Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

   


Не в силе Бог, а в правде!

   Участие Русской Православной Церкви в Великой Отечественной войне советского народа против немецко-фашистских захватчиков до сих пор остается одной из малоизвестных страниц отечественной истории. Причин тому может быть немало, но, на наш взгляд, главная из них - отсутствие достаточно полной информации на эту тему в открытой печати на протяжении многих десятилетий, в течение которых государство занимало явно антицерковные позиции.

Передача армии танковой колонны имени Димитрия Донского

   Даже в фундаментальном семисотстраничном труде "Русское православие: вехи истории", (М., Политиздат, 1989) этому исключительному по своему значению периоду нашей истории уделяют всего... две страницы.
   На них маститые ученые пытаются дать свою трактовку тому не весьма приятному для тогдашних властей факту, что в годы Великой Отечественной войны авторитет Православной Церкви в народе неизмеримо возрос. Оказывается, жесточайшие испытания, в том числе многомиллионные потери, которые понес советский народ в годы войны, толкали людей в лоно Церкви (видимо, податься им более было некуда). А с другой стороны, церковные иерархи показали себя истинными патриотами своей Родины. Почему произошла такая метаморфоза с упомянутыми иерархами, до войны почитавшимися властями "мракобесами", а зачастую и "врагами народа", ученые мужи умалчивают. Умалчивают не без основания: иначе пришлось бы сообщить любопытным читателям, что Русская Православная Церковь в годины тягчайших испытаний, выпавших на долю России, всегда была на стороне народа. Такое признание, похоже, не укладывалось в рамки их "объективности" и "научности". Ну, да Бог с ними!
   Публикация, которую мы предлагаем нашим читателям, основывается на той информации, которая появилась в годы войны в изданиях, публиковавшихся с ведома и одобрения официальных советских властей, и позднейших воспоминаниях представителей православного духовенства.
   Напомним, что со смертью Святейшего Патриарха Тихона в 1925 году по 1943 год Русскую Православную Церковь возглавлял Местоблюститель Патриаршего престола Блаженнейший Митрополит Московский и Коломенский Сергий. Именно он в первый же день войны выступил с обращением к духовенству и прихожанам, в котором, в частности, говорилось:
    "Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий народный подвиг.

