Софийский собор г. Вологды
Вологодская епархия
Русская Православная Церковь
Московский патриархат
Кафедральный собор прав. Прокопия в Великом Устюге

Е п а р х и а л ь н а я    г а з е т а
Епархиальная газета

ПОСЛЕДНИЙ НОМЕР

АРХИВ

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

 

   

<< Назад обзор номера | № 7-9 2005г.

Святейший Патриарх Алексий II
намерен приехать на Вологодчину в 2007 году

 

   9 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял в своей резиденции архиепископа Максимилиана и Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева.
    По нашей просьбе Высокопреосвященнейший Максимилиан рассказал о ходе встречи.


   - Владыко, ваш визит к Патриарху был вызван обсуждением порядка возвращения Смоленской Устюженской иконы Божией Матери?
    - Во время визита рассматривались две важные темы: возвращение этой чудотворной иконы и визит Святейшего на вологодскую землю. Святейший Патриарх всего один раз в истории добровольно посетил Вологодчину, это было 13 лет назад, и в 2007 году, если даст Бог, состоится второй визит, который связан с возвращением Смоленской иконы Божией Матери на вологодскую землю.
    Важность возвращения этой чудотворной иконы в том, что это, наверное, первый случай, когда святыня такого уровня была найдена после похищения. Карамзин в своей "Истории государства Российского", рассказывая о Смутном времени, упоминает две чудотворные иконы - Казанскую и Смоленскую Устюженскую. Казанская икона перед революцией была похищена и её судьба до сих пор неизвестна.
    - Да, одни говорят, что её уничтожили, другие - что куда-то скрыли...
    - В связи с этим особенно важна для нас Смоленская. Она хранилась в музее. Когда одиннадцать лет назад её похитили, казалось, что образ этот безвозвратно утрачен. Но он попал к такому коллекционеру, который вернул его в Россию. Сейчас он находится в Москве. Есть разные мнения: одни говорят, что образ надо передать в музей, другие считают, что место ему в храме. Кто-то уверен, что икону надо оставить в Москве, кто-то полагает, что ей место в Вологодской области...


    На встрече с Патриархом было решено, что эта икона должна быть возвращена Русской Православной Церкви накануне Дня народного единства в будущем году, то есть накануне 4 ноября 2006 года. Патриарх планирует на одной из ближайших встреч с Владимиром Владимировичем Путиным обсудить этот вопрос. Предполагается, что Президент России передаст Смоленскую Устюженскую икону Патриарху - государственная власть передаст святыню церковной власти. А потом, уже в 2007 году, Святейший Патриарх привезет её в Вологодскую епархию.
    - Почему сейчас нельзя сразу привезти икону туда, откуда она была похищена?
    - Сейчас у нас нет, наверное, ни одного храма, где бы мы могли обеспечить необходимые условия для её сохранности. Что я имею в виду? Во-первых, безопасность иконы; нужно устроить рубежи защиты, которые необходимы, чтобы она не была похищена. Второе - температурно-влажностный режим. Икона древняя, она уже не такая крепкая, и поэтому требуются особые условия, чтобы она сохранилась на более продолжительный период времени. И поэтому необходим саркофаг - подобный тем, что сделаны для Владимирской иконы Божией Матери, Толгской иконы Божией Матери и некоторых других древних и ценных святынь. Там особое стекло, материалы, внутри киота поддерживается необходимый температурно-влажностный режим. Эти вопросы мы сейчас решить не можем: в Устюжне в действующем Казанском храме необходимо провести ремонтно-реставрационные работы, создать условия для безопасного хранения - за год мы вряд ли успеем провести эти очень затратные работы.
    - Святейший в курсе вологодских дел?
    - Да, он знает, что у нас происходит. О возвращении иконы мы говорили в Оптиной пустыни нынешним летом, Патриарх Алексий живо интересуется жизнью епархии, наших монастырей, храмов, взаимоотношениями между светской и церковной властью...
    - В телевизионном репортаже было видно, что вы, Владыко, передали ему вологодскую прессу...
    - Да, я передал Святейшему последний номер епархиальной газеты "Благовестник", а также копии нескольких материалов из "Красного Севера". Беседа началась с нашего рассказа о том, как мы провели День народного единства - этот праздник существовал в России более двухсот лет, просто за советский период мы забыли о нем. Мы передали ему материалы из "Красного Севера", посвященные Дню народного единства.
    - Скажите, пожалуйста, Владыко, вопрос о визите Святейшего Патриарха в Вологду возник именно в связи с иконой?

Смоленская Устюженская икона Божией Матери


    - Этот вопрос возник очень давно. И встреча Святейшего с Вячеславом Евгеньевичем планировалась не вчера, просто ввиду огромной занятости обоих, для того, чтобы найти возможность их встречи, потребовалось около двух месяцев.
    Интересно, что когда мы вылетали из Вологды, погодные условия были довольно сложными, и вполне могло получиться так, что в Москве нам не дали бы посадки и пришлось вернуться назад. Пока мы летели, погода улучшилась, и нам дали посадку. Но риск был немалый. Кстати, Вячеслав Евгеньевич рассказывал, что у него уже был случай, когда, долетев до столицы, самолет не смог сесть и отправился назад в Вологду - Москва не приняла. Вспоминая этот случай, Вячеслав Евгеньевич в самом начале полета сказал, что дело - богоугодное, и всё должно быть хорошо.
    - Как долго продолжалась встреча?
    - Встреча длилась около часа. Вячеслав Евгеньевич, понимая занятость Святейшего Патриарха, дважды намекал, что можно закончить разговор, но Святейший продолжал беседу. Он был в очень добром расположении духа, очень тепло беседовал с нами. Заканчивая разговор, Святейший Патриарх попросил нас передать сотрудникам вологодской милиции поздравления с их профессиональным праздником, и мы с удовольствием это сделали. Приятно, что Святейший проявляет внимание и к нашим милиционерам, служба у них нелегкая.
    - В связи с этим вот какой вопрос возникает, Владыко. Священнослужителей всё чаще приглашают кого-то поздравить, что-то освятить. Но есть у нас люди, которые публично выступают против такого, как они считают, насильственного и неоправданного вмешательства Церкви в жизнь нашего общества. Вот недавно в одной из популярных московских газет появилась статья, в которой доктор исторических наук Петр Шаститко пишет: "Вызывает недоумение, когда православный священник кропит святой водой подводную лодку". Доктор наук считает: "Религия тянет страну в безвозвратно ушедшее прошлое"... Кажется, что сам этот доктор наук вышел из безвозвратно ушедшего прошлого, эпохи воинствующего безбожия...
    - Да, действительно, мы освящаем оружие. Но при этом говорится, что оружие освящается для защиты вдов, обездоленных, для защиты родной земли. Не для нападения, не для убийства, не для насилия, а для защиты своей свободы и независимости своего государства. Церковь никогда не запрещала защищать своё государство. И если посмотреть в святцы, мы увидим там очень много воинов, прославленных как святые. Калашникову, нашему знаменитому оружейнику, задали вопрос: "Знаете ли вы, сколько людей было убито из вашего автомата?" Но ведь автомат создавался не для террористических актов, не для захвата заложников - он создавался для защиты Родины.
    А что он попал к преступникам в руки, вина не Калашникова, а тех, кто изобретенным им автоматом преступно воспользовался. Огнем можно светить, а можно жечь.
    Вполне возможно освящать и корабли боевые, и подводные лодки, и ракеты, и стрелковое оружие... И надо это делать - так проявляется любовь к тем, кто стоит с оружием на пути врага.
    - Мне показалось, что основа этой статьи - боязнь того, что Церковь постепенно начинает занимать в обществе всё большее место. Но ведь не приходят же священники в воинские части: давайте мы у вас подлодку освятим, ракетный комплекс... Люди сами приглашают их. И не тянет никого Церковь - наоборот, люди тянутся к ней, тянутся к вере, справедливо видя в ней надежную опору, дающую истинный смысл жизни.
    - Возьмем такой пример. Воины после Чечни, как правило, отправляются на реабилитацию, они не в силах самостоятельно справиться с тяжелейшим стрессом. А ведь крови они видят не так уж много, непосредственно с противником не часто сталкиваются ... Вспомним суворовские времена - тогда и оружие было не такое совершенное, как сейчас, чаще были рукопашные сражения, а ведь это страшное кровопролитие. Но на реабилитацию тогда никого не отправляли!
    Зато мы знаем, что это была армия верующая. Они знали, за что воевали, - за веру, царя и Отечество. И это их укрепляло, и это помогало преодолевать им все трудности.
    Сейчас армия тоже переживает непростое время, ей тоже трудно, и она просит оказать помощь и поддержку. Так что же, бросить наших солдат и офицеров на произвол судьбы? Церковь не может так поступать, она всегда помогает нуждающимся. Спаситель сказал: "Приходящего ко мне не изгоню вон". Армия приходит к нам - как мы её прогоним? Преступник придет - и его не прогоним. Придет тот же доктор наук - и его не прогоним. Атеист придет - и ему постараемся помочь. У нас не политическая партия. Наша Церковь видит во всех людях Образ Божий, который надо восстановить, отчистить. Если человек совершает какой-нибудь грех, но при этом кается - он по немощи совершает этот грех, и перед Богом может быть оправдан. А мы, осуждая, оказываемся хуже него. Так что, главное - понимать смысл и цель, конечную цель, а не только внешнее. Церковь идет туда, где её ждут, где тревога, где беда.

Беседовал
Андрей Сальников

 

Спасо-Прилуцкий монастырь Паломническая служба Вологодской епархии Сайт расположен на сервере Россия Православная

Web-мастер
Адрес редакции: 160001, Россия , Вологда, Торговая площадь, 8,
архиерейское Покровское подворье, редакция газеты "Благовестник".
2005 г. Вологодская епархия Русской Православно Церкви (Московский патриархат).
образок на шею