестный ход в день всех Вологодских святых.
   Конечно, самое радостное событие прошедшего года - это то, что была обретена Смоленская икона Божией Матери "Одигитрия", похищенная из Устюжны в 1994 году. Она была найдена в Лондоне в частной галерее, владелец которой вернул чудотворный образ в Москву. Президент В.В. Путин передал образ Святейшему Патриарху Алексию и сейчас икона находится в Храме Христа Спасителя, у мощей святителя Филарета Московского. В дальнейшем, мы надеемся, она вернется на землю вологодскую.
   31 октября, как обычно, состоялся крестный ход в честь избавления Вологды от моровой язвы.
   4 ноября мы впервые праздновали День народного единства. В общем, я считаю, празднование прошло неплохо, хотя на местах кое-где к празднику отнеслись безответственно. Надо сделать выводы и в следующий раз этот праздник провести более торжественно. Это прекрасный способ напомнить людям о роли Русской Православной Церкви в истории нашего государства в самый критический момент, и это способ находить контакты со светской властью.
   10 декабря проводилась конференция, посвященная десятилетию образовательной программы "Истоки" в нашей области. Эта программа может заменить "Основы Православной культуры", об этом мы получили официальное письмо за подписью архимандрита Иоанна Экономцева, председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
   В прошлом году мною было отслужено 115 Всенощных бдений, из которых 75 - в Вологде, 105 Божественных литургий - в Вологде. Освящены 4 храма: 2 - в Вологодской епархии и 2 за ее пределами по приглашению Святейшего Патриарха. Все поездки заняли у меня 98 дней, было преодолено более 23 000 километров.