Народ молился о победе над немецкими захватчиками

   Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: "Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя". Душу свою полагает не только тот, кто будет убит на поле сражения за свой народ и его благо, но и всякий, кто жертвует собой, своим здоровьем или выгодой ради Родины... Путем самоотвержения шли тысячи наших православных воинов, полагавших жизнь свою за Родину и веру во все времена нашествия врагов на нашу Родину. Они умирали, не думая о славе, жертвовали всем и самой жизнью своей. Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу".
   Молитвенный подъем и уверенность в победе были связаны с верой, что "не в силе Бог, а в правде", как говорил святой благоверный князь Александр Невский. Были изданы "Молитвы, читаемые за литургией в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны 1941-1942 гг.", и "Молебен в нашествии супостатов...". Не оставляла Церковь в своей молитве и "тех, кому Господь судил положить на брани души своя". Молитва эта не была тщетной.
   Приходские общины, охваченные патриотическим воодушевлением, отдавали государству крупные денежные пожертвования, причем пожертвования эти поступали из всех храмов без исключения. Верующие не жалели средств для Красной Армии и для обороны страны.
   В Новосибирске верующие и духовенство собрали 110 тысяч рублей на строительство самолетов сибирской авиаэскадрильи "За Родину". На денежные средства Церкви была создана также эскадрилья имени Александра Невского.
   30 декабря 1942 года Патриарший Местоблюститель Блаженнейший Митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился к архипастырям, пастырям и прихожанам с призывом: "Повторим от лица всей нашей Православной Церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии вместе с нашими молитвами и благословением вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского".
   Вся Церковь откликнулась на этот призыв. Крупные сборы прошли в Вологде, Казани, Саратове, Перми, Уфе и других городах. На постройку танковой колонны имени Димитрия Донского духовенством и верующими всего было собрано свыше 9 миллионов рублей и большое количество золотых и серебряных вещей.
   В одном храме Ленинграда какие-то неведомые богомольцы принесли и сложили у иконы св. Николая пакет в укромном месте; в пакете оказалось около 150 золотых десятирублевок дореволюционной чеканки. Они были немедленно снесены в банк на нужды обороны.
   В январе 1943 года появилось указание об открытии специального счета в Государственном банке СССР для Русской Православной Церкви.
   В храмах Ленинграда было собрано более пяти с половиной миллиона рублей. Верующие города Горького собрали более четырех миллионов рублей. Когда об отзывчивости верующих Горького было доложено Митрополиту Сергию, на извещении последовала такая резолюция Блаженнейшего: "Браво. Нижний Новгород не посрамил Мининскую память".
   В Саратове в течение одного 1943 года на нужды, связанные с войной, было внесено в отделение Госбанка от церквей и священнослужителей два миллиона 338 тысяч 776 рублей. В Орле, по освобождении его от немцев, с сентября 1943 года по июль 1944 года внесено в отделение Госбанка от церквей и священнослужителей два миллиона 51 тысяча 546 рублей, а продуктов и вещей - на 244 тысячи рублей.
   В 1944 году каждая епархия прислала в Синод отчет о своей деятельности и о сборах средств на военные нужды. По предварительным подсчетам выяснилось, что взносы общин Русской Православной Церкви составят около 200 миллионов рублей.
   Не надо думать, что патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в тот период заключалась лишь в сборе средств и вещей на нужды обороны. В начальный период войны под пятой оккупантов оказались обширные районы страны, на которых проживали миллионы советских людей, в том числе и немало священнослужителей. В развернувшейся на захваченных врагом территориях партизанской войне приняли участие не только миряне, но и лица духовного звания. И они не остались без архипастырского попечения.
   Обращаясь к ним, Патриарший Местоблюститель, а с сентября 1943 года - Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий, писал, что известия "о подвигах партизан доходят и до нас, немало и нас воодушевляя на всенародное дело. Пусть ваши местные партизаны будут для вас не только примером и одобрением, но и предметом непрестанного попечения ... Участник партизанской войны не только тот, кто с оружием в руках нападает на вражеские отряды, участник и тот, кто доставляет партизанам хлеб и все, что им нужно в их полной опасности жизни; кто ходит за ранеными и прочее. Помоги Бог и вам внести в общенародное дело все, что каждому посильно и подручно ... Будем все мужественны. Скажем нашим врагам: "Страха нашествия не убоимся, ниже смутимся. Хотя бы вы и снова собрались с силами, снова побеждены будете" (Ис. 8, 12, 9), яко с нами Бог! Тому слава и держава и победа во веки. Аминь!".
   Многие храмы в тылу врага становились подлинными центрами национального самосознания, так как они были подчас единственным местом, где мог собираться народ, не вызывая при этом подозрения у оккупационных властей.
   Десятки и десятки священнослужителей, участвовавших в борьбе в тылу врага, удостоились боевой медали "Партизану Отечественной войны" и других наград.
   Родина высоко оценила патриотические труды православных людей. Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий и группа ленинградского духовенства были награждены медалью "За оборону Ленинграда", а митрополит Крутицкий и Коломенский Николай и несколько московских священников награждены медалью "За оборону Москвы". Значительное количество духовенства и мирян были отмечены государственными наградами за активную борьбу с врагом и добросовестный труд в тылу.
   А когда на планете воцарился долгожданный мир, Русская Православная Церковь устами Святейшего Патриарха Алексия призвала своих чад "радостно приняться за труд - тяжелый, но созидательный".

Подготовил Николай Гусев,
г. Грязовец

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий