Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

   
<< Назад обзор номера | № 7-9 2005г.

Светлый мир

   Зная дату открытия выставки картин отца Сергия Колчеева, пыталась угадать, какой она окажется, и готовилась. И вот она, первая встреча, первый взгляд узнавания. Ты смотришь на картины, они смотрят на тебя.


Дунилово, июнь 2001 г.

Вначале было невольное движение и мысль уйти: я сейчас не смогу, не готова, я потом приду. Эта неожиданная и для себя реакция объяснялась воздухом, который в этом помещении, в этом пространстве картин был настолько чистым, прозрачным и свежим, что духовные легкие, привыкшие к загазованной атмосфере лукавства и нечистоты, не смогли его вдыхать. Но в глубине зала висела картина, которая притягивала к себе взгляд и "вся внутренняя моя" и не отпускала. Это был святой князь Александр Невский, в его фигуре столько благородства, сознания внутренней Правды и покоя, что в первое мгновение казалось, что это - Господь. А, потом, сделав несколько шагов, увидела в уголке автопортрет отца Сергия, написанный еще в 80-е годы. Отец Сергий смотрел с него так пристально и строго, как, по-видимому, сам всегда смотрел в свою душу, (оттого, наверное, все так чисто и светло было вокруг), что повернуться и уйти уже не получалось.
   Живопись протоиерея отца Сергия Колчеева. Невольно вспомнилось уже давнее художественное событие нашей епархии - выставка фотографий священнослужителей к 2000-летию Рождества Христова. Помню, увидев впервые фотоработы владыки Максимилиана, подумала: это ведь - не фотографии… Вот также, взглянув на картины отца Сергия, сказала себе - нет, это не живопись. Это что-то намного большее.
   Что же, как это определить, назвать для себя, в чем главная ценность? Наверное, открытость души. Души, в которую "любовь Божия излилась" (Рим. 5, 5), переполнила, и она уже не может удерживать, утаивать в себе эту божественную любовь, она ее ответно изливает на ближних своих. Это способность отдавать себя другим. Ведь любовь не может быть без жертвы.
   Иногда наше земное человеческое общение напоминает длинный, сумрачно-серый коридор, наподобие больничного. По обе стороны все двери, двери, как души людей. Идешь вдоль него и видишь: какие двери заперты, какие не заперты, но тихо, может, спят, где-то сквозь щелку виднеется свет, а где-то и на цепочку приоткрыто. И вдруг, неожиданно… …настежь распахнутая дверь, светлая комната, просторно, все пронизано солнцем, развеваются дыханием ветра легкие шторы, а за широким окном видно, как в голубом небе плывут белые облака и белые как распущенные лебединые крылья паруса яхт и лодочек бегут по морским волнам к одной, пусть и невидимой пока для глаз, пристани.
   На этих выставках не было чувства, что общаешься с человеком опосредованно, через что-то (например, живопись), а просто - другая душа раскрывается и впускает тебя целиком, без условий, без страха, без привычного требования оставить вне какую-то, черту характера, привычку и прочее. И ты, едва веря своему счастью, перешагиваешь через порог эгоизма и с благодарностью и благоговением входишь в эту другую душу как в просторную, светлую комнату. А как же иначе мы сможем стать "все едино"?
   Как во всем, что делал этот талантливый человек, в живописном наследии отца Сергия удивляет многогранность, пусть не во всем до конца проявившаяся (отец Сергий после принятия сана навсегда оставил занятия живописью). Это и историческая живопись, и монументальная, и психологический портрет и пейзаж. Кажется, что для него не было ничего невозможного, будто пространство мира, его природа, история просто перетекают, переливаются в картину. Просто. Конечно, не просто, но мастерство так значительно, что превышает слабую оценку, перестает довлеть, и возникает при взгляде на полотно то чувство легкости, которое и отличает высокий профессионализм.
   Исторические картины отца Сергия грандиозны, не получается иначе назвать. Для его феноменального чувства пространства, композиции, наверное, нужны какие-то специальные искусствоведческие термины. Почти угасшее в тебе чувство Родины вспыхивает с новой силой: если таковы были татарские полчища, двигавшиеся на Русь, то какова же была Русь, Родина твоя, и каково заступничество Пресвятой Владычицы нашей, что все это удалось превозмочь. Исторические сюжеты можно рассматривать бесконечно. Князь Александр Невский в ханской ставке. В фигурах, жестах героев раскрывается не только личность человека, его глубочайшая духовная суть, но и ментальность целого народа. Это настолько важно, что живописные параллели (с Рембрандтом, например) не смущают, тем более, что отца Сергия они тоже, по-видимому, не смущали.
   Наверное, более всего раскрылся талант отца Сергия в пейзаже. Их осталось до счастливого много. Это и небольшие, камерные пейзажи. Особенной теплотой овеяны родные его сердцу Криуши, где он жил в детстве у бабушки. Это и городские пейзажи, их немного, но они написаны в особой манере, изысканны и лиричны. Есть пейзажи величественные, с широкой панорамой, манящей заречной далью, и вновь удивительное чувство пространства художника возгревает в тебе чувство Родины. В большинстве пейзажей как духовная и живописная доминанта возвышается купол церкви или очертания монастыря. Они всегда замечательно "собирают" сюжет, композицию, еще раз напоминая, что храмы Божии одним присутствием в наших городах и весях молчаливо свидетельствуют об Истине, о предвечном смысле и гармонии всего сущего.
   Особенно проникновенны зимние пейзажи. Белый цвет снега, цвет чистоты передает не только все богатство оттенков, сочетаний, но главное, мало понятное для земли сочетание, взаимопроникновение радостного тихого ликования и одновременно покоя (ведь в Царстве Небесном уготовано вечное ликование со святыми и вечный покой).
   Все же казалось, что летних солнечный пейзажей на выставке больше, наверное, за счет общего прилива сил, оптимизма и напоминания, что мир устроен "добро зело". Взгляд на любую из картин давал это ощущение опоры, живописно - за счет какого-то очень точного мазка, линии, блика света, а внутренне - осознанием и чувством прочности божественных основ бытия. А это так необходимо нам, вечно "влающимся (колеблющимся) в пустыне мира сего". И это чувство духовной опоры, дружеской поддержки, приятия, пожалуй, главное из впечатлений выставки, общения с художником.

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).