   О Леушинских стояниях

   Одна из серьезных проблем, которые начинают лихорадить нашу епархию, - это так называемые "Леушинские стояния" на берегу Рыбинского водохранилища. Они были впервые проведены восемь лет назад по благословению протоиерея Александра Куликова. Инициатором стояний был протоиерей Геннадий Беловолов из Санкт-Петербурга, и с ним было всего 3-4 человека. На следующий год приехало 15 человек, потом - 50, потом - 100, количество паломников постоянно росло. Но об этих стояниях я узнал совершенно случайно не от благочинного, не от духовенства, а от простых верующих и из СМИ.
   Люди с восторгом рассказывали о том, как эти стояния проводятся. Но меня это несколько опечалило и озадачило. Во-первых, там господствует такой дух экзальтации, желание чего-то необычного. И стояния проводились необычно: люди молились ночью на берегу Рыбинского водохранилища перед Поклонным крестом. Странно, что начиналось все это с концерта, потом шел крестный ход на берег Рыбинского водохранилища, и там начиналась молитва. Там какие-то необычные вещи происходили: отплывали на лодке и пускали поминальные записки по воде, совершали какой-то чин "богородичное лобзание"...
   Проводились они в ночь с 6 на 7 июля, то есть время Всенощного бдения на Рождество Иоанна Предтечи и Божественной литургии. Смотрю на фотографии стояний - снят крестный ход, и на снимке я с трудом нашел одну-единственную икону Иоанна Предтечи, а остальные - это все иконы Леушинской Божией Матери. Кстати, если вы посмотрите наш церковный календарь - такой иконы там нет. Эта икона не канонична, она не принята Русской Православной Церковью. Это первое, что настораживает, - какое-то самочиние. И когда я с протоиереем Геннадием беседовал, он с гордостью сказал, что у него на Леушинском подворье в Санкт-Петербурге написана самая большая богородичная икона: не то два с половиной, не то три метра. И эта икона - Леушинская, которая еще не прославлена Русской Православной Церковью. Примеров подобного самочиния можно привести множество.
   Во время Леушинских стояний в 2005 году во время Всенощного бдения отец Геннадий куда-то удалился. Потом выяснилось, что он сел в лодку, поехал и где-то на Рыбинском водохранилище установил крест "на водах". Его как-то заякорили, поставили, и он плавал на воде. У меня возник вопрос: пусть даже этот крест постоит какое-то время на том месте, но потом придет зима, встанет лед, и весной ледоходом крест куда-то унесет. То есть он обречен на попрание! Когда осенью место Леушинского монастыря оголилось от воды, появилась возможность совершить туда паломнический полет. И когда мы прилетели на это место, то там никакого креста ни на месте монастыря, ни на воде мы не видели.
   Или другое самочиние его: после того, как завершилась Литургия, был организован концерт в Череповце. Концерт вел отец Геннадий, и в конце он предложил пойти на то место, где было Леушинское подворье. В шествии участвовали около ста человек, шли с пением, с иконами - в общем, происходило массовое мероприятие, которое напоминало крестный ход. Причем это не было ни с кем согласовано, не была обеспечена безопасность людей - некоторые шли по проезжей части. Слава Богу, что никто не пострадал. А если бы что-то случилось, спросили бы с Воскресенского архиерейского подворья, которое ходатайствовало о выделении помещения для концерта. Доверив все отцу Геннадию, настоятель подворья протоиерей Алексий Алин сам не проконтролировал, что там происходит. Еще один пример. Недавно отец Геннадий установил в Дарвинском заповеднике в связи с его юбилеем голбец, или, как он еще называет это сооружение - микро-часовню. Это такая иконочка под крышей. Но ведь известно, что часовни устраиваются с благословения правящего архиерея. Я об этом узнал уже постфактум, когда мне показали фотографию. И что еще интересно, там написано: "От Леушинского подворья".
   Но Леушинского монастыря нет; как может существовать подворье, если нет обители? Но у отца Геннадия все может быть. Он сам решает, у него Леушинский монастырь стал Лаврой, Леушино стало пятым уделом Божией Матери...
   Мы не один раз обсуждали его поведение на епархиальном совете, и духовенство высказывало неприятие таких фактов. Пришлось отправить митрополиту Владимиру письмо с описанием самочинных действий отца Геннадия Беловолова. Но народ-то ходит на эти стояния. Почему? Мне кажется, потому, что люди верующие очень привязаны к броским, внешним вещам. Я помню, как мне взахлеб рассказывали о том, как во время одного крестного хода вокруг солнца наблюдали радугу среди дня. И в таком восторге люди были, что видели радугу. Конечно, это поражает воображение; но посмотрим, что пишут святые отцы - они, наоборот, старались даже закрывать глаза, чтобы не видеть подобных необычных явлений. Когда одному святому явился ангел и сказал, что он послан Богом, святой ему отвечал: "Ты, наверное, ошибся, я не достоин того, чтобы мне был послан ангел". Но думаю, если бы на Леушинские стояния послан был ангел, все сразу бы возрадовались: "Вот какие мы достойные, что Господь послал нам ангела".

   Надо крепить традиции, а не искать новизны

   Почему это происходит? От незнания правил духовной жизни. Отчего все это происходит? От того, что мы не читаем святых отцов. Ведь святые отцы не пытались создать чего-то нового, они все жили в той традиции, которая была установлена Церковью на протяжении веков. Почитайте жития преподобного Серафима Саровского, оптинских старцев. Что они нового создали? Ничего. А нас, наверное, не удовлетворяет уставной чин богослужения, потому что мы другого духа. Мы не можем свой дух изменить и направить на то, что читается и поется в храмах. Может, потому, что читается и поется у нас в храмах весьма и весьма неважно. Сколько раз я говорил, чтобы обращали внимание на чтение и пение в храмах - и ничего не делается. Вероятно, батюшка стоит и в это время думает не о том, что поется, а о чем-то своем. Наверно, так же и народ наш - стоит и думает о чем-то своем. Поэтому им не интересно, что читается, что поется в храме, они думают, когда же это кончится....
   А на Леушинских стояниях - там молятся ночью, там много необычного, яркого, привлекательного. Но эти яркие привлекательные вещи не способствуют молитве. А Спаситель сказал, что царствие Божие нудится, то есть приобретается трудом. Значит, надо прилагать труд на молитве, на службе, чтобы понять, чтобы почувствовать красоту нашего богослужения, красоту нашей молитвы. Серафим Саровский ушел в пустыню и там часами молился, так что иной раз придут к нему пустынники для совета, видят, что он молится, постоят полчаса-час и уходят. Он находил в этом сладость, он находил в этом смысл жизни. И он сам говорил, что молитва - это путь к Богу.
   А стремление к внешним вещам свидетельствует, что у нас молитвы еще нет, мы ищем чего-то не внутри себя, а вне себя. Макарий Великий говорил, что ни на небе, ни на земле нет ничего столь прекрасного, как душа человеческая. И вот открыть эту душу мы в себе не можем.

   Указывать пути к спасению

    Один священник в годовом отчете пишет, что цель приходской жизни он видит в богослужении. Но мы можем к богослужению относиться чисто внешне, когда человек телом на богослужении, а духом неизвестно где. Такое богослужение приносит мало пользы. Даже Таинства, если мы относимся к ним неподобающим образом, могут принести не пользу, а вред. Например, если мы причастились недостойно: мало того, что мы можем быть наказаны, мы можем даже умереть от этого. Ведь апостол Павел пишет "Да испытывает себя человек и тако приступает".
   Что такое пост - всем понятно: воздержание в пище. Но этого недостаточно для того, чтобы пост сделать похвальным. Истинный пост - удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления. Или поклоны. Феофан Затворник пишет, что если совершать поклоны без внимания, то мы являемся тростью, ветром колеблемой. Так же и богослужение: если нет при этом молитвы, если нет сокрушенного сердца, то воспринимать цель приходской жизни как богослужение - это не совсем верно.
   Цель приходской жизни - это указание пути к спасению. А путь к спасению в первую очередь - внутреннее устроение человека. Варсонофий Великий говорил: "Если внутреннее делание с Богом не поможет человеку, то всуе трудится во внешнем". Святой Агафон говорил: "Телесное делание - только лист, внутреннее же, то есть умное - это плод".
   Уповать на внешнюю сторону богослужения ошибочно. А вот молитва покажет, какова наша внутренняя духовная жизнь. Если она внимательная, если она с сокрушенным сердцем - мы на верном пути. Если она рассеянная, с гордостью и с тщеславием, то толку от этой молитвы немного. И духовенство должно как раз этому учить прихожан.
   Рекомендую и священникам, и мирянам читать святых отцов. Они именно об этом говорят, они к этому призывают - к внутреннему деланию, к этой основе нашей духовной жизни. В наше время не читать святых отцов может только ленивый. А без чтения святых отцов и молитвы христианин делается соляным столпом.
   А то, что такая опасность есть, могу прямо сказать. Если священник не переживает за то, как поет хор, как читает чтец, если во время службы у него звонит мобильный телефон, то я могу сказать, что такой священник вряд ли внимательно молится у престола. А если он не умеет молиться, то сможет ли он прихожан научить молиться?
   К сожалению, я об этом говорю уже не первый раз, но ситуация в лучшую сторону меняется очень вяло.
   Спаситель сказал: "Если ты хочешь помолиться, войди в комнату твою и затвори дверь твою". По толкованию святых отцов войти в комнату - значит уединиться в храмине души. У евреев была такая потаенная комната, куда они уходили для молитвы, где их ничто не отвлекало. Но для современного понимания, я думаю, это будет не совсем точное толкование. Надо еще добавить душу, то есть собрать все мысли и устремить их в главу, отвлечься от мирского, от временного, чтобы стремиться к Богу. Затворить дверь свою - значить надо ограничить воздействия на наши телесные чувства. Если священник не затворяет своих дверей, служит с включенным телефоном, то это говорит о том, что он не молится так, как должно молиться священнику.
   Вот такие печальные выводы приходится делать о современном уровне и христиан, и духовенства.

   Недостатки повторяются из года в год

   Молчать об этих недостатках нельзя. Иоанн Лествичник пишет: "Опечаливай до времени недугующего, чтобы не закоснел в недуге и не умер от проклятого молчания". В другом месте он пишет: "Многие принимали молчание кормчего за признак благополучного плавания". А если плавание было неблагополучно, а кормчий молчал, мы можем только предполагать, чем закончилось это плавание.
   Внешним проявлением нашей дисциплинированности, нашей духовности являются годовые отчеты. Не все, к сожалению, сдают их вовремя, не все составляют полно, как требуется, не все дают объективные данные. Например, один из вологодских храмов в бухгалтерском отчете сообщает, что распространили духовной литературы на 3 000 рублей. То есть в день на 7-8 рублей. У меня два мнения: либо настоятель небрежет о духовном наставлении своих прихожан, то есть у него очень узкий выбор литературы, либо эти данные - фиктивные. Видимо, литература берется где-то со стороны, а в отчете отражена продажа только тех книг, что взяты в епархиальном управлении.
   В прошлом году было проверено 12 храмов, и только один меня порадовал - это Успенский храм города Вологды (настоятель - иерей Андрей Смирнов), к нему были чисто формальные замечания. Остальные результаты проверки (например, храма Покрова "на Козлене") меня просто огорчили.
   В своем Обращении к епархиальному собранию города Москвы Святейший Патриарх пишет, что дисциплину он будет поднимать с помощью взносов в Патриархию. Для приходов дисциплинированных они определены в 10 процентов, а те храмы, в которых систематически допускаются нарушения, будут вносить гораздо больше.
   У нас размер взносов в епархиальное управление колеблется от 2 до 11 процентов. Сейчас эти цифры будут повышаться, особенно в тех храмах, где нет церковной и финансовой дисциплины, где неправильно ведется бухгалтерский учет. Такие штрафные санкции уже начались. Как говорят святые отцы: там, где много гнилости, нужно применять серьезное средство - врачевство прикладывать приличное недугу.. Все-таки не все такие, как храм Покрова на Козлене.
   О недостатках бухгалтерского учета и делопроизводства много говорилось на прошлом епархиальном собрании; к сожалению, нарушения остались практически те же самые.
   Хотелось бы обратить внимание на то, что недостаточно активно исполняются решения епархиального совета. 20 октября мы приняли решение о том, чтобы от благочиний регулярно поступали материалы для публикации в "Благовестнике". Прошло пять месяцев, и поступил один-единственный материал от отца Андрея Пылева, больше ни от одного благочинного не поступило ничего.
   Некоторые скажут, что тяжело писать. Да, трудно, но очень полезно. Полезно покопаться в святоотеческой литературе, суметь изложить свою мысль четко, ясно. Получается очень интересный материал. Когда в "Красном Севере" еженедельно публиковались небольшие проповеди под рубрикой "Слово пастыря", то некоторые сотрудники редакции эти материалы вырезали и сохраняли - им очень это нравилось. Так что не думайте, что это никому не интересно, надо писать: это полезно и для вас, и для прихожан.

   О духовном училище

   Беспокоит, что из года в год идет уменьшение абитуриентов. В 2003 году поступало 20 человек, в 2004 - 17, в 2005 - уже 12 человек. Это, я скажу, недоработка в первую очередь наших настоятелей. У меня встает вопрос: с кем они работают, если некого рекомендовать в духовное училище? Не надо говорить, что молодежь плохая. На Димитриевских чтениях мы беседовали с профессором Александром Васильевичем Камкиным о студентах, которые у него на отделении учатся. Есть замечательные люди, но они почему-то идут в институты, а не в храм. Я думаю, здесь наша вина немалая.

   О епархиальных комиссиях

   Хотелось бы отметить активную работу некоторых наших комиссий, в первую очередь - комиссии по религиозному образованию. Произошла смена секретаря, И.В. Македонская перешла в другую сферу работать, и теперь комиссию возглавляет Л.В. Федченко. Мне нравится, как поставлено дело, идут проверки воскресных школ, продолжается аттестация преподавателей воскресных школ. Кстати, Вологодская епархия - одна из немногих, которая такую аттестацию вела. И на Рождественских чтениях этот опыт оказался очень востребован. Она отмечает, что выросло количество воспитанников воскресных школ. Но она просит, чтобы духовенство поддерживало эти школы, благочинных инспекторов. Еще одна проблема - низкое материальное обеспечение, надо думать о повышении материального уровня сотрудников наших воскресных школ.
   Довольно активно работают информационно-издательская комиссия, комиссия по церковному искусству, реставрации и строительству под руководством игумена Дионисия, а также комиссия по взаимодействию с исправительными учреждениями (секретарь - иерей Александр Лебедев), по взаимодействию с вооруженными силами (протоиерей Андрей Пылев).

