Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

   
<< Назад обзор номера | № 7-9 2005г.

Бельгия далекая и близкая

   11 сентября, в праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи, игумен Дионисий с братией и прихожане Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря, волнуясь, встречали двух архиереев Русской Православной Церкви: архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана и нашего гостя архиепископа Брюссельского и Бельгийского Симона.


Архиепископ Брюссельский и Бельгийский СИМОН
(Фото Инны Македонской)

   Архиепископ Симон возглавляет Брюссельскую и Бельгийскую епархию Московского Патриархата с 1987 года, а в 1991 году ему вверена во временное управление еще Гаагская и Нидерландская епархия (в Голландии). В Западной Европе православная диаспора (от греч. рассеяние) достаточно велика. На ее территории действуют сейчас около 200 русских приходов, в том числе и под юрисдикциеей Московского Патриархата.
   Богослужение проходило в верхнем, просторном и светлом храме Спасского собора. Праздничная Литургия была сосредоточенной и торжественной, и в тоже время радостной и единодушной. Проповедь произнес игумен Дионисий (Воздвиженский). Было много желающих приступить ко Святой Чаше. После окончания Литургии архиепископ Симон выразил слова благодарности владыке Максимилиану за благословение посетить нашу епархию, за возможность прикоснуться к святыням древней Вологодской земли, о них он по возвращении будет рассказывать своим прихожанам в Бельгии. В последние десять лет, как сказал владыка Симон, прихожан в храмах его епархии становится больше. В начале его служения храмы мало наполнялись молящимися, так как дети и внуки первых русских эмигрантов становились людьми более европейского склада и мышления. Сейчас многие наши соотечественники по различным причинам выезжают за рубеж. Вера - это то, что их объединяет, помогает выстоять в трудных обстоятельствах, не потерять связи с Родиной. Этим людям необходимо пастырское окормление.
   Трогательно было наблюдать, как некоторые наши прихожанки вздыхали и крестились, когда владыка Симон рассказывал, что в школах Бельгии, стране по преимуществу католической, если хотя бы один ученик выражает желание изучать основы православной веры, государство оплачивает труд учителю. Или когда приезжий архиепископ говорил о том, что в Европе становится все более распространенным явлением эвтаназия - самоубийство руками врача, когда в тяжкий грех вовлекаются сразу два человека. Бельгия представала далекая, и близкая. Далекая по расстоянию и своим особенностям жизни, близкая в наших общих радостях, боли и достижениях, близкая в молитве, собирающей нас от "всех концев земли и сущих в мори далече".
   Прощаясь, владыка Симон признавался, что, хотя ему доводится служить в великолепных храмах столицы, не всегда удается участвовать в столь прекрасном богослужении. Благодарил владыку Максимилиана, певчих монастырского хора, немногочисленного, но слаженного, за гармоничное, стройное пение, благодарил за помощь своих иподьяконов (в тот день ему сослужили учащиеся ставленнического отделение Вологодского духовного училища).
   Владыка Максимилиан, отвечая, поздравил архиепископа Симона с праздником, сказал, что рад приветствовать его на земле Северной Фиваиды, земле, где жили некогда "заволжские старцы", "нестяжатели". И что такое богослужение, какое совершалось в храме, совершается каждый воскресный и праздничный день (разве что два архиерея не всегда, конечно, служат), имея в виду молитвенный настрой, пение хора, дьяконское и иерейское служение. Здесь и до сих пор сохраняется тяготение не к внешней роскоши, а более всего внимание к молитве, строгому хранению уставов и стремление следовать святоотеческим заветам. Ведь Господь приходит не в огне и землетрясении, а в "веянии тихого ветра" (3 Цар. 19, 12), и Спаситель явился на землю в образе странствующего проповедника, не имевшего, "где главы подклонити" (Мф. 8, 20). Владыка сказал, что главные силы он сам и те, кто ему сослужат, разделяют его труды, прикладывают к сохранению этих традиций, чтобы тихий дух молитвы всегда веял над нашей землей.
   Архиепископ Максимилиан выразил надежду, что пребывание в нашей епархии, посещение её святых мест принесет владыке Симону утешение и укрепление сил для дальнейшего служения, которое он несет за послушание Святой Церкви вдали от Родины.
   А для всех присутствующих в храме и молившихся утешением было видеть благородство общения двух русских архиереев. Искреннюю теплоту встречи, заботливость, радость сослужить, взаимную благодарность и стремление уступить друг другу первенство. Думалось, что сословие, которое прежде называли "благородным", было сметено октябрьской коммунистической волной и частью рассеяно по свету, частью уничтожено, и теперь этого качества очень не хватает отдельным гражданам и обществу в целом. Живя в Церкви, крепнешь в убеждении, что нам, православным людям, в ней подается всё, чтобы это качество в себе поддержать, или вновь воспитать (по книгам духовным и на живом примере) и, что особенно важно, явить миру, потому что оно не должно быть утрачено для России, потому что какое родство может быть более добрым, благим, как не родство с Отцом Небесным. Отрадно было слышать, с какой теплотой каждый из архиереев говорил о своей пастве и о епархии - той земле, которую Господь сподобил им духовно окормлять. Эта привязанность к своему, особенно близкому и дорогому, нас не разделяет - наоборот, учит любить и близких, и далеких, и весь сотворенный Богом мир; ведь Церковь - это школа жизни и школа любви.
   Удивительная атмосфера открытости и доверия царила в тот день. В храме присутствовали архиереи, священноиноки, миряне, но не чувствовалось никакой кастовости. Наоборот, ясно понималось, что в одном Небесном Отце все люди между собой братья и сестры; все - Его дети и состоят с Господом в первой степени родства. Поэтому в земной Церкви, которая есть отражение Царства Небесного, мы стараемся строить по сути семейные отношения. По словам Святейшего Патриарха Алексия II, власть в Церкви - это "власть любви". И если Спаситель был среди своих учеников "как служащий" (Лк. 22, 27), то и мы служим друг другу каждый тем даром, который получили. Это служение всех всем, ради одной цели - общего спасения.
   Церковное торжество завершилось. Теплый, сентябрьский день осенял обитель своим мягким, прозрачным светом. Владыку Симона ждали три дня интересной, насыщенной программы посещения нашей епархии. А богомольцы монастыря, не спеша, расходились, останавливаясь, чтобы еще послушать дивный прилуцкий звон, оглянуться на величественный Спасский собор, где вскоре заканчивались богослужения в верхнем храме, напоминая, как всё же коротко наше северное лето. Но все уносили с собой чистую радость духовной встречи, общения в любви и силу единодушной, высокой молитвы.

Ольга Чистова

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).