Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

   

<< Назад обзор номера | № 7-9 2005г.

Рассуждать, а не осуждать

   Завершаем начатую в прошлом номере "Благовестника" публикацию писем профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова насельникам Почаевской лавры. Публикация сделана с любезного разрешения профессора Осипова.

№2, 2005 г.

Дорогой отец П.!
    Мне бы очень хотелось знать конкретнее о тех моих высказываниях, которые смущают, как Вы пишете, многих и приносят вред слушателям, чтобы обратить на это внимание. Поэтому, насколько я помню (сам я Осипова не слушаю), перечислю свои главные критические замечания. Они касаются:
   1. Священнослужителей, мнящих себя старцами и потому, естественно, ими не являющихся, хотя и изображающих себя таковыми. Поэтому в настоящее время нужно быть очень осторожным в выборе духовника. Святитель Игнатий предупреждал всех ищущих духовной жизни: "Святые отцы завещают избирать наставника непрелестного... Они предостерегают от учителей неискусных, чтобы не заразиться их лжеучением" (Т. 1, 219). "Святой Григорий Синаит, писатель14-го века, решился сказать, что в его время вовсе нет благодатных мужей, так сделались они редки; причину этого Синаит указывает в необыкновенном развитии пороков, происшедшем от умножившихся соблазнов (Добротолюбие, Гл. 118, ч. 1). Тем более, в наше время делателю молитвы необходимо наблюдать величайшую осторожность. Богодухновенных наставников нет у нас!" (1, 274).
   2. Неверного понимания беспрекословного послушания старцу, которое является исключительно монашеским деланием, но которое сейчас, или по незнанию, или по самомнению, лжестарцы, зараженные гордыней, распространяют на мирян, подчиняя их своей власти. "Иноческое послушание, - писал свт. Игнатий, - процветало при обилии духовных наставников. С оскудением наставников оскудел и великий подвиг послушания, скоро приводивший подвижников к святости: вера, составлявшая сущность этого подвига, требует, чтобы предмет ее был истинный и духовный; тогда она приводит к Богу. Вера в человека приводит к исступленному фанатизму" (6, 228). "Напрасно Ваше желание - находиться в полном послушании у опытного наставника. Этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира христианского, нет даже в монастырях" (6, 229). "Преподобный Пимен Великий (V в.) повелел немедленно разлучаться со старцем, совместное жительство с которым оказывается душевредным" (V,74).
   3. Так называемого откровения помыслов. Вопреки решительному запрету Отцов открывать свою душу человеку, не имеющему духовного рассуждения, сейчас все чаще игумены, и особенно игумении, требуют этого от своих насельников. Но преп. Иоанн Кассиан Римлянин (V в.) предупреждает: "Полезно открывать свои помыслы отцам, но не каким попало, а старцам духовным, имеющим рассуждение, старцам не по телесному возрасту и сединам. Многие, увлекшись наружным видом старости и высказав свои помышления, вместо врачевства получили вред" (Игн. Бр. Т.I,491).
   Состояния мужских монастырей, в первую очередь, засилия в них женщин.
   Концертного пения не только в приходских храмах, но даже в монастырях.
   Это, пожалуй, главное из того, что помню.
   Но я уверен, что все мы должны говорить об этих болезненных явлениях в нашей церковной жизни. Если же будем молчать, то верующие примут их как нормальные, и мы, понимающие это, тяжко согрешим. У нас произойдет та же беда, которая значительно раньше произошла на Западе. Особенно при этом важно, чтобы об этих болезнях говорили и сами священнослужители. Тогда верующие увидели бы, что не какие-то злоумышленники поносят "старцев", а искренне болеющие за Церковь, за происходящую в ней беду, от которой нужно избавляться всеми силами, всем миром.
