Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

   

<< Назад обзор номера | № 7-9 2005г.

Работайте Господу со страхом и служите Ему с радостью

   В декабре храм святого апостола Андрея Первозванного в Вологде отметил пятнадцатилетие возрождения приходской жизни. Когда в начале 90-х повсеместно начали восстанавливаться храмы и церковная жизнь стала оживать, он открылся одним из первых.

Старинный Андреевский храм

Протоиерей Георгий Иванов

   Старинный Андреевский храм историки знают как церковь Преображения во Фрязинове. Известно, что уже в XVII веке церковь выстроена из камня. В Вологде это третье каменное сооружение после Софийского собора и Никольской церкви во Владычной слободе.
   Традиционно благотворителями Андреевской церкви были вологодские купцы. Она имела два этажа, семь престолов. Верхний храм был трехпрестольный, где основной престол - Преображения Господня, правый - Рождества Иоанна Предтечи, левый - Дионисия и Амфилохия Глушицких. Нижний - четырехпрестольный. Главный, справа - в честь святого апостола Андрея Первозванного, слева - в честь Григория Богослова. На средства известных вологодских купцов-меценатов Веденеева и Леденцова в центре были сооружены два придела: в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость" и в честь святых покровителей христианского супружества Гурия, Самона и Авива - единственный престол этих святых в нашей епархии.
   - Раньше люди были боголюбивые, - говорит настоятель храма протоиерей Георгий Иванов, - и своё боголюбие показывали не на словах, а на делах. В благодарность Господу за какие-то милости вносили свои вклады, пожертвования. А еще с другой целью. Ведь покровители храма являются небесными заступниками той местности, где храм расположен, людей, которые в нем молятся. Чем больше небесных заступников, тем увереннее себя чувствовали люди. И сооружали в честь святых угодников престолы. Сейчас наш храм - трехпрестольный. Вверху только один - в честь Преображения Господня. А внизу мы восстановили два главных алтаря.

Трагические страницы истории

   Во времена лихолетья храм постигла участь многих святынь. Всё богатое убранство, конечно, исчезло. Одна пожилая прихожанка рассказывала, как у церковных стен жгли иконостасы, иконы, киоты, книги. Богослужения прекратились, но храм не разрушили. А в 30-е годы место молитвы стало местом тяжких страданий.
    - Церковь закрыли в 1930 году. Здесь сделали пересыльный пункт тюрьмы, - рассказывает настоятель. - Всё было перекрыто нарами. Здесь размещали ссыльных молдаван, украинцев. Когда реставрировали, видели на стенах написанные ими стихи, молитвы, последние обращения к родным. Лет пять назад сюда приезжал пожилой человек, который живет на Украине. Сказал, что прочитал в "Благовестнике", что открылась эта церковь. А он родился в этой церкви, когда мама его была здесь в тюрьме. И вот приехал увидеть своими глазами. Здесь и умирали. Умерших по льду на лошадях возили хоронить в Прилуцкий монастырь. И карательные органы здесь же находились. В небольшую подсобную комнатку вызывали на допрос, там и терзали, некоторых даже расстреливали. Это я свидетельствую, потому что когда откопали в этом помещении погреб, мы нашли четыре черепа, насквозь простреленные. Значит, здесь сразу и зарывали в подвале. Произвол был, что хотели, то и творили. Мы потом с благоговением эти косточки и черепа собрали, за алтарём похоронили. И покоятся они у церковных стен.
   В войну здесь стояли станки из Ленинграда, эвакуированные с какого-то завода. В окно на южную сторону выдавали хлеб по карточкам. За церковью были нарыты бомбоубежища. После войны крест упал. Крыша прохудилась. Лет двадцать храм стоял бесхозный. Потом власти обратили внимание - всё-таки памятник XVII века! Покрыли крышу, восстановили купола, поставили крест, побелили снаружи и повесили табличку: "Охраняется государством". В 70-е годы здание передали газовикам под склады.

