Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

   
<< Назад обзор номера | № 7-9 2005г.

Вернемся в дом пресвятой Богородицы!

   С нынешнего года по решению Государственной Думы среди общероссийских государственных праздничных дней появился еще один. 4 ноября - День народного единства. Для нас, русских православных христиан, день этот был праздничным и до решения Думы. Ведь это день празднования Пресвятой Богородице ради чудотворной Её иконы, нарицаемой Казанская, установленный в память избавления Москвы от поляков в довольно отдаленное от нас время - в 1612 году.

   В старопрежние времена Россию называли Домом Пресвятой Богородицы. История нашей страны изобилует примерами небесного заступничества Богородицы за русский народ. Конечно, каждое такое событие - чудо, а чудеса трудно сравнивать между собой, но все же для Российской державы то, что произошло в Москве в 1612 году, имеет чрезвычайное значение. Сложись события иначе - вполне возможно, что политическая карта нашего континента была бы совершенно иной: на половине Евразийского материка - Великая Польша, а Москва - один из захудалых её провинциальных городов. И всё то самобытное, без чего мы как народ сегодня не мыслим себя: наука, культура, государственность, язык - кануло бы в небытие, а понятия "русский" и "холоп" стали бы синонимами. Печальный опыт значительной части Украины и Белоруссии, находившихся долгое время под польским владычеством, наглядно показывает, что и Православию пришлось бы очень туго. Оно, конечно, выжило бы, но никакого влияния на государственную жизнь не имело бы - кто-кто, а уж отцы-иезуиты позаботились бы, чтобы загнать нас в православное гетто.


Икона прмч. Ефрасина Синоезерского убитого поляками в 1612г.