   Об этих и подобных вопросах писали и плакали и многие святые, и наши подвижники благочестия, и ревностные христиане во все времена. И нет сомнений, что если бы они имели такие же технические средства, как сегодня, то непременно воспользовались бы ими без промедления. Святитель Игнатий, например, который писал о печальном состоянии монашества, духовничества, незадолго до своей кончины еще раз проверил свои творения и дал их в печать для всеобщего пользования. И в нашей Церкви его творения пока еще считаются истинным назиданием для всех верующих, а не соблазном. Но и он, и множество других церковных писателей (вот кто - совсем не только святые), начиная с первых веков существования христианства, этим не "открывали наготу матери Церкви", а делали все возможное для ее спасения. Просто они знали, что в таких случаях молчанием предается Бог. И правильно ли спрашивать: что их критика исправила в Церкви?
   Вы знаете, что я никогда не критиковал Православия, своей Церкви, а всеми силами защищаю ее перед лицом наших врагов, особенно внутренних, как наиболее опасных. Возможно, что делаю это не разумно, но искренне и честно. Ведь каждый поступает в меру своего разумения. И как я был бы рад, чтобы Господь дал мне такой разум, чтобы я мог не ошибаться. А соблазнялись даже словами Христа, Его апостолов, святых. Соблазняющиеся всегда найдутся.
   О Пелагее Рязанской я даже не хочу говорить. Мало ли сейчас ненормальных. Возьмите (нет, не берите), например, "Богом данную Макарию". Это какой-то ужас, а издается какими тиражами, да еще по благословению!
   Согласен, что врата адова не одолеют Церковь. Но любая Поместная Церковь не гарантирована от гибели. Пример первой из них - Римской, - думаю, достаточен. Она не только не стала последней, но и вообще утратила Православие. Это может произойти и с любой Православной церковью.
   Теперь о последних двух вопросах.
   1. Да, мир приближается к воцарению зверя. Но не потому, что этого хочет и это делает какая-то кучка злодеев - они только исполнители промыслительной воли Божией. Главнейшая причина - утрата христианами ревности жизни по Евангелию, по заповедям Христовым. Ибо, если Сам Бог не может спасти нас без нас, то, тем более, никакие сатанисты ничего не смогут сделать с нами, если мы сами своими грехами и нераскаянностью не дадим ему места в своей душе. Ибо дух творит себе формы.
   Святитель Игнатий писал: "Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления людей" (Т. 4, с.309). Посмотрите, как подчеркивает: логичным, справедливым, естественным. И указывает на главнейшую причину: "Страшно миролюбие! Оно входит в человека неприметным образом и постепенно, а вошедши, делается его жестоким и неограниченным владыкою. Постепенно приготовились человеки и стяжали душевное настроение, способное к богоубийству: постепенно они приготовляются, приобретают настроение и характер, способные к принятию антихриста (2 Сол.2,7-12)" (Т.5, с. 308). Потому Святитель утверждал: "Кто же не принял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста, тот непременно, непонятным для себя образом, сделается его последователем" (4, 267).
   2. Специалисты считают, что к 20-м годам нашего столетия главный рычаг социального рабства - единая всемирная электронная финансовая система, станет реальностью и превратится в небывалый в истории контрольный механизм, следящий за экономическим поведением каждого государства, каждого предприятия и каждого человека на Земле (ср.: От. 13:16-17). Однако не это социальное рабство приведет к рабству духовному, а точно наоборот, духовная деградация (прежде всего, христиан) приведет оставшееся человечество к социальному рабству, которое явится закономерным следствием полного обмирщения всех людей.

№2, 2005 г.

   Дорогой отец Л.!
   В прошлом письме я постарался ответить на Ваши вопросы. Главный из них - ИНН. В связи с Вашим ответом у меня в свою очередь возникли некоторые вопросы, которые мне хотелось бы предложить Вам.
   1. Почему в обсуждаемых нами проблемах авторитет бесспорных русских святых, прославленных Церковью и ни одним словом не предупреждавших об опасности каких-либо ИНН и т.п. вещей, - оказывается ничего не значащим по сравнению с утверждениями безымянных (за исключением о. Паисия) и не удостоверенных Церковью Афонских старцев? Вы же знаете, что на Афоне были и есть не только святые, но и немало еретиков, и сейчас один из них (иером. Доримедонт) поднял свою пяту на святителя Игнатия Брянчанинова. По каким критериям находите Вы истину? Посмотрите, что пишет свт. Игнатий: "Преподобный Григорий Синаит, живший в 14-м столетии по Рождестве Христове, когда прибыл на Афонскую гору, то нашел, что многочисленное монашество ее не имеет никакого понятия об умной молитве, а занимается лишь телесными подвигами, совершая молитвы лишь устно и гласно. Преподобный Нил Сорский, живший в конце 15-го и начале 16-го века, посетивший также Афонскую гору, говорит, что в его время число внимательных молитвенников оскудело до крайности. Старец архимандрит Паисий Величковский переместился на Афонскую гору из Молдавии в 1747 г. Он... беседовал со многими старцами, которых признавало общее мнение Святой Горы опытнейшими и святыми иноками... оказалось, что они не только не знали о существовании таких Писаний (об умной молитве), но даже не знали имен святых Писателей..." (Т.1, 242-243). Вот оценка Афона времен, наверное, все-таки более высокой духовной жизни, нежели теперь. Все это говорит о том, что нужно быть очень осторожным. Св. Исаак Сирин писал: "Выше всякой добродетели рассудительность" (9,65).
   2. Почему голос Элладской Церкви является более авторитетным, нежели голос Русской Церкви? Но и в Окружном послании Священного Синода Элладской Церкви № 2641 от 9 февраля 1998 г. указывается: "Печать", будет ли это имя антихриста или число его имени, когда придет момент ее проставления, тогда только повлечет за собой отречение от Христа и сочетание с антихристом, когда будет принята добровольно" (Электронные карточки и печать антихриста. М. 1999, с.13).
   3. Почему убеждение подавляющего большинства нашего епископата в данном вопросе - ничто, а убеждение двоих (на кассете) - сама истина? Какими критериями мы руководствуемся в своих оценках?
   4. Откуда информация, что о. Иоанна Крестьянкина ввели в заблуждение или на него было давление? И почему предпочитаем верить этому? Ведь сочинить можно что угодно, но нельзя же выдавать свои предположения за истину. Он не тот человек, которого можно так просто обмануть или заставить сказать ложь. Но главное даже не в этом, а в его аргументах. Он рассуждает, обосновывает свое убеждение, а не просто утверждает, изображая из себя старца и прозорливца. Его подход вполне святоотеческий.
   Теперь отвечаю на Ваши последние вопросы по порядку.
   Отцов Тихона и Дмитрия спросите самих. Но умный человек всегда изменит свое мнение, когда убедится, что ошибался.
   О гонениях у вас на смелых духовников ничего не могу сказать, поскольку не знаю, в чем и как выражалась их смелость. Вы же знаете, насколько, например, смелы были протопоп Аввакум или боярыня Морозова. Но православна и угодна ли Богу была эта смелость?
   Об Апокалипсисе. Мои выступления были только реакцией на его толкования некоторыми "перед не видевшей его аудиторией". Сам я за это не брался и не хочу браться.
   И в отношении От. 13, 16-17: И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.
   Опять спрашиваю: кто сейчас знает и может ответственно сказать, о каком начертании идет речь? Для преп. Андрея Кесарийского, например, печать на лбу означает обмирщение ума, а начертание на правой руке - обмирщение всей деятельности человека. Следовательно, печать, по нему, будет не внешним знаком, а иметь внутренний характер.
   То есть совершенно очевидно, что принятие начертания будет знаком противоевангельской жизни человека (прежде всего, христианина), полного его обмирщения, потому принятие начертания будет следствием сознательного поклонения антихристу, а не причиной.

Алексий Ильич Осипов

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).