Здесь служил священномученик

Последний настоятель
Андреевской церкви
перед её закрытием
протоиерей
НИКОЛАЙ ЗАМОРАЕВ
в 2001 году причислен
к лику святых

   - В этой церкви служили замечательные священники, очень образованные, - продолжает отец Георгий. - Протоиерей Прокопий Щукин родом из Великого Устюга здесь 30 лет священствовал, протоиерей Афинодор Малинин был благочинным одного из округов.
   Последний настоятель перед закрытием этой церкви отец Николай Замараев в 2001 году причислен к лику святых. Есть воспоминания протоиерея Алексея Резухина, он мальчиком был в то время, иподиаконствовал. Он описывает, какой был отец Николай - воплощенная доброта и любовь. Очень любил его народ. Куда бы ни пригласили, в любую непогоду с фонариком идет по Вологде на требы, причащает. Родственники от него отвернулись. Я не знаю, какова судьба его матушки, он жил на квартире с сестрой. Дочь хозяйки этой квартиры еще жива, помнит отца Николая. Говорила: "Добрый-добрый был, скромный, что ему надают на требах, тем он нас подкармливал". Она нам подарила его фотографию, которую хранила много лет. Если бы не она, и фотографии бы не было. Старушка говорила, что батюшкины книги, вещи они долго хранили, до самого сноса дома. А жили в районе строительного техникума. Когда эту церковь закрыли в 30-х годах, отец Николай был переведен в кафедральный собор, там служил. И вот однажды в 1938 году несколько священников собора разом не появились на службе. Отец Николай был расстрелян. Теперь на отпустах поминаем священномученика Николая. И вот что интересно: в 1990 году храм освящен 9 декабря! А это день мученической кончины последнего настоятеля! Совпадение? Это же чудо!

"Разрешите войти, ничего не тронем!"

   - Потом, как перестройка пошла, в двух действующих церквах Вологды - Рождество-Богородицкой и Лазаревской - народ не стал помещаться, - продолжает историю прихода отец Георгий Иванов. - Вологжане стали хлопотать об открытии третьего храма. Зарегистрировали Андреевскую общину. Владыка Михаил дал благословение. 28 февраля 1990 года владыка Михаил назначил меня настоятелем вновь организованной общины, пока по совместительству (я тогда служил в кафедральном соборе). Пришел я сюда после того, как храм передали епархии, а здесь - склады. В нижнем храме стояли холодильники с продуктами, тут же рубили мясо, колбасой торговали. Поздоровался: "Разрешите пройти посмотреть, ничего не трону". Всё черно, грязно, стекол почти нет, окна забиты досками, фанерой. Отопления никакого. Плиточные полы искорёжены - грузы на тачках возили. Мрачная картина. Рабочие отнеслись ко мне доброжелательно. А начальница - та в штыки: "Как это! А мы куда?". Потом вверх поднялся - там склады промышленных товаров. В верхнем храме было сделано два этажа. Живопись на стенах процентов на семьдесят сохранилась. Что интересно, и в то время встречались верующие люди. Когда уже мы стали все восстанавливать, красить, и видим - большой лист фанеры прибит. Я говорю:
    - Надо отрывать, зачем лист фанеры на кирпичной кладке?
   - А вдруг там какая-то дырка или печная труба?
   - Будем убирать, будем закладывать.
   Открываем этот лист, а там на стене написана Божья Матерь! Были люди, которые просто сохранили: а вдруг когда-нибудь всё это будет востребовано? Не все же были безбожники. Изображение Богородицы под листом фанеры так хорошо сохранилось, что мы и не реставрировали.
   Дело к осени идет, мы уже колокольню выбелили. А склады все не выезжают. Мы и в обком, мы и в облисполком, в горком - куда только не ходили!
    Тогда я попросил: дайте нам хотя бы в алтаре работы начать, все равно никак не используете. А двери в алтарную часть были самочинно сделаны с улицы. И начальство складское дало мне ключи. Мы сразу начали восстановительные работы в алтаре, а когда они подходили к завершению, начали ломать перегородки, отделяющие склады: сроки ваши все окончены, будем проникать в храм. А у них там сигнализация. Тут они и пожалели, что мне ключи дали. Начальница взмолилась: у меня здесь продуктов на многие тысячи, пожалуйста, дайте нам три дня. Нижние склады в течение трех дней выехали. А верхние попросились через месяц. Хоть через год, руки до верхнего храма пока не доходят. И здесь работы полно.

Как у первых христиан

   Это был конец октября - начало ноября. Понятно, что зима впереди, сразу начали думать об отоплении, с этим помог завод "Дормаш". Люди приходили работать со всей Вологды, даже дети и подростки. Одна дама подошла: "Как вам не стыдно, эксплуатируете детей на свою религию!" Видно, партийная. Что ей скажешь, я никого не звал. Люди сами шли помогать целыми семьями. Столько лет это всё преследовалось, а тут открывается церковь - для Вологды такая сенсация! На носилках отсюда не одну тонну всякого хлама и мусора вынесли. Такая была радость, как у первых христиан - одна душа!

Младенец родился...

   Начали срочно проводить отопление. 8 декабря вечером уже первая служба должна быть. Накануне сварщики всю ночь трудились, запустили систему буквально за день. Окна застеклили, помыли. Пришли мы на пустое место, кружки даже не было! Люди всё несли, что могли: иконы, платки, полотенца, книги, столики. Привозили всё, надо было престол подготовить, облачения. Свечки ставили в песок. Сделали временный фанерный иконостас, иконочек навешали. Казалось, что у нас лучше Софийского собора. После таких трудов да такая радость! По благословению владыки Михаила мы с отцом Константином Васильевым освятили. 9-го декабря первая литургия совершилась. А 13-го, в день апостола Андрея Первозванного, мы встречали правящего архиерея. У меня видеозапись сохранилась. Я приветствовал владыку Михаила. Владыка с такой радостью говорил ответное слово о том, что родился у нас младенец, который требует внимания, любви и заботы. Этот младенец - Андреевская церковь. Как сейчас помню, с таким воодушевлением Владыка сюда вступил, под эти закопченные, тогда грязные, своды. И тоже радовался. Замечательную проповедь произнес об апостоле Андрее. Что он наш русский апостол, проповедовал в наших краях, вспомнил себя, как он мальчишкой на Андреевском подворье в Петербурге прислуживал в церкви. Так очень трогательно всё это изложил, образно. Потом мы даже пирожками здесь угощали Владыку, чай приготовили. Праздничная трапеза состоялась при всем нашем убожестве, Владыка был очень доволен. А потом последовал указ о моём постоянном назначении.

За Богом молитва не пропадет

   Отец Георгий считает, что настоятель прихода должен гореть, как свеча, и других зажигать своим примером. Все 15 лет своего настоятельства на Адреевском приходе батюшка каждый день - в храме:
   - Трудимся, молимся, помогает Господь молитвами святых. Читаем акафисты Божией Матери, святых угодников чтим - службы совершаем с акафистами. И владыка Михаил, и владыка Максимилиан всегда поддерживали добрым словом. Это большое дело.
   Трудно поверить в былую разруху, глядя на сегодняшнее благолепие, трудно представить, сколько трудились его прихожане и весь клир во главе с настоятелем, достигая нынешнего расцвета Андреевского храма.
   - Каждый день что-то делали, - вспоминает отец Георгий. - Великим постом побелили внутри, провели косметический ремонт, почище стало. Параллельно сразу сделали проект иконостаса. Нашли специалиста-резчика. Новые иконы писали в Ферапонтове отец Сергий Ершов с матушкой Верой, тогда он еще не был рукоположен. За старинными иконами ездили по всем районам, у меня знакомых много. И в Кириллове, и в Соколе, и в Вожеге, и в Харовске мне приходилось по долгу службы с людьми общаться.
   С открытием нижнего храма Андреевский приход понемногу оживлял и верхний:
   - Вот мы 5 лет служили, всё восстанавливали. Не всё сразу, но работы там не прекращались. И в 1995 году мы уже подготовили и верхний храм. 5 июня по благословению владыки Максимилиана я сам освящал престол, в этот же день Владыка совершил первую литургию.
   Каждую субботу у нас в Андреевском храме всегда совершается служба с акафистом Божией Матери, нараспев все пятнадцать лет поем этот акафист. Божья Матерь сильно помогает. В воскресенье вечером - акафист апостолу Андрею Первозванному. За Богом молитва не пропадёт, как за царем служба. Усопших стараемся поминать, они тоже помогают нам, посылают благотворителей. Колокола сначала тоже Бог посылал, и люди приносили. Мне сказали, что в Куркино есть большой колокол. Поехали туда. Директор совхоза, поняв в чем дело, сразу нам его отдал, это теперь один из лучших наших колоколов. С нефтебазы есть колокол. Благодаря тому, что меня многие люди знают, если я чего попрошу, они, видя мою большую седую бороду, не смеют отказать. И так, кое-откуда колокола набрались, и неплохие. А уж на большой колокол - в 2003 году мы насобирали денег, помогли многие люди. Заказали на Балтийском заводе, на 800 кг отлили. Подняли - праздник для всей Вологды. А недавно появился новый - на 400 килограммов.

"Андреевская академия"

   - С восстановлением стен надо восстанавливать души, - убежден настоятель. - Это и Патриарх говорит, об этом и Владыка всегда напоминает. А для кого открывать храмы, если не будет людей? При возрожденном храме вскоре открылась воскресная школа. Сейчас в ней три преподавателя и учитель пения, да еще отец диакон ведет занятия. Ученики у нас усердные, церковные, причащаются, на службу ходят. А когда все начиналось, я сам и занятия вёл. В воскресенье после службы - с детьми, человек 20 с лишним ходили. Вечером - катехизаторские курсы для взрослых. Набивалась полная комната. Интерес был очень большой. Приходили учителя, врачи, всякие люди. Я по воскресеньям всегда вечером служу и потом провожу беседу для всех желающих. Это продолжается и до сего дня, все 15 лет. Постепенно народу в храме стало все больше и больше. Среди этого народа нашлись люди, на которых я обратил внимание, которые могли бы быть полезны Церкви. Я их потихоньку привлекал. И мужчин, и женщин, и девочек, и ребят. Восемнадцать священнослужителей из Адреевского храма вышло! Отец Андрей Исаев служил диаконом 8 лет. Видно, недаром он тут провел эти годы, теперь Владыка поставил его настоятелем крупного городского прихода.
   Иногда приход отца Георгия Иванова в шутку называют "Андреевской академией". Когда-то пришли туда молодые люди простыми прихожанами, а теперь стали батюшками и несут людям свет Христов, служа в разных храмах нашей епархии. Это те самые светильники, о которых говорил отец Георгий. Несколько его учеников уже стали настоятелями других приходов: отец Андрей Смирнов в Вологде, отец Георгий Осьминин в Кадникове, отец Анатолий Балясин в селе Архангельском, отец Алексей Биденко в Шуйском. А с начала своего служения у престола Божия отец Георгий Иванов подготовил больше двух десятков священнослужителей, некоторые служат и в других епархиях.

   - Я сам деревенский, - говорит батюшка, - и приход у нас такой... деревенский. Мы в сторонке, как в деревне, тут и обстановка семейная, все как родные здесь. Я новых людей сразу вижу, ведь своих прихожан всех знаю, когда причащаю, сам называю имена, не дожидаюсь, пока скажет каждый, как его зовут. Стараюсь, чтоб все учились на своих местах, чтобы всегда была взаимозаменяемость. Так и в просфорне, так и на клиросе. Первое время хор наемный был, из неверующих, а сейчас у нас хор хороший, человек 20 в нем. В церкви все люди должны быть верующие. У нас трудятся послушники и послушницы. Эти люди приходят не с запросами: "А сколько мне здесь заплатят?", а с другой мыслью: "Что я могу сделать для Церкви?".
   Отец Георгий наставляет подопечных:
   - Работайте Господу со страхом и служите Ему с радостью.

Елена Агентова

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).