   Так что же такое судьбоносное произошло в 1612 году в Москве? Картина примерно следующая. Несколько лет в стране царит безвластие: то одна, то другая губерния признает царем то Василия Шуйского, то поочередно "воскресающих" троих царевичей Димитриев, то польского королевича Владислава. Русские земли оккупированы с запада Польшей, с севера Швецией, и лишь на окраинах, вроде Нижнего Новгорода и Казани, существуют стихийные очаги самоуправления. Нельзя сказать, что русские не сопротивлялись, нельзя сказать, что не было сил для противостояния, но - царское место вакантно, и каждый из предводителей периодически восстававших русских имел свое мнение по поводу того, кто это место должен занять. Не было единства, не было сплоченности, а тем временем силы русского народа иссякали благодаря непрекращающимся грабежам, разбоям и убийствам.
   Смута захватила и Вологодчину. Любой экскурсовод говорит гостям нашего города, что Вологда за всю свою историю лишь однажды подверглась нашествию иноземцев. И случилось это в то время, когда войска князя Пожарского стояли под Москвой - осенью 1612 года.
Вологда была довольно богатым городом, в государственную казну она поставляла в виде налогов и пошлин средств больше, чем соседние Кострома и Ярославль. Поэтому не удивительно, что несколько разномастных отрядов - поляки, литва, казаки - заинтересовались столь лакомым куском. Город был взят 22 сентября 1612 года (старого стиля) без боя. Как доносят доступные нам описания этих событий - "пропили город Вологду". Дозор на крепостных стенах просто не заметил войска неприятеля, который, воспользовавшись этим, учинил грабеж, погром и пожег весь город. Обидно. И вдвойне обидно из-за того, что жители и власти города были предупреждены заранее о надвигающейся опасности. Правда, предупреждены не совсем обычным способом.
   Более чем за полстолетия до описываемых событий, во времена царя Иоанна Васильевича Грозного появился в Вологде безродный мальчонка лет семи - безродный, но смышленый. Удалось ему прибиться к одному сапожнику, у которого он и научился ремеслу, и через некоторое время стал сам этим делом зарабатывать на жизнь. И вдруг становится известно, что это отпрыск одного из знатных боярских родов - Бельских, и в Вологде скрывался инкогнито из-за боярских междоусобиц, которые сделали его сиротой. Но теперь ситуация изменилась - Бельские в почете у грозного царя, и Гавриила (так звали молодого сапожника) в Москве ждут чины, родовые имения, богатство и довольствие.
   Но удивительное дело - сапожник отказывается от всех привилегий своего знатного происхождения, женится на простолюдинке, тачает сапоги, радуется рождению дочери, вдовеет, уединяется в небольшой хижине на берегу реки Золотухи за городскими стенами, проводит жизнь в затворе: в посте и молитве. Горожане же продолжают носить обувь, сделанную или починенную монахом Галактионом (так теперь после пострига зовут Гавриила). Удивительны и исключительны были его подвиги: пост - вода, хлеб, овощи, умерщвление плоти - вериги и власяница, молитва - буквально неусыпная: подвижник приковал себя цепью к потолку таким образом, чтобы не удавалось прилечь для сна.
   Лишь дважды в своей жизни Галактион покинул свой затвор: один - для соборной со всем вологодским духовенством молитвы о прекращении засухи, и второй - для предупреждения о надвигающемся неприятеле незадолго до осенних событий. Подобно древнему пророку Ионе он призвал горожан к покаянию, видимым проявлением которого должен был стать обыденный (то есть построенный в один день) храм в честь иконы Божией Матери "Знамение". Старец уверял, что в этом случае Пресвятая Богородица сможет защитить город от надвигающегося разорения. Но если жители древней Ниневии откликнулись на проповедь пророка Ионы, то вологжане просто посмеялись над Галактионом. Сказав несколько горьких слов, предсказав наиболее активным насмешникам печальное ближайшее будущее, старец удалился в затвор. Любители легкой наживы не заставили себя долго ждать, и вологжане стали свидетелями исполнения слов старца. А те из них, кто остался в живых, передали потомкам рассказ об этих событиях. Пострадал и сам Галактион - его жестоко избили, изрубили мечами, и от ран он на третий день скончался. Так наша земля обрела еще одного небесного покровителя - преподобного Галактиона Вологодского.
   Подобным же образом завершил подвижническую жизнь еще один вологодский святой - преподобномученик Евфросин Синозерский.
   Прибывшее к Москве в 1612 году народное ополчение под началом князя Пожарского попало в удручающее положение: противник собрал свежие силы, город сильно укреплен, прежде пришедшие русские отряды не спешат с поддержкой, а то и переходят на сторону противника, недостаток в оружии и припасах, да и осень явно не способствует вообще каким-либо передвижениям, в том числе и военным маневрам. Но есть самоотверженность предводителя, который не ищет своих выгод, а готов биться за правое дело: за свободу Отечества, за народ, а не за право управлять им. Есть в душах ополченцев отклик на пламенные слова нижегородского гражданина Минина, призывавшего соотечественников: "Станем за Святую Русь, за Дом Пресвятой Богородицы - продадим жен и детей, но освободим отечество!" И есть святыня - из Казани с одним из ополчений прибыла Казанская икона Божией Матери. На помощь Пречистой может надеяться лишь тот, чьи помыслы и цели чисты. Видимо, так оно и было.
   Три дня поста и молитвы перед чудотворной иконой, и войска ополченцев начинают битву в таких невыгодных условиях, что надежда может быть лишь на небесную помощь. Иначе - смерть и для людей, и для государства, потому что вряд ли в ближайшее время русские смогли бы собрать какие-либо значительные силы. Пресвятая Богородица не посрамила на Неё уповающих - была одержана победа, и победители ясно осознавали, благодаря Кому. В ближайший воскресный день - 22 октября (по новому стилю - 4 ноября) русское воинство торжественно внесло Казанскую икону Богородицы в освобожденный город и совершило перед ней благодарственное молебствие. С тех пор празднование этого дня стало совершаться ежегодно.
   Православные знают, любят, чтут и этот праздник, и саму казанскую святыню. Это не новость. Новость в том, что государственные, политические силы обратили на этот день свое внимание, решили его сделать общегосударственным символом. Почему? О чем это может свидетельствовать? И что может привнести появление нового праздника в жизнь людей и страны? Позволю себе поразмышлять над этим.
   Прежде всего, отрадно отметить, что наше правительство перестало "не замечать" того, чего не заметить нельзя, - исключительную роль Православия в становлении и существовании нашего государства. Каким бы светским это государство себя ни декларировало, оно рано или поздно всё же будет вынуждено признать, что вера - не просто личное дело человека, что вера призвана и может преобразить жизнь целого народа. Отрадно и то, что на 4 ноября День согласия и примирения перекочевал с кровавого 7 ноября - дня социалистического переворота, оставив, так сказать, дом его пустым. Согласитесь, логичней все-таки праздновать победу своего народа над оккупантами, нежели начало массового самоистребления.
   Далее. Каждый праздник - не просто воспоминание, это символ, он насыщен идеей, которая должна восприниматься каждым вовлеченным в пространство праздника человеком. А вовлекается в празднование вся страна. Так какова же главная государственническая мысль событий 1612 года? На мой взгляд - это бескорыстие и самоотверженность как единственные принципы, на основании которых возможно существование нашего государства как политической единицы. Именно на них в прошлом стояла и на их развалинах ныне ещё пытается устоять Русь. Будь Пожарский карьеристом, ищи он Москвы, чтобы подмять под себя, стремись к власти ради обогащения и привилегий - не видать бы ему помощи Пресвятой Богородицы и, соответственно, не завоевать бы ему Москвы. А нам, следовательно, не жить в свободной и самостоятельной стране.
   Как в прошлом, так и сейчас благополучие страны зависит от чистоты помыслов её граждан и властей. Только тогда, мне думается, страна наша будет благополучна, когда люди, стоящие у власти, и люди, стремящиеся к ней, забудут о себе и вспомнят про народ. На мой взгляд, неплохо, когда, по крайней мере, один раз в год что-то будет подталкивать человека власти - чиновника - к тому, чтобы вспомнить о бескорыстии и самоотверженности.
   Еще одна, но уже удручающая мысль приходит на ум. Видимо, не даром праздник этот стал актуален в наше время. Мы вглядываемся в смутное прошлое, ищем в нем образцы для подражания, ответы на вопросы, руководство к действию. Значит, сегодняшнее и тогдашнее положение страны схожи; значит, многое в жизни нашей страны стало напоминать те тяжелые времена. Трудно с этим не согласиться - мы действительно живем в смутное время. Без каких-либо оккупаций и интервенций страна вымирает со скоростью миллион человек в год. Преступность, наркомания, духовная опустошенность - кто из нас не сталкивался с этими явлениями, где в нашей стране найти человека, который переспросит: "А что это такое?" Но это следствия. А причина - овладевшее большинством умов стремление к достижению личного благополучия, личного обогащения. Это стремление разрушительно, потому что разобщает людей, а поодиночке мы погибаем. Может быть, другие народы и умеют так жить - не знаю, но русских это всегда вело к гибели. И если удавалось выживать - как в 1612 году, то только подавив в себе все эгоистичное. Если сегодня каждый из нас найдет в себе силы для бескорыстного служения ближнему, если мы в своих детях будем воспитывать самоотверженность, если это станет всеобщей - от президента до дворника - внутренней политикой, страна наша может вновь стать Домом Пресвятой Богородицы.

Иерей Александр Лебедев

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).