   О благочиниях

   В минувшем году мы оценили деятельность благочиний по нескольким критериям - представление отчетности в срок, отсутствие и величина задолженности перед епархией, выполнение наших распоряжений и циркуляров. Лучшим по всем показателям стало Центральное благочиние под руководством протоиерея Георгия Иванова. Это один из самых активных благочинных, который, несмотря на возраст, на немощи, постоянно ездит по благочинию, не оставляя приходы своей заботой. Больше половины священников благочиния - его духовные чада, он их воспитал, и теперь они под его руководством трудятся и стараются его не подводить. Чуть-чуть отстали монастыри (благочинный - игумен Дионисий), третье место у Вологодского благочиния, далее - Харовское, Череповецкое, Великоустюжское и Белозерское. В этом году я решил так: те деньги, которые нам выделила "Северсталь", будут распределены между теми благочиниями, которые заняли первые три места. И мы с благочинными будем решать, какому храму и сколько дать на реставрационные работы. И в будущем будем делать точно так же.
   Некоторые предъявляют справедливые претензии к епархиальному управлению: порой поздно материалы отсылаем, где-то что-то не учитываем.... Но надо учесть, что за 10 лет у нас объем переписки увеличился в пять раз: в 1995 году было 786 входящих и исходящих документов, в 2005 - 3549. За этой массой можно что-то упустить, чего-то не успеть сделать. Старайтесь особо не взыскивать, а если вопросы есть - звоните, выясняйте.

   О Горицком монастыре

   В нашей епархии один женский монастырь - Горицкий, но почему-то сюда не направляют настоятели вологодских храмов желающих иноческого жития. Послушниц из Вологды я встречал в Толгском монастыре, в Хотьковском, в других обителях, а в Горицком - нет. Отцы, если у вас есть желающие жить в монастыре, то почему вы игнорируете обитель, которая находится на территории Вологодской области? Чем она провинилась перед вами? Приходит лето - и многие приходы стараются направить туда ребят из воскресных школ, из детских хоров... А вот если какая-нибудь девушка или женщина решила идти в монастырь - мы её куда угодно отправляем, только не в Горицы. Один настоятель, как мне рассказали, так заявил своим прихожанкам, которые хотели поступить в Горицкий монастырь: "А вам там делать нечего". Он там не жил, монастырской жизни не знает, но тем не менее берет на себя смелость так решать. Так нельзя, отцы. И если есть у вас желающие иноческого жития - направляйте к матушке Евфалии, а там - как Бог даст.

   Заключение

   В заключение хотел бы напомнить слова святого праведного Иоанна Кронштадтского: "Нынешний страшный упадок веры и нравов весьма много зависит от холодности к своей пастве всего священнического чина". По мнению людей духовных, и революция произошла по этой самой причине - от холодности к своей пастве всего священнического чина. От этого - падение нравов, а как следствие - революция. На нас лежит огромная ответственность за то, что будет с нашей страной. Ибо Господь определяет будущее по духовности народа. И не надо унывать от того, что нас мало, что мы такие немощные. Вот что говорит святитель Игнатий (Брянчанинов): "Не сочувствие к нашей праведности, нашим достоинствам привлекает к нам Господа, но Его милосердие к нашей греховности и немощи, нами сознаваемой и оплакиваемой". Если мы будем стараться так жить, я верю, Господь не оставит Руси без своего попечения, без Своей помощи.

Священнослужители - участники епархиального собрания.
Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь. 2 марта 2006 г.

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий